Межличностные отношения современной студенческой молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.

Исходя из цели и гипотезы исследования поставлены следующие задачи:
Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психологов.
Изучить динамику развития межличностных отношений в студенческой группе.
Исследовать проявления свойств темперамента.
Выявить уровень взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений.

Содержание

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов
1.1 Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Психологическое содержание и характеристика темперамента
1.3 Психологические особенности студенческого возраста
1.4 Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование межличностных отношений в студенческой группе
2.1 Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе.
2.2 Исследование свойств темперамента студентов
2.3 Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений студентов
2.4 Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

новый вариант курсовой.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

 

Взаимоотношения накладывают глубокий отпечаток на поведение отдельных  членов внутри группы и группы в  целом. Раскрываются взаимоотношения  в процессе исполнения различных  ролей. Важность категории социальной роли для поведения человека не раз  обсуждалась в отечественной и зарубежной литературе М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Янг, Фримен и др Авторы подчеркивают, что социальное окружение, установившиеся традиции требуют от человека исполнения самых разнообразных ролей.

 

При анализе межличностных отношений исследователи В. А. Петровского, А. И. Папкина, М. А. Туревского, Р. Бейлза, С.Милгрема А. С. Горбатенко, В. В. Абраменковой в первую очередь выделяют такое сложное образование, как положение личности в системе внутригрупповых отношений. Причем одним из основных факторов положения личности в системе внутригрупповых координат является социометрический статус, который, по определению Л.И. Шумской, представляет собой «результат многофакторного эмоционально-сплоченного отношения членов группы к моральным, деловым, личным и другим качествам данного индивида».

 

Неблагополучное положение в системе  межличностных отношений, по мнению А.В. Киричук, выступает серьезным  препятствием в формировании положительных  характеристик качеств личности, тормозом в ее развитии. Это положение обуславливает познавательную активность, влияет на отношение личности к коллективу и его интересам, является одним из факторов нравственного развития.

 

Межличностные отношения чрезвычайно  динамичны. Анализ динамики таких параметров межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство, эмоциональная сплоченность и социометрическая структура группы, позволяет судить о развитии группы в целом.

 

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния  межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно много.

 

 

Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме темперамента и межличностных отношений. Это связано с их значимостью в жизни и деятельности общества, в формировании личности. Актуальность проблемы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений обосновывается происходящими социально - экономическими процессами в современном обществе, необходимостью развития творческой индивидуальности человека.

 

Таким образом, межличностные отношения  являются важнейшим элементом структуры коллектива и позволяют судить об успешности его функционирования. Анализ литературы показал, что исследованы многие стороны темперамента и особенности межличностных отношений. Проблема индивидуально типологических особенностей во взаимосвязи с содержательными характеристиками менее изучена.

 

 

1.2 Психологическое содержание  и характеристика темперамента

 

 

Учение о темпераменте зародилось в античном мире. Первоначальные истоки учения о темпераменте примыкают  к «гуморальной патологии» древнего Востока (Египет, Индия), которая отражала общие взгляды древних народов на природу в целом.

 

Дальнейшее развитие учение о темпераментах  в древнем мире связано с именами  Гиппократа, Платона, Аристотеля, Галена и их последователей.

 

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.

 

И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.

 

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические  различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

 

И. Гилфорд при помощи факторного анализа выделил тринадцать факторов, образ, структуру темперамента. Многие из полученных факторов содержат черты, характеризующие некоторые особенности межличностного общения уравновешенность в общении, умение не замыкаться в себе, доверчивость, обращение к другим людям более чем к себе и некоторые характеристики эмоциональности: эмоции не перевозбуждаться, умение скрывать чувства, не раздражаться и т.д.). Кроме того, включение особенностей межличностного общения и эмоций выделены в три самостоятельных фактора. Один из них характеризуется как склонность к дружескому общению, формальным и неформальным контактам, к лидерству, отсутствию робости и застенчивости, отсутствию потребности в уединении. Это был фактор межличностного общения, два последующих фактора характеризуют эмоциональность. Первый характеризует, в основном, динамические параметры (легкость, возбудимость, эмоциональность, инфантильность). Второй характеризует качественные особенности эмоций (депрессивность, подавленность, страх, тревогу).

 

Л. Терстон провел факторный анализ данных К. Ловелл и получил (шкалу  темперамента), включающую семь факторов, один из них характеризует некоторые особенности эмоций (уравновешенность, невозмутимость, спокойствие), а другой межличностное общение (любят находиться в компании, склонны к сотрудничеству, покладисты, доброжелательны, легко заводят знакомства).

 

Вместе с тем к свойствам темперамента стали относить экстраверсию - интроверсию. Впервые понятие экстраверсии-интроверсии были предложены психоаналитиком К. Юнгом, истолковывающим эти характеристики, как противоположные направления либидо. В дальнейшем его типология получила широкое распространение. В основе деления людей на интровертов и экстравертов лежит отношение к объекту.Эти понятия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия).

 

В предложенной Г. Айзенком модели, состоящей  из трех факторов (экстраверсия-интроверсия, нейротизм - эмоциональная стабильность, психотизм) два из них включают в  себя некоторые характеристики эмоциональности и общения. Так фактор нейротизм - эмоциональная стабильность характеризуется склонностью к злости и раздражению на одном полюсе и эмоциональной стабильностью на другом. Второй фактор (интроверсия-экстраверсия) наряду с другими чертами содержит и некоторые динамические параметры межличностного общения. Свойства экстравертов - выразительность, живая мимика. Свойства интровертов - малая выразительность (степень сдержанности).

 

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Ниже представлена психологическая характеристика четырех типов темпераментов И.П.Павлова:

 

Сангвинический темперамент.

 

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается  с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

 

Флегматический темперамент.

 

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В  деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого -уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

 

Холерический темперамент.

 

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

 

Меланхолический темперамент.

 

У меланхоликов медленно протекают  психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

 

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

 

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны – они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью – важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида , его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

 

Следует заметить, что различия по психологическим особенностям –  это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают  пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков.

 

Подводя итог можно сказать, что  знание психологических особенностей личности, понимание их природы может  обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости – и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности.

 

1.3 Психологические особенности  студенческого возраста

 

 

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Информация о работе Межличностные отношения современной студенческой молодёжи