Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:47, реферат
Матрицы Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Они могут применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования при обследовании детей с речевыми нарушениями первичного характера.
По утверждению Равена, при исследовании по этому методу можно выявить способности к систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. Для изучения общего интеллекта, по мнению автора, необходимо дополнительное использование вербальных шкал.
МАТРИЦЫ РАВЕНА
Матрицы Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Они могут применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования при обследовании детей с речевыми нарушениями первичного характера.
По утверждению Равена, при исследовании по этому методу можно выявить способности к систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. Для изучения общего интеллекта, по мнению автора, необходимо дополнительное использование вербальных шкал.
Цветной вариант матриц предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет. Он состоит из трех серий А, АВ, В по 12 заданий в каждой серии. В процессе выполнения составляющих заданий теста проявляются три основных психических процесса: внимание, восприятие и мышление. В результате анализа ответов испытуемых можно судить об уровне развития у них наглядных форм мышления.
Из всех 36 заданий, 28 направлены на выявление сформированности операций дополнения до целого, на установление тождества, "чувства" симметрии (с учетом принципа центральной и осевой симметрии), а 8 заданий (А11, A12, АВ12, В8 — В12) способствуют выявлению сформированности мыслительных операций (установление отношений по принципу решения простых и сложных аналогий). Количество решенных аналогий может быть важным показателем при дифференциации ЗПР и олигофрении.
Тест можно применять для индивидуального и группового обследования детей. При индивидуальном тестировании детей от 5 до 8 лет результаты решения заданий записывает специалист, проводящий обследование. Дети старше 8 лет могут фиксировать свои ответы в протоколе самостоятельно. Тест может быть использован в качестве теста скорости (с ограничением времени выполнения заданий), так и теста результативности (без ограничения времени) (Дж. Равен, 1963).
Инструкция сообщается испытуемому доступным для него средствами и должна содержать указание на наличие "пробела" в матрице "коврике" и необходимость его заполнения подходящим вкладышем "кусочком" из шести предложенных вариантов.
Работа начинается с задания А1.
Инструкция: Посмотри сюда (показываем верхнюю картинку). Здесь в рамке рисунок коврика, у которого недостает одной части. Ее отсюда вырезали.- Каждый из этих кусочков (показываем все по очереди) имеют одинаковый вид, по которому они подходят для пустого промежутка, но только один из них правильный полностью. Посмотри: №1 - форма правильная, но образец неверный, №2 -вообще нет образца, №6 — почти верный, но тоже плохой (показываем в белое место) и т.д. Только один из них верен. Покажи тот кусочек, который полностью подходит.
После нахождения правильного ответа ребенку предлагается следующее задание. В случаях неудач рекомендуется возвращение к демонстрации решения задания А1. В случаях неудач Равен рекомендует также применять "задвижную" форму теста. По мнению, автора, нет необходимости приводить инструкцию полностью к каждому заданию. Ее можно сократить, упростить.
Обработка и оценка результатов исследования: Обработка результатов исследования включает сравнение с ключом. За каждое правильное решение начисляется 1 балл. Суммарное количество баллов, подсчитывается по 35 заданиям (начиная с А2) и является основным показателем, который интерпретируется путем сравнения с нормами для данного возраста. Для каждой суммы баллов существует определенное распределение правильных результатов по отдельным сериям. При этом существует допустимый "индекс вариабельности".
Ключ теста "Равена прогрессивные матрицы"
А1 - 4 |
АВ1 – 4 |
В1 – 2 |
А2 – 5 |
АВ2 – 5 |
В2 – 6 |
А3 – 1 |
АВ3 – 1 |
В3 – 1 |
А4 – 2 |
АВ4 – 6 |
В4 – 2 |
А5 – 6 |
АВ5 – 2 |
В5 – 1 |
А6 – 3 |
АВ6 – 1 |
В6 – 3 |
А7 – 6 |
АВ7 – 3 |
В7 – 5 |
А8 – 2 |
АВ8 – 4 |
В8 – 6 |
А9 – 1 |
АВ9 – 6 |
В9 – 4 |
А10 – 3 |
АВ10 – 3 |
В10 – 3 |
А11 – 5 |
АВ11 – 5 |
В11 – 4 |
А12 – 4 |
АВ12 – 2 |
В12 - 5 |
"Индекс вариабельности" определяют исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из трех серий. Варианты распределения решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Табличное распределение сравнивают с полученным в конкретном случае, разности ожидания и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируются. Полученная величина и является "индексом вариабельности".
Например. При общей оценке в 23 "сырых" баллов оценки по отдельным сериям распределяются следующим образом: А - 9; Ав-8; В-5. В данном случае А-10; Ав-8; В-5. Подсчитывается "индекс вариабельности": 10-9=1; 8-8=0; 5-6= - 1. В результате данного подсчета "индекс вариабельности" равен 2.
Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критического значения (7 и более) данные теста считаются недостоверными.
Таблица № 1 Нормальное распределение результатов в отдельных сериях
| ||||||||
Общая сумма |
А |
Ав |
В |
Общая сумма |
А |
Ав |
В | |
10 |
5 |
3 |
2 |
23 |
9 |
8 |
6 | |
11 |
6 |
3 |
2 |
24 |
10 |
8 |
6 | |
12 |
7 |
3 |
2 |
25 |
10 |
9 |
6 | |
13 |
7 |
3 |
3 |
26 |
10 |
9 |
7 | |
14 |
7 |
4 |
3 |
27 . |
10 |
10 |
7 | |
15 |
7 |
4 |
4 |
28 |
10 |
10. |
8 | |
16 |
8 |
4 |
4 |
29 |
11 |
10 |
8 | |
17 |
8 |
5 |
4 |
30 |
11 |
10 |
9 | |
18 |
8 |
6 |
4 |
31 |
11 |
10 |
10 | |
19 |
8 |
б |
5 |
32 |
11 |
11 |
10 | |
20 |
8 |
7 |
5 |
33 |
11 |
11 |
11 | |
21 |
9 |
8 |
5 |
34 |
12 |
11 |
11 | |
22 |
9 |
8 |
5 |
35 |
12 |
12 |
11 |
В соответствии с суммой правильных решений и "индексом вариабельности" уровень развития интеллекта можно выразигь с помощью:
A. процентильной шкалы;
B. процентной шкалы.
Процентиль - стандартная мера успешности выполнения задания. Ои характеризует количество испытуемых в процентном отношении по всей обследованной выборки получивших за выполнение заданий данный или более низкий балл.
Таблица №2.Таблица процентильных оценок (А) |
|||||||||||||||||||||||||||
Процентиль |
Возраст (в годах) | ||||||||||||||||||||||||||
|
5/6 |
6 |
6/6 |
7 |
7/6 |
8 |
8/6 |
9 |
9/6 |
10 |
10/6 |
11 | |||||||||||||||
95 |
19 |
21 |
23 |
24 |
25 |
26 |
28 |
30 » |
32 |
33 |
33 |
35 | |||||||||||||||
90 |
17 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
26 |
28 |
31 |
31 |
31 |
34 | |||||||||||||||
75 |
15 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
23 |
26 |
28 |
28 |
29 |
31 | |||||||||||||||
50 |
14 |
15 |
15 |
16 |
17 |
18 |
20 |
22 |
24 |
24 |
26 |
28 | |||||||||||||||
25 |
12 |
13 |
14 |
14 |
15 |
16 |
17 |
19 |
21 |
22 |
22 |
24 | |||||||||||||||
10 |
- |
12 |
12 |
13 |
14 |
14 |
15 |
16 |
18 |
20 |
20 |
21 | |||||||||||||||
5 |
- |
- |
- |
12 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 , |
17 |
17 | |||||||||||||||
Таблица № 3. Оценка результатов по тесту Равена
(процентная шкала - В)
Степень |
Оценка результатов |
Условия | |||
1 |
очень высокий |
Если результат 95% и выше | |||
2 |
хороший |
Если результат 75% и выше | |||
3 |
средний |
Если результат в границах выше 25% - ниже 75% | |||
+ |
выше среднего |
Если результат выше среднего арифметического для данного возраста | |||
- |
ниже среднего |
Если результат ниже среднего арифметического для данного возраста | |||
4 |
слабый |
Если результат 25% и ниже | |||
5 |
очень слабый |
Если результат 5% и ниже |
Матрицы Дж. Равена используются как интеллектуальный тест, однако он является информативным в отношении уровня сформированности произвольной регуляции деятельности в целом и произвольной регуляции психических функций в частности. Выводы относительно данных регулятивных действий можно сделать на основании качественной оценки результатов теста. Цель методики: выявление развития регулятивных действий при нахождении недостающего элемента матрицы.
Оцениваемые УУД: целенаправленность; работоспособность, контроль, коррекция; познавательные действия: сравнение, анализ, синтез, аналогия.
Для диагностики регулятивных действий учитываются следующие качественные показатели:
Показатели и уровни развития регулятивных действий:
Психолог должен отметить в протоколе, на какой минуте у ребенка появились признаки утомления (начал отвлекаться на посторонние дела, смотреть по сторонам, задавать вопросы о времени окончания тестирования и т. д.).