Материнство как психо-социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое изучение психологических аспектов готовности женщины к материнству.
Задачи исследования:
1.Изучение основных аспектов материнства в психологии
2.Определение факторов психологической готовности женщины к материнству
3.Изучение основных мотивов материнства
4.Рассмотрение потребностно-эмоциональной и ценностно-смысловой готовности женщины к материнству

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Основные аспекты исследования материнства в психологии……………… 5
1.Культурно-исторические аспекты материнства……………………….... 5
2.Биологические аспекты материнства……………………………………. 6
3.Психологические аспекты материнства…………………………….…… 7
2.Психологическая готовность женщины к материнству…………………... 9
1.Показатели психологической готовности к материнству……………… 9
2.Факторы, определяющие психологическую готовность к материнству……………………………………………………………… 11
3.Основные мотивы материнства………………………………………… 12
4.Потребностно-эмоциональная готовность к материнству………….… 13
5.Ценностно-смыловая готовность к материнству……………………… 13
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….…. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 17
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 43.60 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

1. Основные аспекты исследования материнства в психологии……………… 5

    1. Культурно-исторические аспекты материнства……………………….... 5
    2. Биологические аспекты материнства……………………………………. 6
    3. Психологические аспекты материнства…………………………….…… 7
  1. Психологическая готовность женщины к материнству…………………... 9
    1. Показатели психологической готовности к материнству……………… 9
    2. Факторы, определяющие психологическую готовность к материнству……………………………………………………………… 11
    3. Основные мотивы материнства………………………………………… 12
    4. Потребностно-эмоциональная готовность к материнству………….… 13
    5. Ценностно-смыловая готовность к материнству……………………… 13

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….…. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 17

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………… 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Материнство изучается в  психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Есть немало научных и научно-популярных изданий, посвященных этой проблеме.

Изучение материнства  и материнского поведения имеет  давние традиции. Многие ученые неоднократно подчеркивали важность таких исследований. Так, Б. Бернс в предисловии к  книге «Разные лики материнства» пишет: «Если мы хотим понять детское  развитие и убеждены, что ранние годы важны для жизни ребенка, тогда, вероятно, важно исследовать  наши представления о матери. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство, конечно, – важная область исследований» [16].

Материнство изучается в  русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей  и задач. Интересно отметить, что на сегодняшний день до сих пор нет единого определения понятия «материнство». Согласно Оксфордскому толковому словарю по психологии  «материнское поведение» – все те модели поведения, которые связаны или сопутствуют выполнению функций матери. Часто этот термин употребляется синонимично понятию заботы о ребенке [7].

В словаре русского языка  С.И.Ожегова «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми».

Минюрова С.А., Тетерлева  Е.А. отмечают, что все психологические  работы в области материнства  позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния  на развитие ребёнка. Мать рассматривается  в терминах долженствования как  детерминант развития личности ребёнка, как объект – носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания  женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка[11].

Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине.

Цель исследования: теоретическое изучение психологических аспектов готовности женщины к материнству.

Задачи исследования:

  1. Изучение основных аспектов материнства в психологии
  2. Определение факторов психологической готовности женщины к материнству
  3. Изучение основных мотивов материнства
  4. Рассмотрение потребностно-эмоциональной и ценностно-смысловой готовности женщины к материнству

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИНСТВА В ПСИХОЛОГИИ

На формирование готовности женщины к принятию новой социальной роли матери влияет огромное количество сложно взаимодействующих факторов, изменяющих и тем самым подготавливающих сознание и самосознание будущей  матери к приему ребенка еще задолго  до его рождения. К ним относятся  такие факторы, как: репродукция  родительского опыта; личностные особенности  женщин; изменения в эмоциональном  состоянии под влиянием эмоциональных  стрессоров, и многие другие [4].

Поток современных исследований в области психологии материнства и смежных проблем отличается обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. Если обобщить имеющиеся направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.

В рамках первого подхода  материнство рассматривается в  контексте материнско-детского взаимодействия. В этих работах обсуждаются материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические аспекты. Второе направление исследований в области материнства акцентирует внимание на материнстве как части личностной сферы женщины.

    1. Культурно-исторические аспекты материнства

В исследованиях этого  направления институт материнства  рассматривается как исторически  обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе. Кросскультурные  исследования и в первую очередь  работы М. Мид показали, что материнское  поведение и содержание эмоциональных  переживаний и представлений  матери о развитии ребенка и своей  материнской роли различны в разных культурах и зависят от конкретной культурной модели материнства и детства. Исследования разных культурных вариантов материнства в современном обществе также свидетельствуют о влиянии имеющихся моделей семьи, детства и ценностей, принятых в данной культуре, на материнское поведение и переживания женщины [M.L. Grossman, G. F. D. Louis and E. Margolis, A. Phoenix at all]. В исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства, обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурных моделях материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего, конкретного общества [И. Кон, М. Мид, Е. Badinter, R. Gelles, D. Jil, В. Kornel].

    1. Биологические аспекты материнства

В это направление можно  объединить исследования, в которых  мать и обеспечиваемые ею условия  рассматриваются как организация  физиологической и стимульной среды  для развития ребенка. Большое значение придается эволюционным аспектам формирования физиологических, мотивационных и  поведенческих механизмов материнства. Некоторые направления этих исследований сочетают биологический и психологический  подходы. Данные исследования можно  объединить следующим образом.

  1. Этологические исследования. Материнство изучается с позиций оценки количества ресурсных затрат родительской особи (родительский вклад), выявления эволюционных основ формирования паттернов родительского поведения, взаимного обеспечения родителями и детенышами ключевой стимуляции для реализации адаптивного поведения [7].
  2. Физиологические и психофизиологические аспекты материнства. Спектр этих исследований необычайно велик, в основном изучается связь гормонального фона и эмоциональных состояний. Считается, что гормональный фон создает условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком, однако конкретная интерпретация своих состояний в беременности и раннем материнстве зависит от личностных особенностей матери, смысла беременности для нее, социальной и семейной ситуации [8]. Психофизиологическим аспектом материнства является рассмотрение позиции матери, с точки зрения организации ей физиологической и стимульной среды для развития ребенка. Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются исходя из формирования физиологической «доминанты материнства». Успешность родов связывают с психофизиологическими психофизиологическими особенностями эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками [2].
  3. Сравнительные биопсихологические исследования. В данном случае имеются в виду сравнительные исследования материнства у животных и человека и основанные на них представления о сущности и механизмах «материнского инстинкта». В сравнительно-психологическом плане материнский инстинкт рассматривал В.А. Вагнер, позднее Н.А. Тих [10].
    1. Психологические аспекты материнства

В психологических исследованиях  также существует много направлений, которые можно объединить следующим  образом.

  1. Феноменологическое. Выделяются и подробно описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и т.п. Популярным является выделение типов и стилей материнского поведения, отношения, позиции и т.п. В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с изучением успешности ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье.
  2. Психолого-педагогическое направление. Необходимость повышения психолого-педагогической культуры родителей, и тем более матерей, очевидна, между тем достаточно развернутых исследований влияния на развитие ребенка разнообразных практик подготовки к родам нет.
  3. Психотерапевтическое направление. В его рамках изучаются особенности матери, которые рассматриваются как источник нарушения психического развития ребенка. Это, прежде всего, практические исследования задержек и нарушений психического развития, детская психиатрия, нарушение социальной адаптации и психологические проблемы детей и подростков. Много внимания уделяется изучению влияния на развитие ребенка (в том числе младенческого возраста) разных форм отклоняющегося материнского отношения. В плане анализа влияния особенностей матери на психическое развитие ребенка и формирование у него разнообразных отклонений этого развития предлагается типология материнского отношения и шире – типология матерей.

Таким образом, структура, содержание и развитие материнства должны изучаться  с точки зрения того, какие функции  оно обеспечивает для развития ребенка  и как это представлено в субъективной сфере самой матери, то есть одновременно учитывать мать — как объект своего материнства и ребенка — как  его объект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ К МАТЕРИНСТВУ

Изучение готовности к  материнству в последние годы ведётся в различных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства  несовершеннолетних; при исследовании факторов риска психической патологии  ребёнка в связи с социальными  и психическими аномалиями матерей (Брутман В.И., Северный А.А., Копыл  О.А., Баженова О.В. и др.); в филогенетическом аспекте (Филиппова Г.Г.). Исследуются  значимые личностные характеристики будущей  матери (Slade P., Macpherson S.), изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (Klos M., Jeranld R.).

С точки зрения исследователя  материнства Матвеевой Е.В. основной  детерминантой материнского поведения  является степень психологической готовности к материнству[5]. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских функций и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству.

2.1.   Показатели психологической готовности к материнству

Изучение готовности к  материнству в последние годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического  исследования  связи готовности к материнству, реального материнского поведения  и развития ребёнка  не проводилось. Поэтому вопрос  о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь,  остаётся открытым.

Одна из исследователей психологической  готовности к материнству Мещерякова С.Ю. рассматривает этот концепт  как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в  отношении к ещё не родившемуся  ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предположением Мещеряковой С.Ю. о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя  и потребности в сопереживании.

Автор выделяет несколько  групп показателей психологической  готовности  к материнству [6].

  1. В первую  группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства. Эта составляющая была определена Мещеряковой С.Ю., исходя из концепции Лисиной М.И., которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими был положительным, это означает, что стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребёнку заложена. Мещерякова С.Ю. предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Большое значение в становлении родительского поведения автор придаёт общению со сверстниками, старшими и младшими детьми.
  2. К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
  3. Третью группу показателей составили установки на стратегию воспитания ребёнка. То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку.

Информация о работе Материнство как психо-социальный феномен