Методика проведения лекций по психологии в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить наиболее эффективную методику чтения лекций по психологическим дисциплинам в ВУЗе.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Просвести анализ научной литературы по проблеме преподавания психологических дисциплин в ВУЗе;
2. Рассмотреть особенности психологии как науки;
3. Рассмотреть основные психологические дисциплины, которые изучаются в вузах;
4. Рассмотреть цели преподавания психологических дисциплин в ВУЗе;
5. Рассмотреть общую характеристику лекции и её функции;
6. Рассмотреть основные этапы подготовки лекции;
7. Изучить особенности проведения лекции по психологии в ВУЗе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………с.3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗе
1.1 Особенности психологии как науки ....................................................с.4
1.2. Психологические дисциплины в ВУЗе……………………………...с.7
1.3. Цели преподавания психологических дисциплин в ВУЗе ………с. 11
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВУЗе
2.1 Общая характеристика лекции и её функции………………………с.14
2.2. Основные этапы подготовки лекции ………………………………с.20
2.3. Особенности проведения лекции по психологии в ВУЗе………...с.23
2.4. Тематический план лекций по общей психологии………………..с.28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с.29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….с.31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………с.33

Вложенные файлы: 1 файл

(К) Методика проведения лекций по психологии в ВУЗе (3912).doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.

 

 

2.4. Тематический план  лекций по общей психологии

Тематический план лекций по общей психологии для студентов 1 курса факультета психологии со специальностью «Педагогическая психология» Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка на 2012 год

 

№ п/п

Дата

Тема

Часы

Общая психология

1

05.01.12

Психические явления и жизненные  процессы

2

2

06.01.12

Становление психологии как самостоятельной науки

2

3

10.01.12

Кризис в психологии. Предпосылки возникновения объективной психологии

2

4

12.01.12

Проблема возникновения психики, раздражимость и чувствительность

2

5

13.01.12

Предметная деятельность как основание психики

2

6

17.01.12

Формы психического отражения у человека

2

7

19.01.12

Язык и сознание

2


 

 

Заключение

Лекция по психологии представляет собой монологическую форму обучения. Особенностью традиционных лекций является то, что активность на них проявляет преподаватель (говорит прежде всего он), студенты же относительно пассивны, внешние проявления их активности достаточно редки (они в основном слушают).

Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.

Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.

Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.

Лекция обязана нести эмоционально-психологическую нагрузку. Это означает предельную эмоциональную реакцию лектора и аудитории. В противном случае лекция будет неинтересной, скучной и неэффективной.

Лекция должна возбуждать интерес к читаемому предмету. Лекция должна активизировать полемику, диспуты, раздумья, желание узнать больше о преподаваемой науке.

Лекция должна реализовывать систематизирующую функцию. Преподаватель должен не только давать конкретную информацию по предмету, но и обучать студента методологии получения информации, объяснять внутреннюю логику науки, давать четкую систему знаний.

Лекция должна быть предельно прикладной. Теоретические познания необходимо иллюстрировать практическим материалом, с которым студент сталкивается, либо может столкнуться.

Лекция должна выполнять функцию трансляции определенной культуры. Культуры речи, изложения собственных размышлений, поведения и общения.

Лекции представляют собой довольно сложный вид учебных занятий, поэтому их ведение часто поручается наиболее опытным преподавателям.

 

Список используемой литературы

    1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Брест: Кн. Из-дво, 1999. - 365с Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2000.
    2. Братченко, С.Л. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003.
    3. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002.
    4. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 6. С. 1–6.
    5. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект: Велби, 2006. - 558 с.
    6. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – Питер, 2006.
    7. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 57–60.
    8. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
    9. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М., 2007. – 320 с.
    10. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Книга 1. Общие основы психологии. – М., 2008. – 688 с.
    11. Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие; Яросл. гос. ун-т. -Ярославль, 2003.
    12. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998.
    13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
    14. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
    15. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб.: Питер, 2004.- 463 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ: Введение в психологию

 

Лекция 1. Психические явления и жизненные процессы.

 

Цель лекции: ознакомить студентов с психическими явлениями и жизненными процессами.

Учебные задачи лекции: ознакомить с особенности именно психического отражения; дать понятие такому понятию как «Психическое отражение»; дать понятие такому понятию как «Опосредованность».

 

Сегодня мы начинаем, товарищи, курс по психологии. Это обширный курс, который продолжится 5 семестров. Все вы хорошо представляете себе, о чем идет речь, когда мы говорим о психических явлениях и процессах. Мы называем психическими такие явления, как ощущение, восприятие, процессы памяти, запоминания или припоминания, процессы мышления, воображения, эмоциональные переживания удовольствия и неудовольствия и другие чувства.

Задачи психологии заключаются именно в том, чтобы исследовать, познать природу, сущность тех явлений, которые описываются как явления психические или психологические. И вот здесь психология как наука встречается с очень серьезными затруднениями с точки зрения того, как подойти к решению задачи познания сущности тех явлений и процессов, которые называются психическими.

И все же мы имеем очень серьезный прогресс в понимании сущности психических явлений. Для того, чтобы проникнуть в эту сущность, понадобилось исходить из каких-то первоначальных общих научных представлений. Чтобы иметь конкретное исследование природы и законов психических явлений, нужно было отправляться от общих теоретических положений, представлений и, могу даже сказать, философского понимания того, что же такое эти явления по своей сути. Современная научная психология исходит из того, что психические явления, процессы представляют собой не что иное, как особое отражение того, что существует в мире, что существует в действительности независимо от самого факта отражения.

Человечество в ходе своей истории научилось управлять внешним миром, переделывать природу, создавать новые объекты, новые вещи и приспосабливаться к внешнему миру, и не только приспосабливаться, но и приспосабливать его, а для этого нужно иметь образ этого мира.

Главное заключается в том, что наши субъективные образы мира становятся более или менее правильными под влиянием опыта жизни, практической деятельности как в ходе истории, так и в ходе развития отдельного человека.

Даже сами внутренние психические процессы могут быть предметом отражения, потому что они представляют собой некоторую реальность. Например, отражаться может мысль того или другого человека, а также при некоторых условиях и наша собственная мысль. Мы можем иметь мысль о мысли. Это отражение процессов, но процессов, протекающих главным образом во внутренней форме.

В чем заключаются особенности именно психического отражения? Прежде всего, это явления и процессы, которые представляют собой субъективный образ действительности. Это значит, что они принадлежат живому субъекту. Значит, психическое отражение, о котором идет речь, свойственно только живым существам — животным и человеку. Оно возникает, формируется лишь в ходе развития жизни, в ходе эволюции живых существ, живых организмов, и оно является продуктом процесса развития жизни.

Следовательно, это явление отражения, с которым мы имеем дело, психическое явление, — это процесс жизненный. Я бы хотел, чтобы вы обратили внимание на это положение. Явления и процессы, которые изучаются психологами, принадлежат к числу явлений и процессов жизненных, порождаемых жизнью, существующих только в жизни, принадлежащих живым существам, которые суть субъекты отражения.

Вот видите, оказывается, что психология принадлежит к тому обширнейшему кругу наук, которые занимаются жизненными процессами, которые изучают жизнь, ее формы на разных ступенях ее развития, в разных ее характеристиках, но все это — жизнь. Это всегда активная сторона процесса. Поэтому и психические явления и процессы, то, что мы называем психикой, психическими отражениями, — тоже активные.

Психические отражения активны в двояком отношении: и по своему происхождению, и по функции. По своему происхождению потому, что никакое психическое отражение, никакие психические явления и процессы не могут возникнуть и развиваться иначе, как в жизненных, всегда активных процессах, в процессах жизни субъекта. Эти психические явления существуют только в процессах жизни.

Когда на живое существо, живой организм воздействует какой-то внешний раздражитель, то необходима активность организма для того, чтобы эти воздействия породили свое отражение, а попросту: для того, чтобы увидеть, надо смотреть, а чтобы услышать, нужно слушать.

Иногда нужно припомнить, найти у себя в памяти что-то, и здесь тоже нужна какая-то особая форма активности, нужны какие-то жизненные процессы, чтобы данное отражение произошло скрыто или открыто. Но эта активность не может порождаться самими явлениями психического отражения. Это первое.

Второе. Психическое отражение активно также в том отношении, что оно не только порождается жизнью, но и выполняет свою особую роль в тех самых порождающих его жизненных процессах. Оно выполняет особую функцию.

Психическое отражение — это вовсе не побочный продукт или просто тень, отбрасываемая идущим человеком, которая никак не влияет на его шаги. Дело обстоит совсем иначе. Психическое отражение играет свою роль, выполняет свою функцию в жизненных процессах. Для характеристики этой функции я должен ввести один термин. Я его приведу, а потом мы с вами увидим, какие богатства кроются за этим термином, какое это богатое понятие. Нужно сказать так: психическое отражение «опосредствует» жизненные процессы.

Опосредствованностъ — это значит оно «служит средством», то есть процесс происходит через ощущения, «посредством» восприятия. Приспособление к внешнему предмету оказывается опосредствованным. И это происходит на всех уровнях развития сложных форм жизни: у животных и у человека. Вы присмотритесь к полету ласточки вечером, когда поднимается рой насекомых, или утром; очень хорошо видно, как ласточка в своем полете строго управляется, как точно оценивает скорость движения летящего насекомого и расстояние, как безошибочны, как необыкновенно точны ее действия!

Таким образом, эти процессы, эти явления отражения, эти субъективные образы опосредствуют деятельность живых существ, управляют ею, давая ориентировку субъекту — животному или человеку — в условиях, в которых они существуют в окружающем их предметном мире. Поэтому мы и говорим: активная функция, активная роль психики. Так же управляют жизненным уровнем человека в мире, в котором он живет, и эмоции.

Итак, основная мысль состоит в том, что психическое отражение характеризуется не только тем, что оно всегда принадлежит некоему субъекту, живому существу, но также и тем, что это есть всегда активный процесс, активный и в том отношении, что он порождается жизнью, и в том, что эти явления участвуют в осуществлении жизни, регулируют ее, ориентируя субъекта — животного или человека — в том мире, в котором он живет, в той действительности, в которой он существует.

Наконец, третье положение, на которое хотелось бы обратить внимание и которое также имеет отношение к нашему общему представлению о том, как следует подходить к конкретному исследованию психических явлений и процессов. Это положение состоит в том, что в ходе эволюции развиваются и усложняются органы психического отражения, меняются его формы, то есть меняются формы психики. Отражение меняется не только в смысле увеличения количества чувств, обогащающих сферу ощущения, восприятия, но и в смысле качества его формы. Если, скажем, говорить о низкой степени эволюции, то мы можем объективно констатировать наличие зачаточных ощущений в восприятии окружающей среды. С переходом к человеческому обществу происходит огромный скачок в развитии, появление очень больших качественных изменений. Рождается новая форма психического отражения, и мы называем эту форму сознанием.

 

 

Лекция 2. Становление психологии как самостоятельной науки.

 

Цель лекции: ознакомить студентов со становлением психологии как самостоятельной науки

Учебные задачи лекции: ознакомить студентов с основами психофизики; дать студентам понятие об «описательной психологии»;дать студентам представление о бихевиоризме, ассоциативной психологии, гештальтпсихологии, глубинной психологии (психоаналитической психологии) З.Фрейда

Информация о работе Методика проведения лекций по психологии в ВУЗе