Методы исследования восприятия в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить основные методы исследования восприятия в психологии.
Предмет исследования: методы исследования восприятия.
Гипотеза исследования: наиболее оптимальным для исследования восприятия является методика «Нелепицы».
Задача исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы восприятия в психологии.
2. Проанализировать основные методы исследования восприятия
3. Провести эмпирическое исследование восприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие восприятия и его основные характеристики
1.2 Основные методы изучения восприятия
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Методы, процедура и объект исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 180.82 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

I ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Понятие восприятия  и его основные характеристики

1.2 Основные методы изучения  восприятия

II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ

2.1 Методы, процедура и объект исследования

2.2 Анализ результатов  исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

3

 

 

5

12

 

 

20

23

24

25

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение методов восприятия актуально, потому что восприятие связано со всем комплексом человеческих ощущений и является неотъемлемой частью психики.

Ведь  восприятие - это весьма сложный  процесс, формирующий уникальную картину  мира. Воспринимая что-либо, человек имеет в виде знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.

Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она  у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. 

Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни, встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий, в которых протекает его деятельность, составляют необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия. Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую "теоретическую" деятельность.

Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает  или всматривается, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно  выбирает установку, которая обеспечит  адекватное восприятие предмета; воспринимая, он, таким образом, производит определённую деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое, в конечном счете, в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание.

Что бы оценить, в какой степени развито восприятие у человека, необходимо знать методы исследования.

Цель исследования: изучить основные методы исследования восприятия в психологии.

Предмет исследования: методы исследования восприятия.

Гипотеза исследования: наиболее оптимальным для исследования восприятия является методика «Нелепицы».

Задача исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы восприятия в психологии.

2. Проанализировать основные методы исследования восприятия

3. Провести эмпирическое исследование восприятия

Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такая методика как эмпирического анализа как «Нелепицы».

Объект исследования: в качестве объекта исследования выступил ребенок старшего дошкольного возраста г. Пятигорска Ставропольского края И.А

Структура и объем работы: курсовой проект состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы. Список литературы содержит 15 наименований. Основное содержание курсовой работы изложено на 19 страницах.

 

 

I ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1 Понятие восприятия  и его основные характеристики

 

Большой психологический  словарь под редакцией  В.П. Зинченко определяет восприятие (англ. perception) как субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов; сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа [1, c. 83].

В учебнике общей психологии под редакцией  Маклакова А. Г.  восприятие рассматривается как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [2, c. 200].

Автор считает, восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни [2, c.201].

Так же автор  рассматривает физиологические  основы восприятия.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется  тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия [2, c.203].

Так же автор рассматривает, что в  соответствии с тем, какой анализатор (или какая  модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно  восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов  восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Маклаков  предлагает классификацию основных видов восприятия по основной модальности  и по форме существования (см. рис.1) [2, c.212].


Рисунок 1. Основные виды восприятия

 

В учебнике общая и социальная психология под редакцией М.И.Еникиева рассматривает восприятие как непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков [3, c.86]

Автор так же рассматривает  классификации восприятия. В зависимости  от целенаправленности, участия воли восприятие делится на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением  и заранее поставленной целью) и  произвольное, преднамеренное (целенаправленное). По модальности рецепторов восприятие подразделяется на зрительное, слуховое и осязательное [3, c.92].

Различаются также сложные  виды восприятия: восприятие пространства и времени.

В зависимости от сложности, развернутости, перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и  сукцессивным (поэтапным, последовательным).

Существует четыре уровня восприятия:

1) сенсорный – чувственный  охват объекта, попадание его  в поле сознания;

2)  перцептивный – осмысление  объекта, отнесение его к определенной  категории, классу объектов;

3) оперативный – охват  какой-либо функции, стороны объекта;

4) деятельностный – взаимодействие с объектом как целью деятельности (классификация автора).

Виды восприятия могут  классифицироваться и в соответствии со спецификой объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и  т. д.). Восприятие обычно включается в  какую-либо деятельность, но может выступать  и в качестве самостоятельной  деятельности.

Планомерное восприятие, специально организованное для разрешения какого-либо вопроса, называется наблюдением.

Так же в учебнике рассматриваются  общие закономерности восприятия.

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют и общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность;2) предметность; 3) целостность; 4) структурность; 5) избирательная направленность; 6) апперцепция; 7) константность [3, с.92].

В учебнике Психология под  редакцией  Р.С. Немова рассматривают, что восприятие- это субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью [4,c.181].

Автор рассматривает что, воспринимая форму предметов принимают участие три основные группы факторов:

1.  Врожденная способность  нервных клеток коры головного  мозга избирательно реагировать  на элементы изображений, имеющие  определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие  клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты, изломы на контурных изображениях.

2. Законы образования  фигур, форм и контуров, выделенные  гештальтпсихологами и описанные  выше.

3. Жизненный опыт, получаемый  за счет движений руки по  контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве [4, c.187].

Основы психологии под  редакцией Л.Д. Столяренко рассматривает, что  восприятие-это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [5, c.143].

 Так же автор рассматривает  свойства восприятия:

1.  Целостность, т. е. восприятие, есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные, о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы. В первые дни после операции они видят не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность восприятия — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п.

Источником константности  восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение  константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят  с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся  маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные  внизу, без искажения их размеров.

3.   Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4.  Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5.  Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими [5, c.147]

Информация о работе Методы исследования восприятия в психологии