Межличностные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей. Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия. В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВАХ…….6
1.1.Функции и структура общения в межличностных отношениях……….6
1.2.Система межличностных отношений…………………………………....7
1.3.Психология взаимодействия людей в межличностных отношениях...12
1.4.Механизмы психологической защиты в межличностных отношениях………………………………………………………………………... 13
2.ПРИЗНАКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ…………………………………………………………………...14
2.1.Чувства и эмоции в межличностных отношениях…………………….14
2.2.Проблемы межличностных отношений в коллективах……………….15
2.3.Психологическая несовместимость межличностных отношений в коллективах…………………………………………………………………………16
2.4.Сплочение коллектива в межличностных отношениях……………….18
3.ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………....19
3.1.Межличностные отношения в трудовом коллективе………………....19
3.2Межличностные отношения в коллективе подростков………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1.СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВАХ…….6

     1.1.Функции и структура общения в межличностных отношениях……….6

     1.2.Система межличностных отношений…………………………………....7

     1.3.Психология взаимодействия людей в межличностных отношениях...12

     1.4.Механизмы  психологической защиты в межличностных отношениях………………………………………………………………………... 13

2.ПРИЗНАКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ…………………………………………………………………...14

     2.1.Чувства и эмоции в межличностных отношениях…………………….14

     2.2.Проблемы межличностных отношений в коллективах……………….15

     2.3.Психологическая несовместимость межличностных отношений в коллективах…………………………………………………………………………16

     2.4.Сплочение  коллектива в межличностных отношениях……………….18

3.ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………....19

      3.1.Межличностные  отношения в трудовом коллективе………………....19

      3.2Межличностные  отношения в коллективе подростков………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Человек – социальное существо, его жизнь  и развитие невозможны без общения  и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как  они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей. Для структурирования многочисленных результатов исследований по  межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия. В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

     Эффективность восприятия связана с социально-психологической  наблюдательностью – свойством  личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания  особенности. Особенности воспринимающего  зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.

     Объектом  познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально  физический облик, к которому  относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические  характеристики. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

     Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны; механизм проекции; механизм стереотипизации; механизм этноцентризма.

     Для восприятия человека и его понимания  субъект неосознанно выбирает различные  механизмы межличностного познания. Основным является механизм соотнесения личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов  межличностного познания. В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

     К условиям восприятия человека человеком  относятся ситуации, время и место  общения. Сокращение времени при  восприятии объекта снижает возможность  воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВАХ

1.1. Функции и структура  общения в межличностных отношениях

      Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как  членами общества; в общении реализуются  социальные отношения людей.

     В общении выделяют три взаимосвязанных  стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на  настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В процедуре  общения выделяют следующие этапы :

1. Потребность  в общении (необходимо сообщить  или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка  в целях общения, в ситуации  общения.

3. Ориентировка  в личности собеседника.

4. Планирование  содержания своего сообщения  – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек  выбирает конкретные средства, фразы,  которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие  и оценка ответной реакции  собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка  направления, стиля, методов общения.

     Если  какое-либо из звеньев акта общения  нарушено, то говорящему не удается  добиться ожидаемых результатов  общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

     Коммуникация  – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

     Коммуникативная компетентность – способность устанавливать  и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. 

1.2. Система межличностных отношений

     Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

     Каждый  индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен как сумма предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту — положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе. Самыми высоко статусными считаются так называемые социометрические звезды — члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.

     Далее идут высоко статусные, средне статусные и низко статусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне-, низко статусные.

     На  более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе — одна из наиболее неблагоприятных. Отверженные — это такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

     Часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами. Можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звездами и лидерами, но такое сочетание редко встречается. Человек часто утрачивает симпатии окружающих, становясь лидером. Социометрическая звезда вызывает доброе отношение, прежде всего потому, что другие люди чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности. Что касается лидера, то его социально-психологическая функция связана с управлением. Проблема совмещения в одном лице лидера и социометрической звезды стоит крайне остро как для самого человека, так и для группы в целом. Иногда, в критических социальных ситуациях это может провоцировать некоторые тенденции фанатического поведения членов группы. В обычной семье роли могут распределяться следующим образом: отец — лидер, мать — социометрическая звезда. Высоко статусные, средне статусные и низко статусные члены группы составляют обычно ее большинство. Изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. Негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного считается большим наказанием. Известен феномен влияния бойкота — прекращение отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны. Изменение социометрического статуса члена группы — важная проблема. Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус.

     Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных группах. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы. Сложность проблемы заключается также и в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу. Большинство имеет представление о том, какой статус они занимают в первичной группе. Средне статусные члены группы, как правило, воспринимают свое положение адекватно. Но крайние статусные категории вследствие действия психологических защит часто воспринимают отношения других людей к себе неадекватно. Чаще всего именно социометрические звезды и пренебрегаемые члены группы не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе.

     Устойчивость  социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых  выделяют следующие:

- внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык);

-успехи в ведущей деятельности;

-некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.);

соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является;

-положение в других социальных группах.

     Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только поработать с тем или иным фактором статуса.

     Знание  социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать и о таком явлении, как взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если ее выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным будет его положение в системе межличностных отношений. Группы значительно различаются между собой по взаимности выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то в ней будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворенность ее членов межличностными отношениями. Межличностные отношения в группе включают отношения межличностного предпочтения.

Информация о работе Межличностные отношения