Методы исследования восприятия в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить основные методы исследования восприятия в психологии.
Предмет исследования: методы исследования восприятия.
Гипотеза исследования: наиболее оптимальным для исследования восприятия является методика «Нелепицы».
Задача исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы восприятия в психологии.
2. Проанализировать основные методы исследования восприятия
3. Провести эмпирическое исследование восприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие восприятия и его основные характеристики
1.2 Основные методы изучения восприятия
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Методы, процедура и объект исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 180.82 Кб (Скачать файл)

Так же автор  рассматривает  нарушение восприятия  при  резком  физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми. Видения могут быть подвижными или неподвижными, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся, как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас, или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение. Галлюцинирующего человека невозможно убедить, что галлюцинаторного образа не существует: «Как же вы не видите, ведь вот стоит собака, шерсть рыжая, вот она, вот...». Предполагают, что галлюцинации возникают при наличии гипнотической парадоксальной фазы работы мозга, при наличии тормозного состояния в коре мозга [5, c.154]

Психологический словарь под редакцией  П.С Гуревича определяет восприятие как процесс отображения в сознание предметов и явлений. Восприятие рассматривается как своеобразное действие, направленное на обследование его копии, подобия [6, c.159].

Психологический словарь-справочник под редакцией М.Кордуэлл рассматривает, что  восприятие процесс, с помощью  которого информация об окружающем мире преобразуется в чувственный  опыт о событиях, звуках, объектах и  т.д.

Автор считает, что восприятие представляет собой сочетание физиологических  процессов, связанных с деятельностью  органов чувств, и процессов осознания, интегрирующих и интерпретирующих сенсорные данные, поступающие от этих органов [7, c.57].

Словарь практического психолога  под редакцией С.Ю. Головина рассматривает, что онтогенез процессов восприятия - это структурные изменения, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Основным фактором, обусловливающим построение адекватных действий перцептивных, являются практические действия - деятельность - по преобразованию предметов внешнего мира. При развитии деятельности происходит сокращение внешних практических компонент, за счет чего действия перцептивный свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система единиц восприятия эталонов оперативных и сенсорных, опосредующих восприятие. Эталоны сенсорные, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств внешнего мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств.

Автор определяет восприятие развитие  как качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта - его процесс и результат [8, c.65].

Таким образом, восприятие определяется как психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта  на основе анализа и синтеза отдельных  его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или  явления и отвлечений от несущественных и неактуальных.

 

1.2 Основные методы изучения  восприятия

 

В современной психологической  литературе предлагаются следующие методы изучения восприятия:

1. Исследование идентификации одномерных и многомерных зрительных стимулов. Автор Т. П. Зинченко [9, c.57].

2. Измерение константности зрительного восприятия формы в условиях изменения наклона плоскости объекта. Автор В. К. Гайда, В. В. Лоскутов  [9, c.61].

3. Методика сенсорных  искажений. Автор В. К. Гайда,  В. В. Лоскутов [9,c.68].

4. Геометрические иллюзии  зрительного восприятия  В. К.  Гайда,        В. В. Лоскутов [9, c.71].

5. Иллюзии установки. Автор  Т. П. Зинченко [9, c.73].

6. Измерение объема зрительного  восприятия Автор Т. П. Зинченко  [9, c.65].

7.  Методика "Чего не хватает на этих рисунках" [10, c.66].

8. Тест «Узнай, кто это» [10, c.68].

9. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?" [10, c.70].

10. Методика "Чем залатать коврик?" [10, c.72].

11. Тест “Узнавание фигур” [11].

12. Исследование восприятия времени [12].

13. Тест “Нелепицы” [13].

14. Тест ««Разрезные картинки» [14].

15. Методика «Эталоны». Автор  О.М. Дьяченко [14].

16. Тест ««Коробочка форм» [14].

17. Тест Мюнсберга на восприятие [15].

Остановимся на них подробнее:

1. «Эталоны», разработанной в лаборатории Л.А.Венгера. Методика рассчитана на детей от 4 до 5-5,5 лет.

Стимульный материал. Таблица  с различными фигурками. Внизу таблицы  дается эталон. Необходимо иметь и  вырезанные из картона эталоны, которые  используются для помощи детям и  для их обучения. В приложении приведена  таблица и четыре эталона. Инструкция. Посмотри на эту фигурку (показывают эталон). Она решила спрятаться и  укрылась среди других фигурок, надела на себя дополнительные украшения, но форма ее осталась прежней. Найди ее в этой таблице. Проведение теста. После инструкции детям предоставляют возможность рассмотреть эталон, и даже провести рукой по его контуру. Затем ребенку дают таблицу, в которой он должен найти фигурку. Если ребенок не может найти ни одной, даже самой простой фигурки, ему разрешают взять вырезанный из картона эталон, который он может прикладывать к разным фигуркам, чтобы найти полностью совпадающую. Такое занятие уже нельзя считать диагностикой, фактически это коррекция восприятия, причем именно того процесса, который нарушен у ребенка.

2. Тест «Нелепицы». При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько  довольно нелепых ситуаций с животными. Ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем  месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Время экспозиции картинки и  выполнения задания ограничено тремя  минутами. За это время ребенок  должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что  не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

3. Геометрические иллюзии зрительного  восприятия. Вводные замечания. Геометрические  иллюзии - наиболее часто изучаемые  иллюзии зрительного восприятия. Большинство известных геометрических  иллюзии можно рассматривать  либо как искажение в восприятии  величины (длины или размера), либо  как искажение в восприятии  направления линий. Лучшим примером  иллюзии длины отрезка является  иллюзия Мюллера-Лайера: две линии  равной длины, одна из которых  оканчивается сходящимися, а другая - расходящимися клиньями, воспринимаются человеком как неравные по длине. При этом эффект иллюзии настолько устойчив, что она возникает и в том случае, если человек знает о причинах ее возникновения.

Оборудование и материал. Для  проведения опыта необходимо изготовить простую экспериментальную установку. На вертикальном непрозрачном экране закрепляют лист белого картона (297 х 210 мм), на котором тушью начерчена  прямая горизонтальная линия толщиной около 3 мм и длиной 230 мм. Слева линия  оканчивается сходящимся клином («наконечник  стрелы»), а справа - расходящимся клином («перо стрелы»). На верхний край экрана на роликах (невидимых испытуемому) подвешивают подвижную планку, на которой точно на уровне горизонтальной линии нарисован клин, направленный острым углом вправо. На невидимой  испытуемому, но видимой экспериментатору стороне установки закреплена миллиметровая  линейка, нулевая точка которой  совпадает с точкой деления линии  на два равных отрезка - правый и  левый - и концом подвижного клина  в центральном положении.

До начала опыта необходимо подготовить бланк для протокольных записей.

Порядок работы. В опыте используется метод средней ошибки. Опыт проводится в условиях свободного наблюдения (без  ограничения поля зрения). Опыт студенты выполняют в парах, причем один из ее членов является экспериментатором. Всего испытуемый должен произвести 30 подравниваний. До начала опыта экспериментатор сообщает следующую инструкцию.

Инструкция испытуемому: «Передвигая  движок с наконечником вправо или  влево, разделите отрезок на две  равные части. Постарайтесь задание  выполнить как можно точнее!»

Экспериментатор устанавливает движок в такое положение, при котором  видимые отрезки явно неравны (в  крайнее правое или крайнее левое  положение). После этого испытуемый должен передвигать движок, пока ему не покажется, что он установил тем самым равный отрезок.

4. Иллюзии установки. Вводные замечания. Существует определенный вид иллюзий восприятия, классическими примерами которых являются иллюзии веса, объема, величины. Если испытуемому предложить несколько раз поднять одновременно двумя руками пару предметов заметно неодинакового веса, то предмет, оказавшийся в той руке, в которой перед этим был более тяжелый, покажется ему более легким.

Аналогичное явление будет наблюдаться, если в предварительных пробах испытуемый получил в руки два предмета разного  объема. Через определенное число  проб равные по объему предметы он оценивает  как разные, причем обычно большим  по объему кажется предмет в той  руке, в которой до этого находился  меньший. Эти иллюзии имеют эквивалент и в зрении.

В этих примерах можно выделить следующие  общие черты ситуаций и свойств  возникающих иллюзий.

  1. Перед испытуемым ставится задача сравнительной оценки пары объектов по какому-либо параметру: весу, объему, размеру.
  2. Опыт состоит из двух серий: предварительной, или установочной, и основной - контрольной. Цель предварительной серии - создать у испытуемого предпосылки для возникновения иллюзий, цель основной серии - обнаружить иллюзию.
  3. В предварительной серии предъявляется пара заведомо разных объектов, в контрольной - пара одинаковых.
  4. В контрольной серии испытуемый обычно допускает ошибку в направлении контраста: меньшим (более легким) кажется тот объект, которому в установочной серии соответствовал больший (более тяжелый). В некоторых случаях (обычно при незначительных различиях между объектами в предварительной серии) имеет место ассимилятивная иллюзия: в контрольной паре большим (более тяжелым) кажется тот объект, которому в установочных опытах соответствовал также больший (более тяжелый) объект.

Для объяснения подобного типа иллюзий  было предложено несколько теорий.

1. Теория  Мюллера. При повторном взвешивании первой пары объектов у испытуемого вырабатывается привычка мобилизовать более сильный мышечный импульс для более тяжелого предмета. Когда после этого ему даются два предмета одинакового веса, то мобилизованный в соответствующей руке импульс к более тяжелому предмету вызывает ощущение неожиданной его легкости. Недостатком теории Мюллера является то, что она объясняет иллюзию веса и не применима к иллюзиям других модальностей.

2. Теория «обманутого ожидания». В соответствии с этой теорией при повторном поднимании предметов разного веса у испытуемого формируется ожидание в одной руке более тяжелого веса. В контрольном опыте ожидание испытуемого оказывается обманутым. В результате происходит недооценка веса в данной руке. С теорией «обманутого ожидания» не согласуется тот факт, что иллюзия сохраняется у испытуемых в контрольной серии на протяжении нескольких проб, где ожидание уже должно исчезнуть. Противоречащие этой теории факты были получены в экспериментах Д.Н. Узнадзе. В исследовании Узнадзе испытуемый проходил предварительную серию в состоянии гипноза, где ему многократно давали в руки шары разных объемов. В контрольной серии испытуемого выводили из состояния гипноза и предъявляли ему шары равных объемов. Оказалось, что и в этих условиях имела место контрастная иллюзия, несмотря на то что испытуемый ничего не помнил о предварительных пробах.

3. Теория установки Д.Н.Узнадзе. В процессе жизненного опыта у человека формируется определенная внутреннее состояние, которое подготавливает его к восприятию дальнейших событии. Эти состояния, с одной стороны, имеют бессознательный характер, с другой - являются фактором, направляющим и определяющим содержание нашего сознания. Д. Н. Узнадзе назвал эти состояния установкой субъекта.

Согласно теории установки, контрастная  иллюзия объясняется следующим  образом. В результате предварительных  проб у испытуемого создается  установка на то, что в очередной  паре ему будут предъявлены заметно  различающиеся объекты. Когда ему  в контрольной пробе предъявляют  пару одинаковых объектов, он вынужден изменить установку. Новая установка  оказывается противоположной предыдущей, и испытуемый воспринимает ситуацию в соответствии с нею, хотя эта  установка объективно не обусловлена. В результате возникает иллюзия. По мере повторения проб в контрольной  серии эффект иллюзии постепенно угасает ввиду того, что новая  иллюзия уступает место объективно правильной установке на равенство  объектов.

Ассимилятивная иллюзия, как отмечалось выше, обычно наблюдается при незначительной разнице между объектами в  установочной паре. В соответствии с теорией установки она объясняется  тем, что в результате предварительных  проб у испытуемого создается  установка на то, что в одной  руке объект будет несколько больше (тяжелее), чем в другой. Поскольку  реальное воздействие контрольной  пары не противоречит резко установке, последняя не разрушается, а ассимилирует данные воздействия. В результате испытуемый оценивает как больший (более  тяжелый) объект в той руке, в которой  в предварительной серии находился  также больший (более тяжелый) объект.

Информация о работе Методы исследования восприятия в психологии