Межличночтные отношения между подростками в классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Личность индивида развивается в обществе, в котором он живет и зависит от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, – так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения, самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностей – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ………………………………………………………………………6
Сущность и характеристика понятия «межличностные отношения» и его интерпретация в психолого-педагогической литературе…………...6
Индивидуально-психологические особенности развития личности подростка………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ……………………………………..17
Организация исследования межличностных отношений между подростками в ученическом коллективе……………………………..17
Диагностика межличностных отношений подростков в классе…………………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ……………………………………………………………………..25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 67.81 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого, актуальность данной темы определяется следующими аспектами: подростки активно соприкасаются  с изменяющимся миром, на первый план выходят процессы становления эмоционально-личностного  общения, активного взаимодействия и влияния социума на развитие личности. Поэтому очень важно  развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и посочувствовать. Наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.

Для диагностики межличностных  отношений в психологии существует целый ряд методов: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия, групповая оценка межличностных предпочтений (ГОМП), цветовой тест изучения межличностных предпочтений в группе, проксемический тест изучения межличностных отношений, проективная методика «Незаконченные предложения», методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях), методика Q-сортировка, тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера и др. Главной и обязательной при изучении межличностных отношений в малой группе является социометрия Дж. Морено, которую мы тоже используем при диагностике межличностных отношений в подростковом возрасте.

Психологические исследования были проведены на базе 11 «Б» класса средней школы № 9 г. Мозыря (классный руководитель – Овчинникова Ирина Николаевна). В классе 23 учащихся, из них 11 мальчиков и 12 девочек. В исследовании принимало участие 23 человека.

 

    1. Диагностика межличностных отношений подростков в классе

 

Для изучения межличностных  отношений подростков мы использовали следующий пакет методик:

  1. «Тест на оценку самоконтроля в общении» М. Снайдера;
  2. методика Дж. Морено «Социометрия» для изучения социометрического статуса учащихся в классе.

При проведении «Теста на оценку самоконтроля в общении» М. Снайдера учащимся было предложено ответить на 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из этих предложений учащимся следовало оценить как верное или неверное. Тест опросника учащимся был предложен в распечатанном виде. Заранее дети были предупреждены о конфиденциальности ответов.

Тест включает в себя следующие предложения:

  1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
  2. Я бы, пожалуй, смог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В разных ситуациях и в общении  с разными людьми я веду себя по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Результаты исследования по тесту на оценку самоконтроля в  общении (см. приложение 1) показали, что  в данной группе преобладает средний  коммуникативный контроль у 39 % учащихся. Подростки искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми.

Высокий уровень коммуникативного контроля составляет 22 %. Такие люди легко входят в любую роль, гибко  реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии  предвидеть впечатления, которое они  производят на окружающих.

У 35 % учащихся низкий коммуникативный  контроль. Их поведение устойчиво, и  они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Они  способны к искреннему самораскрытию в общении, прямолинейны.

Из результатов теста  следует, что в данном коллективе несмотря на то, что большинство подростков стремятся принимать остальных, принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей, однако при этом они считаются с мнениями окружающих. Многие не желают приспосабливаться в новом коллективе.

 

Результаты теста  на оценку самоконтроля в общении

 

При диагностике межличностных  отношений перед нами главной  задачей является выявление социального  статуса каждого учащегося и  уровня межличностных отношений  в классе. Для исследования использовалась методика Дж. Морено «Социометрия», цель которой – изучить социометрический статус ученика в классе, особенности взаимоотношений.

Исследование направлено на решение следующих задач:

  • измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
  • выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, изолированные).

Материалы: бланк социометрического  опроса, список членов группы, социоматрица (см. приложение 2).

Эксперимент проводится с  учащимися всего класса. Каждому  школьнику дается лист бумаги. В  левом верхнем углу ученики пишут  свою фамилию. Учащимся зачитывается один из ниже перечисленных вопросов и  предлагается ответить на него, записав  фамилии трех своих одноклассников, кого они хотели бы взять для совместной деятельности.

Варианты вопросов:

  1. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?
  2. Если бы ваш класс рассформировали, то с кем из своих одноклассников ты бы хотел продолжить учебу?
  3. Представьте, что вам предстоит интересное путешествие. С кем из одноклассников ты бы хотел его совершить?

В процессе исследования мы стремились установить атмосферу доверия  в отношениях с учащимися.

На основании ответов  учащихся была составлена социоматрица              (см. приложение 2). Теоретически возможное количество выборов – 23, количество полученных выборов (социометрический статус группы) – 23.

На основании подсчетов  мы определили социометрический статус учащихся:

«социометрические звезды»  – 6 и более выборов – 1

«предпочитаемые» – 4–5 выборов  – 8

«пренебрегаемые» – 1–3 выбора – 12

«изолированные» – 0 выборов  – 2

Учитывая приведенные  данные, мы определили:

  1. «Коэффициент взаимности» (КВ), равный соотношению количества взаимных выборов к общему количеству выборов.

КВ = (46/69) * 100% = 66,66%

  1. В классе есть «изолированные». «Коэффициент изолированности» (КИ), определяющийся соотношением изолированных учащихся к общему числу членов коллектива, равен 4,3%.

КИ = (3/69) * 100% = 4,3 %

Таким образом, межличностные  отношения в классе можно оценить  как благоприятные, так как «коэффициент взаимности» составляет 66,66 %, в то время как «коэффициент изолированности» незначителен (4,3 %).

Формирование благоприятных  межличностных отношений между  подростками в классе процесс  достаточно длительный, требующий от педагога мастерства в общении, хорошего знания педагогической и возрастной психологии.

Таким образом, в результате диагностики мы определили межличностные  отношения подростков в классе. Для  улучшения взаимоотношений в  ученическом коллективе можно предложить следующие рекомендации:

  1. способствовать повышению социального статуса учащихся- «пренебрегаемых» и учащихся-«изолированных», проводить с ними индивидуальную работу по их всестороннему развитию, формированию у них навыков общения со сверстниками;
  2. вести работу по дальнейшему развитию сплоченности коллектива, способствовать развитию дружеских отношений между учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, подведя итог теоретической и практической части, можно сказать, что у подростка  очень ярко проявляется желание  быть принятым, признанным, уважаемым  товарищами. Это становиться важнейшей  потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких  товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка  ситуация – искреннее осуждение  коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание  – открытый или негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко  и невыносимо для подростка.

Заинтересованность подростка  в уважении и признании сверстников  делает его чутким к их мнениям  и оценкам. На их основе он оценивает  свое положение, свой авторитет и  степень влияния на остальных  членов группы, что немаловажно для  самооценки  личности подростка.

Межличностные отношения  играют важную роль в жизни каждого  человека, оказывая существенное влияние  на развитие личности, так как человек, включенный в систему групповых  отношений, усваивает социальные нормы, ценностные ориентации  и духовную культуру в процессе взаимодействия с другими людьми. И лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым, поскольку у подростка  формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем  взрослым.

Развитие межличностных  отношений со сверстниками в подростковый период необходимо, поскольку ребенок  осваивает в этом возрасте область  моральных норм и новую социальную ситуацию развития. Вне группы он не может выработать необходимых взрослому качеств для дальнейшего успешного формирования личности.

Потребность в общении  со сверстниками, которых не могут  заменить родители, также проявляется  в том, что общение сверстников  является очень важным каналом информации; по нему подростки узнают многие необходимые  им вещи, которые им по тем или  иным причинам не сообщают взрослые.

В результате проведенных  исследований мы освоили методику диагностики  межличностных отношений учащихся в классе, более четко осознали значимость работы по их формированию, а также необходимость создания в коллективе благоприятного психологического климата.

Практическая работа по теме показала, что в классе, где проводились  исследования, созданы благоприятные  условия для формирования оптимальных  межличностных отношений между  учащимися. Благоприятный психологический  климат является обязательным условием для формирования оптимальных межличностных  отношений между учащимися. Вместе с тем, чем выше уровень межличностных  отношений, тем благоприятнее психологический  климат в классном коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург: Аспект Пресс, 2000. 823 с.
  2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. СПб: Речь, 2004. 328 с.
  3. Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: Академия, 2003. 282 с.
  4. Гуревич, К. М. Психодиагностика. М.: ВЛАДОС, 2007. 364 с.
  5. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2009. 286 с.
  6. Донцов, А. И. Психология коллектива. М.: Издательство Московского университета, 2004. 174с.
  7. Дубровина, И. В. Практическая психология образования. М.: Сфера, 2008. 286 с.
  8. Дубровина, И. В., Лисина, М. И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: ЮНИТИ, 2006. 164 с.
  9. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.: Зорны Верасень, 2006. 350 с.
  10. Кон, И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 2000. 196 с.
  11. Кондратьева, С. В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. Мн.: Университетское, 2007. – 212 с.
  12. Мадорский, Л. Р. Глазами подростков: книга для учителя.                  М.: Академия, 2005.176 с.
  13. Методы социальной психологии / [под ред. Е. С. Кузьмина,                    В. Е. Семенова]. – М.: ОНИТИ-ДАНА, 2006. 247 с.
  14. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога.                     М.: Академия, 2003. 256 с.
  15. Петровский, В. В., Шпалинский, В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 2007. 117 с.
  16. Петровский, А. В.,   Ярошевский, М. Г. Психология. М.: Академия, 2006. 512 с.
  17. Фельдштейн, Д. И. Психология современного подростка.                    М.: ВЛАДОС, 2005. 114 с.
  18. Фридман, Л. И., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Академия, 2007. 161 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ  «ТЕСТА НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЧ В ОБЩЕНИИ» М. СНАЙДЕРА

 

0–3 балла набрало 8 человек. У них наблюдается низкий коммуникативный контроль. Поведение устойчиво, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации. Способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают их «неудобными» по причине их прямолинейности.

Низкий уровень коммуникативного контроля составляет 35 % из общего количества испытуемых.

4–7 баллов набрало 9 человек. У них средний уровень коммуникативного контроля. Они искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Считаются в своем поведении с окружающими людьми.

Средний уровень коммуникативного контроля составляет 39 % из общего количества испытуемых.

7–10 баллов набрало 5 человек. У них наблюдается высокий уровень коммуникативного контроля. Они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют себя и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Межличночтные отношения между подростками в классе