Межличностные отношения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в семье как малой группе.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме межличностных отношений в малой группе.
Дать характеристику особенностей межличностных отношений в семье.
Экспериментально изучить межличностные отношения в семье.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения межличностных отношений в семье 6
1.1. Семья и её значение для развития личности 6
1.2. Межличностные отношения и межличностное восприятие в семье 12
1.3. Консультационная и психотерапевтическая помощь семье 19
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семье 22
2.1. Изучение особенностей межличностных отношений в семье 22
2.2. Консультирование как путь оптимизации межличностных отношений в семье с учётом индивидуально-личностных особенностей её членов 28
Заключение 33
Литература 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Взаимопонимание как изменение мнений и оценок личности, как отмечает Н.Н.Обозов, может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок может происходить формирование устойчивых оценок и мнений. В этом случае целесообразно говорить о переходе состояний в свойства, когда оценки, мнения, поступки становятся устойчивыми. Именно устойчивость отражает доминирующие интересы, ценности, мировоззрение [21].

Исследователи, изучающие  процесс взаимопонимания, отмечают, что взаимное понимание людьми друг друга в процессе выполнения любого вида деятельности, в процессе общения, в любых возрастных группах необходимо  предполагает, что не один, а оба субъекта могут понять друг друга, скоординировать свои действия, речь, поступки; о взаимопонимании можно говорить во многих и различных смыслах: при совпадении, сходстве или созвучии взглядов на мир и ценностных ориентаций, понимании индивидуальных особенностей друг руга, мотивов поведения в различных ситуациях, при взаимном принятии самооценки своих возможностей и способностей, при принятии исполняемых по отношению друг к другу ролей. А.А.Бодалёв рассматривает взаимопонимание в рамках проблемы восприятия и познания людьми друг друга, считая, что под взаимопониманием можно понимать степень соответствия первого внешнего впечатления о человеке его устойчивым внутренним психическим качествам и социальной принадлежности [7]. А.А.Бодалёв отмечает, что «построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создаёт систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих о его определённой социально-групповой принадлежности»[6].

Таким образом, исходя из приведённого выше описания  понятия  межличностного восприятия,  его  особенностей в семейных отношениях,  мы можем сделать вывод о большой  значимости проводимых исследований в сфере межличностного восприятия в семье. Межличностное восприятие является многосторонним и сложным процессом, отражающим личностные качества человека. 

1.3. Консультационная и психотерапевтическая помощь семье

 

 

       Семейная  психотерапия как самостоятельная  научно-практическая отрасль психотерапии оформилась в середине XX века. Ее возникновение есть, одновременно, и проявление кризиса семьи, и попытка найти новые, нетрадиционные способы и методы помощи семье:"... именно в тот период, когда распад семьи стал реальной угрозой, получила свежий импульс семейная терапия как своеобразный метод лечения семьи. Вместе с психологией развития и социальной психологией она пытается создать новую психологическую основу для понимания семьи." (Н.Пезешкиан, 1993) [32]. На общем фоне кризиса и распада современной семьи, как считает Н.Пезешкиан, "девиз семейной терапии мог бы быть таким:"Семья умерла. Да здравствует семья!"" [33].       

Подобно тому, как традиционная индивидуальная психотерапия изначально тяготела к "медицинской модели" "нормализации" экспертом дефектного функционирования личности, выпадающей из социального контекста, семейная терапия также проектировалась и строилась на идеях гомеостаза и адаптации. В наиболее полном отечественном руководстве по семейной терапии эта научно-практическая дисциплина определяется следующим образом:  "Семейная терапия является областью психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики, лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитации. Методы семейной психотерапии применяются прежде всего при непсихотических психогенных нарушениях (неврозах, острых аффективных и суицидальных реакциях, ситуативно обусловленных патологических нарушениях поведения), при алкоголизме, наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматических заболеваниях.        

Будучи областью психотерапии, т.е. системы "лечебного воздействия  на психику и через психику  на организм больного" (Б.Д.Карвасарский, 1985), семейная психотерапия включает описание методов, показания и противопоказания к их использованию, изучает условия их применения при лечении различных заболеваний, оценку эффективности, вопросы подготовки психотерапевтов. Однако наряду с этим в семейную психотерапию входит ряд дополнительных аспектов, не рассматриваемых другими отраслями психотерапии, - это функционирование семьи в норме, виды семейных нарушений, их профилактика, влияние на психическое и соматическое здоровье ее членов, диагностика нарушений жизнедеятельности семьи. В семейную психотерапию входят все разделы, которые составляют любую отрасль медицины: норма, патология, диагностика, методы лечения и т.д." (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, 1989) [42].       

"Развитие семейной  психотерапии происходит в тесном  взаимодействии с другими отраслями  психотерапии, прежде всего индивидуальной и групповой, что вполне закономерно. Сходны цели указанных отраслей психотерапии - лечение профилактика, реабилитация" [42].       

В рамках подобного "медицинского подхода" семья рассматривается  прежде всего как группа людей, особым образом функционирующая в социальном контексте, а не как развивающаяся по своей логике система межличностных отношений. Здесь на первый план выходят вопросы, связанные с определением "нормальных" и "нарушенных" функций, структуры и динамики семьи [42].       

Вместе с тем, как  отмечает В.Каган:"Складывающиеся новые  методы психотерапии (в том числе и семейной психотерапии) все больше тяготеют к холистической и гуманистической ориентациям" (В.Каган, 1993) [29].       

С чем же имеет дело семейная терапия? Что является ее предметом и конечной целью? Отвечая на эти вопросы, Н.Пезешкиан приводит следующую древнюю восточную пословицу:"Если ты хочешь привести в порядок свою страну, сначала приведи в порядок провинцию. Если ты хочешь привести в порядок провинцию, ты сначала наведи порядок в городах. Чтобы навести порядок в городах, ты должен навести порядок в семьях. Если ты хочешь навести порядок в семьях, ты сначала должен навести порядок в собственной семье. Если ты хочешь навести порядок в собственной семье, ты должен сначала навести порядок в себе." (Н.Пезешкиан, 1993) [32].       

Семейная терапия, призванная "навести порядок в семьях", оказывается, в конечном счете, человеко-центрированной психологической практикой (Н.Пезешкиан, 1993; В.Сатир, 1992; А.Менегетти, 1995; К.Роджерс, 1972). И в этом своем качестве она призвана, на наш взгляд, содействовать тем гуманистическим тенденциям в развитии современной семьи, которые трансформируют ее традиционную базовую социо-центрированную ориентацию в ориентацию человеко-центрированную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семье

2.1. Изучение  особенностей межличностных отношений  в семье

 

В экспериментально-практической части данного исследования были реализованы следующие этапы работы:

  • изучение межличностных отношений внутри семьи и личностных особенностей членов семьи,
  • применение консультирования как оптимизации отношений  в семье,
  • наблюдение за эффективностью воздействия и анализ полученных в ходе исследования результатов.

Для исследования были выбраны две семьи, обратившиеся за консультацией:

  1. семья Кр., Максим, 30 лет, предприниматель, и Марина, 29 лет, педагог, состоят в зарегистрированном браке 6 лет, оба в браке первый раз, имеют сына  1999 г.рожд.
  2. семья К., Валерий, 34 года, рабочий, и Нина, 38 лет, служащая, состоят в браке 11 лет, брак зарегистрирован 9 лет, имеют дочь 1995 г.рожд. Для мужа это второй брак, для жены – первый.

Обе семьи выражали неудовлетворённость  браком, находились в состоянии конфликта.

Для изучения особенностей взаимоотношений в обследуемых семьях мы использовали методики психологической диагностики:

  1. Проективная методика «Несуществующее животное», целью которой было установление особенностей эмоциональной сферы личности. В ходе диагностики предлагалось нарисовать животное, которое никогда не существовало, придумать его, и в процессе рисования составить краткий рассказ об этом животном, придумать ему название.
  2. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (автор Н.Н.Обозов), целью которой было установление  актуальных ожиданий и притязаний в браке для каждого партнёра. Испытуемым предлагался бланк с вопросами методики, необходимо было ответить на эти вопросы. Подсчитывалось количество баллов, начисленных за варианты ответов.
  3. Методика «Семейная социограмма» (Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис), позволяющая выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций в семье. Испытуемым (каждому отдельно) предлагался бланк  с нарисованным кругом диаметром 110 мм, нужно было нарисовать себя и членов семьи в форме кружков и подписать их имена. Учитывались число членов семьи, попавших в круг,  величина кружков, расположение кружков относительно друг друга, дистанция между ними. Сопоставлялось число нарисованных членов семьи с реальным их количеством.

По окончании исследования были проведены индивидуальные беседы с супругами и проведён анализ диагностического материала.

По результатам проведённого анализа результатов исследования были намечены пути коррекции семейных отношений и направления консультирования.

 

Рассмотрим результаты диагностики семей.

Семья Кр., Максим, 29, Марина, 28. из предварительной беседы известно, что семья находится в стадии развода.

Тест «Несуществующее  животное»

Максим: Рисунок  расположен в середине листа. Животное стоит на задних лапах, крупная голова, повёрнута вправо, большие уши, лапы прорисованы основательно, большие перепончатые крылья в размахе, хвост завершается остриём, оборачивает тело и направлен вверх.

Рисунок говорит об активности испытуемого, его направленности на деятельность, рациональности суждений. Он чувствителен к критике, для него значимо мнение окружающих. Большой размах деятельности, эрудиция, любознательность. Агрессивность ответно–защитного характера. Свои действия оценивает положительно.

Марина: Рисунок расположен со смещение вправо. Мягкие линии. Голова повёрнута вправо. Прорисованы уши, глаза. Радужная оболочка глаз, ресницы. Лапки небольшие, похожи на кошачьи. Крупные изящные перья на спине. Много украшающих деталей. Прорисованы  коготки.

Рисунок говорит о  несколько двойственной натуре. Она  мягкая и добрая, нежная, но при необходимости  может проявить агрессию ответно  – защитного характера («выпустить коготки»). Несколько тревожна, впечатлительна, демонстративна, эмоциональна, любит внимание окружающих.

В ходе индивидуальной беседы  Максим К. производит впечатление интеллигентного, образованного человека, уверенного в себе, знающего, чего он хочет. В  отношении своих взаимоотношений  с супругой он проявляет высокую  замкнутость, отвечает односложно, показывает, что не желает обсуждать эту проблему. Считает, что развод пойдёт на благо ребёнку. Характерными являются фразы типа «Я устал быть ответственным за всех», «Я устал от этого идеального брака». Удовлетворённость браком низкая.

В ходе индивидуальной беседы Марина К. очень подавлена, старается скрыть эмоции, но заметно выражена тревожность, нервозность, напряжённость. Говорит о том, что не видит причин для расставания, свои повысившиеся в последнее время требования к супругу объясняет тем, что он очень изменился, приходит домой очень поздно, мотивируя это необходимостью работы. Марина отмечает изменение привычек мужа – начал курить, часто приходит выпивши. Марина предполагает, что у Максима появилась другая женщина. Свою удовлетворённость браком оценивает как высокую.

Опросник РОП.  Анализ шкал семейных ценностей (см. Приложение 1) в ответах обоих супругов показывает значительное совпадение результатов, их ожидания и притязания в браке  очень похожи (первый показатель –  м., второй – ж.):

1. Сексуальная сфера  - 4 / 5

2. Общность интересов   - 9 /9

3. Хозяйственно-бытовые  ценности  -  6,5 /  7

4. Родительское воспитание   - 6,5 /  7,5

5. Внешняя социальная  активность  - 8 /  7,5

6. Эмоционально-терапевтическая  функция брака  - 7,5 / 9

7. Значение внешней привлекательности  -  7 /  9

Анализ социограмм супругов  показал некоторые различия в  восприятии семьи.

Максим:                                                             Марина:





 

 

 

Так, из рисунка видно, что Максим  помещает в круг семьи не только себя, жену и сына, но и своих родителей и сестру (проживают отдельно) и бабушку (проживает вместе с молодой семьёй). При этом Марина в круг семьи включает только себя,  мужа и ребёнка. При этом наблюдается разница в дистанции между обозначениями членов семьи.

Анализ результатов  тестирования показал, что супруги  Кр. хорошо понимают и знают особенности  друг друга, они способны найти общий  язык в вопросах семейной жизни, многие их взгляды и интересы совпадают, однако понимание семьи у них различно. Было сделано предположение, что конфликты в этой семье связаны с кризисными явлениями и с особенностями межличностных отношений.

Семья К., Валерий, 32, Нина, 36.

В ходе индивидуальной беседы  Валерий К. производит впечатление  простого, несколько неуверенного, лёгкого в общении человека, стремящегося показать, что он уверен в себе. Однако наблюдается некоторая нервозность, высокая напряжённость.  В  отношении своих взаимоотношений с супругой он говорит, что испытывает сложности из-за авторитарного характера супруги. Он считает, что она подавляет его, командует им. По наблюдению – проявляет признаки невроза. Удовлетворённость браком низкая. Для Валерия это второй брак, первый брак распался спустя 2 года после заключения, по его словам, по аналогичным причинам.

В ходе индивидуальной беседы Нина К. очень уверена в себе, не проявляет бурных эмоций. Говорит  о том, что не видит проблемы во взаимоотношениях, свои высокие требования к мужу объясняет тем, что он очень  слаб характером, ему нужно руководство, ему нужно подсказывать. Описывает некоторые эмоциональные проявления мужа, которые укладываются в клиническую картину прогрессирующей психопатии. Однако сама Нина не видит этой патологии, считает, что муж «играет на нервах», «пытается манипулировать». Свою удовлетворённость браком оценивает как нормальную.

Информация о работе Межличностные отношения в семье