Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в семье как малой группе.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме межличностных отношений в малой группе.
Дать характеристику особенностей межличностных отношений в семье.
Экспериментально изучить межличностные отношения в семье.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения межличностных отношений в семье 6
1.1. Семья и её значение для развития личности 6
1.2. Межличностные отношения и межличностное восприятие в семье 12
1.3. Консультационная и психотерапевтическая помощь семье 19
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семье 22
2.1. Изучение особенностей межличностных отношений в семье 22
2.2. Консультирование как путь оптимизации межличностных отношений в семье с учётом индивидуально-личностных особенностей её членов 28
Заключение 33
Литература 35
Вторая установка, характеризующая уже не столько систему поведенческих, сколько систему эмоциональных связей между членами человеко-центрированной семьи, представляет собой эмоциональные состояния в континууме "эмпатия". Эти состояния отражают динамику безусловного принятия членами семьи друг друга, они связаны с безоценочной заинтересованностью в другом, с центрацией на его внутреннем мире, с активным слушанием другого, с "доминантой на другом" (А.Ухтомский). Важно, однако, подчеркнуть, что эмпатические состояния не являются исключительно экстравертированными. Подлинная, гармоничная эмпатия всегда предполагает не только сочувствие и сопереживание другому человеку, но и признание, безусловное принятие и сочувствие своему собственному миру переживаний. Именно поэтому принятие другого человека не оказывается в человеко-центрированной семье идентификацией с этим человеком и, следовательно, самоутратой. В то же время непринятие другого здесь также не становится "полным", не проявляется как ненависть, не прерывает общение, но лишь делает его субъективно трудным, поскольку в общении возникает новая непростая задача: каким образом я могу безоценочно выразить свои негативные переживания в связи с другим человеком, чтобы не травмировать его своей оценкой, не нарушить общение с ним, дать ему возможность услышать и понять меня.
Третья коммуникативная установка - самопринятие. В условиях безоценочного и эмпатического общения, безусловного принятия у человека не формируются системы эффективных психологических защит, предохраняющих его в том числе и от своего собственного значимого содержания. Иначе говоря, в условиях общения, складывающегося в человеко-центрированной семье, человек не склонен вытеснять из своего сознания все то, что так или иначе не совпадает с содержанием его персоны. При этом сама персона (т.е. принимаемые значимыми другими проявления индивида) утрачивает четкость и определенность своих границ. Подобное "размывание" границ персоны происходит прежде всего за счет того, что теневые (непринимаемые) проявления человека фактически исчезают. Следует только сказать, что принятие "негативных качеств" другого человека отнюдь не означает ни полного и безоговорочного согласия с ними, ни тем более их одобрения. Отнюдь нет. Однако это несогласие выражается здесь не на "языке непринятия", не в виде советов, отрицательных оценок, угроз или агрессивного поведения, но в форме безоценочно выраженных аутентичных переживаний (депрессии, тоски, горя, утраты, безысходности, отчаяния и т.п.). Тем самым безусловному принятию другого в плане интерперсонального общения соответствует безусловное принятие себя в плане аутокоммуникации. Другими словами, эмпатические состояния органично сочетаются в таком общении с состояниями аутентичности или конгруэнтности (А.Б.Орлов, А.М.Хазанова, 1993) [30].
Все три рассмотренные нами коммуникативные установки, характерные для человеко-центрированной семьи, можно также обобщить в одной общей характеристике такого общения - это экстра- и трансперсональное общение, поскольку оно осуществляется не между отдельными персонами "отца", "матери", "сына", "дочери", "дедушки", "бабушки" и т.д., но минуя или проникая сквозь эти персоны (А.Б.Орлов, 1994) [28].
Итак, доминирование психологической ориентации характерно для т.н. альтернативных семей, в которых опробываются различные типы и формы отношений между людьми, выходящие за традиционные рамки. В отличие от традиционной семьи такие семьи стремятся преодолеть стереотипы семейной жизни, вывести ее из под контроля правил, задаваемых ролевыми предписаниями, нормами морали и права.
Таким образом, человеко-центрированную семью можно определить как семью сущностно-центрированную. Такая семья является эффективным посредником в процессах развития в социуме сущности человека, его аутентичного творческого и жизненного начала, проявляющегося в мире уже не в качестве персоны-тени или личности-личины, но в качестве аутентичной личности или личности-лика (А.Б.Орлов, 1995) [28]. Тем самым можно сказать, что основная функция человеко-центрированной альтернативной семьи состоит в развитии сущности (внутреннего Я) человека. В этом состоит ее посредническая функция в триаде "социум - семья - индивид".
Каждый член семьи так или иначе представляет себе свою семью. Когда он думает о ней сам или рассказывает о ней, перед его мысленным взором возникают картины повседневной жизни, обстановка, в которой он живёт, лица, слова и поступки членов семьи, ссоры и примирения, радости, обиды, огорчения, частые и редкие события в её жизни и т.д.
Отчасти эта внутренняя картина жизни семьи точна, отчасти искажена или неполна, в чём – то достаточно объективна, а в чём-то весьма субъективна, а то и просто неверна. Однако, вне зависимости от её истинности, она играет огромную роль в жизни семьи. От того, как индивид представляет свою семью, зависит, считает он её счастливой или несчастливой, дружной или склочной, зажиточной или малообеспеченной. От этого также зависит, чего он ждёт от неё, в чём он видит её проблемы и как представляет себе их решение.
Представление о семье часто бывает противоречивым, непоследовательным в рассказах разных членов семьи.
Изучение и понимание
семейных представлений необходимо,
во-первых, для обеспечения
Необходимо правильно представлять, как члены семьи воспринимают друг друга. Ряд исследователей семьи и внутрисемейных отношений считают, что искажённые представления человека о себе и о своих отношениях с другими людьми – чаще всего следствие самых различных семейных проблем. Возникнув как следствие проблемы, дефектное восприятие внутрисемейных отношений становится далее причиной её трудноразрешимости, так как мешает адекватно понять её и решать.
Важно остановиться на вопросе влияния личности членов семьи и особенностей восприятия ими друг друга на формирование личности детей, особенно в подростковом возрасте.
А.И.Захаров отмечает, что личностные изменения родителей отражаются на их отношениях в браке и на воспитании детей, создавая характерологически и невротически мотивированные проблемы семейных отношений [12].
Рассматривая конфликтные семьи, где дети больны неврозом, А.И.Захаров отмечает следующее. Конфликт может создавать постоянное и неразрешимое состояние внутреннего эмоционального напряжения типа дистресса. Часто проявляется невротический, субъективный конфликт, основанный не только на невротической структуре личности, но и на искажениях восприятия членами семьи друг друга [11].
Искажения в межличностном восприятии в семье могут быть обусловлены личным опытом отношения родителей в прародительской семье, повышенными, нередко болезненно заострёнными ролевыми ожиданиями супругов. Однако со временем повышенные ролевые ожидания вступают в противоречие с реальными жизненными ситуациями.
Неосознанное восприятие другого как подобного себе, односторонние требования отзывчивости, понимания вступают в противоречие с реальным контрастом черт характера. В такой ситуации на ребёнка аффективно переносятся нереализованные ожидания супругов, и тогда он вынужден выполнять противоречивые роли или функции, превышающие предел его адаптационных возможностей. Концентрируя на себе эмоциональное напряжение родителей, ребёнок в то же время усиливает их неотреагированный и большей частью латентный конфликт, который в полной мере проявляется в сфере его воспитания в виде противоположных тактик родителей [12].
В межличностных отношениях существует ряд закономерностей и особенностей. Остановимся на некоторых из них: симпатии – межличностной привлекательности, притяжении и антипатии как непривлекательности, неприятии одного человека другим.
Симпатии и антипатии – это «эмоциональный экран» переоценки или недооценки личностных качеств другого человека. Это, прежде всего, установки на сотрудничество или соперничество. Предполагаемое соперничество создаёт негативный эмоциональный фон в восприятии одного человека другим, предполагаемое сотрудничество заставляет испытывать симпатию, переоценивая, например, теплоту, добродушие, общительность, интеллектуальные способности другого.
В зависимости от симпатии – антипатии
мы достраиваем образ в
Алгоритм данного процесса таков (по Н.Н.Обозову):
Симпатия и антипатия как эмоциональный компонент всех типов отношений проявляются либо ситуативно, либо достаточно постоянно. Они сказываются на понимании людьми друг друга, на эффективности их деятельности, на изменчивости характеров партнёров по общению. Кроме того, симпатия возникает в зависимости от возникшего ранее уважения.
Основными условиями притяжения и отталкивания (привлекательности – непривлекательности) можно считать:
Привлекательность
партнёров в семье,
По Н.Н.Обозову, одним из факторов, влияющих на взаимоотношения партнёров, членов одной группы или членов семьи, является так называемый закон межличностного уподобления [22].
Закон межличностного
уподобления состоит в том,
что при длительных
Другое
проявление закона
В
процессе восприятия и
Кроме
того, значение имеют внешние
условия, при которых мы воспри
В процесс общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнёров уподобляется другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчёт не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Всё это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнёра строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление, осознание проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы [34].
Взаимопонимание между людьми – когнитивный процесс, с помощью которого в общем виде устанавливаются связи между явлениями. Важным моментом взаимопонимания является «согласие». Согласие – несогласие, как известно, является основным регулятором общения и взаимодействия. Без согласия партнёров, даже внешнего и поверхностного, невозможно их функционирование как единого целого. Между взаимопониманием и согласием существуют более сложные зависимости, чем может показаться. Адекватное, полное и глубокое взаимопонимание не всегда сопровождается согласием. Если во взаимопонимании доминирует когнитивный процесс, то во взаимном согласии – эмоциональный и поведенческий. Причём когнитивный процесс обеспечивает точность, полноту охвата внешне – внутренних психологических характеристик и глубину раскрытия личности. По мере увеличения указанных качеств в межличностном понимании больше включаются эмоциональный и регулятивный компоненты. И этот процесс завершается согласием или несогласием по поводу не только взаимопонимания, но и тактики, стратегии поведения по отношению друг к другу.