Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое изучение психологических аспектов готовности женщины к материнству.
Задачи исследования:
1.Изучение основных аспектов материнства в психологии
2.Определение факторов психологической готовности женщины к материнству
3.Изучение основных мотивов материнства
4.Рассмотрение потребностно-эмоциональной и ценностно-смысловой готовности женщины к материнству
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Основные аспекты исследования материнства в психологии……………… 5
1.Культурно-исторические аспекты материнства……………………….... 5
2.Биологические аспекты материнства……………………………………. 6
3.Психологические аспекты материнства…………………………….…… 7
2.Психологическая готовность женщины к материнству…………………... 9
1.Показатели психологической готовности к материнству……………… 9
2.Факторы, определяющие психологическую готовность к материнству……………………………………………………………… 11
3.Основные мотивы материнства………………………………………… 12
4.Потребностно-эмоциональная готовность к материнству………….… 13
5.Ценностно-смыловая готовность к материнству……………………… 13
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….…. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 17
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………… 19
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Основные аспекты исследования материнства в психологии……………… 5
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Есть немало научных и научно-популярных изданий, посвященных этой проблеме.
Изучение материнства и материнского поведения имеет давние традиции. Многие ученые неоднократно подчеркивали важность таких исследований. Так, Б. Бернс в предисловии к книге «Разные лики материнства» пишет: «Если мы хотим понять детское развитие и убеждены, что ранние годы важны для жизни ребенка, тогда, вероятно, важно исследовать наши представления о матери. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство, конечно, – важная область исследований» [16].
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интересно отметить, что на сегодняшний день до сих пор нет единого определения понятия «материнство». Согласно Оксфордскому толковому словарю по психологии «материнское поведение» – все те модели поведения, которые связаны или сопутствуют выполнению функций матери. Часто этот термин употребляется синонимично понятию заботы о ребенке [7].
В словаре русского языка
С.И.Ожегова «материнство»
Минюрова С.А., Тетерлева
Е.А. отмечают, что все психологические
работы в области материнства
позволяют выделить два основных
направления современных
Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине.
Цель исследования: теоретическое изучение психологических аспектов готовности женщины к материнству.
Задачи исследования:
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИНСТВА В ПСИХОЛОГИИ
На формирование готовности женщины к принятию новой социальной роли матери влияет огромное количество сложно взаимодействующих факторов, изменяющих и тем самым подготавливающих сознание и самосознание будущей матери к приему ребенка еще задолго до его рождения. К ним относятся такие факторы, как: репродукция родительского опыта; личностные особенности женщин; изменения в эмоциональном состоянии под влиянием эмоциональных стрессоров, и многие другие [4].
Поток современных исследований в области психологии материнства и смежных проблем отличается обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. Если обобщить имеющиеся направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.
В рамках первого подхода материнство рассматривается в контексте материнско-детского взаимодействия. В этих работах обсуждаются материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические аспекты. Второе направление исследований в области материнства акцентирует внимание на материнстве как части личностной сферы женщины.
В исследованиях этого
направления институт материнства
рассматривается как
В это направление можно
объединить исследования, в которых
мать и обеспечиваемые ею условия
рассматриваются как
В психологических исследованиях также существует много направлений, которые можно объединить следующим образом.
Таким образом, структура, содержание и развитие материнства должны изучаться с точки зрения того, какие функции оно обеспечивает для развития ребенка и как это представлено в субъективной сфере самой матери, то есть одновременно учитывать мать — как объект своего материнства и ребенка — как его объект.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ К МАТЕРИНСТВУ
Изучение готовности к
материнству в последние годы
ведётся в различных аспектах:
в плане социологических
С точки зрения исследователя материнства Матвеевой Е.В. основной детерминантой материнского поведения является степень психологической готовности к материнству[5]. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских функций и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству.
2.1. Показатели психологической готовности к материнству
Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь, остаётся открытым.
Одна из исследователей психологической готовности к материнству Мещерякова С.Ю. рассматривает этот концепт как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предположением Мещеряковой С.Ю. о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании.
Автор выделяет несколько
групп показателей
Информация о работе Материнство как психо-социальный феномен