Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:13, контрольная работа
Краткое описание
В истории познания сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к эмпирическому уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абстракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выявление объективных законов. К тому же результату приходят и тогда, когда признают недостаточность голых фактов и необходимость их теоретического осмысления, но не умеют оперировать понятиями и принципами или делают это не критически и неосознанно.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………...3 Эмпирические методы…………………………………………………………………………...3-9 Экспериментальные методы……………………………………………………………….9-11 Список литературы………………………………………………………………………………....12
Список литературы………………………………………………………………………………....12
ВВЕДЕНИЕ
Современная
наука достигла своего нынешнего
уровня во многом благодаря
развитию своего инструментального
набора – методов научного
исследования. Все существующие
сейчас научные методы можно
разделить на эмпирические и
теоретические. Главным их сходством
является общая цель – установление
истины, главным различием – подход
к исследованию.
Учёных,
которые считают эмпирическое
познание главным, называют «практиками»,
а сторонников теоретического
исследования соответственно «теоретиками».
Возникновение двух противоположных
школ науки, обусловлено частым
несоответствием результатов теоретического
исследования и практического
опыта.
В истории
познания сложились две крайние
позиции по вопросу о соотношении
эмпирического и теоретического
уровней научного познания: эмпиризм
и схоластическое теоретизирование.
Сторонники эмпиризма сводят
научное знание как целое к
эмпирическому уровню, принижая
или вовсе отвергая теоретическое
познание. Эмпиризм абсолютизирует
роль фактов и недооценивает
роль мышления, абстракций, принципов
в их обобщении, что делает
невозможным выявление объективных
законов. К тому же результату
приходят и тогда, когда признают
недостаточность голых фактов
и необходимость их теоретического
осмысления, но не умеют оперировать
понятиями и принципами или
делают это не критически и
неосознанно.
1. Эмпирические методы
К эмпирическим
методам исследования относят
все те методы, приемы, способы
познавательной деятельности, а
также формулирования и закрепления
знаний, которые являются содержанием
практики или непосредственным
результатом её. Их можно разделить
на две подгруппы: методы вычленения
и исследования эмпирического
объекта; методы обработки и систематизации
полученного эмпирического знания,
а также на соответствующие
им формы этого знания. Это
может быть представлено с
помощью списка:
- наблюдение
— способ сбора информации, осуществляемого
на основе регистрации и фиксации первичных
данных;
- изучение первичной
документации – основан на исследовании
документированной информации, непосредственно
зафиксированной ранее;
- сравнение
– позволяет проводить сравнения исследуемого
объекта с аналогом;
- измерение
– способ определения фактических численных
значений показателей свойств исследуемого
объекта посредством соответствующих
измерительных единиц, например, ваттами,
амперами, рублями, нормо-часами и т.п.;
- нормативный
– предусматривает использование совокупности
определенных установленных нормативов,
сравнение с которыми реальных показателей
системы позволяет установить соответствие
системы, например, принятой концептуальной
модели; нормативы могут: определить состав
и содержание функций, трудоемкость их
выполнения, численность персонала, тип
и др. выступать в качестве нормативов
определяющих норм (например, затрат материальных,
финансовых и трудовых ресурсов, управляемости,
числа допустимых уровней управления,
трудоемкости выполнения функций) и укрупненных
величин, определяемых в виде отношения
к какому-либо комплексному показателю
(например, норматив оборачиваемости оборотных
средств; все нормы и нормативы должны
охватывать всю систему в целом, быть научно
обоснованными, иметь прогрессивный и
перспективный характер);
- эксперимент
— основан на исследовании изучаемого
объекта в искусственно созданных для
него условиях.
При рассмотрении
этих методов следует учитывать,
что в списке они расположены
по степени нарастания активности
исследователя. Разумеется, наблюдение
и измерение входят во все
виды экспериментов, но должны
быть также рассмотрены как
самостоятельные методы, широко
представленные во всех науках.
Наблюдение является первичным и элементарным познавательным
процессом на эмпирическом уровне научного
познания. Как научное наблюдение оно
состоит в целенаправленном, организованном,
систематическом восприятии предметов
и явлений внешнего мира.
Особенности
научного наблюдения:
- опирается
на развитую теорию или отдельные теоретические
положения;
- служит решению
определенной теоретической задачи, постановке
новых проблем, выдвижению новых или проверке
существующих гипотез;
- имеет обоснованный
планомерный и организованный характер;
- является систематичным,
исключающим ошибки случайного происхождения;
- использует
специальные средства наблюдения – микроскопы,
телескопы, фотоаппараты и т. п., существенно
расширяя тем самым область и возможности
наблюдения.
Одно
из важных условий научного
наблюдения состоит в том, что
собранные данные не носят
только личный, субъективный характер,
но при тех же условиях могут
быть получены другим исследователем.
Все это говорит о необходимой
точности и тщательности применения
этого метода, где роль конкретного
ученого особенно значима. Это
общеизвестно и само собой
разумеется.
В наблюдении
активность субъекта еще не направлена
на преобразование предмета изучения.
Объект остается недоступным целенаправленному
изменению и изучению или сознательно
ограждается от возможных воздействий
с целью сохранения его – естественного
состояния, и это главное преимущество
метода наблюдения. Наблюдение, особенно
с включением измерения, может натолкнуть
исследователя на предположение о необходимой
и закономерной связи, однако само по себе
оно совершенно недостаточно для утверждения
и доказательства такой связи. Привлечение
приборов и инструментов неограниченно
расширяет возможности наблюдения, но
не преодолевает некоторых других недостатков.
В наблюдении сохраняется зависимость
наблюдателя от изучаемого процесса или
явления. Наблюдатель не может, оставаясь
в границах наблюдения, изменять объект,
управлять им и осуществлять строгий контроль
над ним, и в этом смысле его активность
в наблюдении носит относительный характер.
Вместе с тем в процессе подготовки наблюдения
и в ходе его осуществления ученый, как
правило, прибегает к организационным
и практическим операциям с объектом,
что сближает наблюдение с экспериментом.
Очевидно и другое – наблюдение представляет
собой необходимую составляющую всякого
эксперимента, и тогда его задачи и функции
определяются в этом контексте.
Приемы
получения количественной информации
представлены двумя видами операций
– счетом и измерением в
соответствии с объективными
различиями между дискретным
и непрерывным. Как метод получения
точной количественной информации
в операции счета определяются
числовые параметры, состоящие из
дискретных элементов, при этом
устанавливается однозначное соответствие
между элементами множества, составляющего
группу, и числовыми знаками, с
помощью которых ведется счет.
Сами числа отражают объективно
существующие количественные отношения.
Следует
осознавать, что числовые формы
и знаки выполняют как в
научном, так и обыденном знании
самые различные функции, из которых
не все связаны с измерением:
- являются средствами
наименования, своеобразными ярлыками
или удобными идентифицирующими метками;
- являются орудием
счета;
- выступают
в качестве знака для обозначения определенного
места в упорядоченной системе степеней
некоторого свойства;
- являются средством
установления равенства интервалов или
разностей;
- являются знаками,
выражающими количественные отношения
между качествами, т. е. средствами выражения
величин.
Рассматривая
различные шкалы, основанные на
использовании чисел, необходимо
различать эти функции, которые
попеременно выполняются то особой
знаковой формой чисел, то числами,
выступающими в качестве смысловых
значений соответствующих числовых
форм. С этой точки зрения очевидно,
что шкалы наименований, примерами
которых является нумерация спортсменов
в командах, автомобилей в Госавтоинспекции,
автобусных и трамвайных маршрутов
и т. п., не являются ни измерением,
ни даже инвентаризацией, поскольку
здесь числовые формы выполняют
функцию наименования, а не счета.
Серьезной
проблемой остается метод измерения
в социальных и гуманитарных
науках. Это прежде всего трудности
сбора количественной информации
о многих социальных, социально-психологических
явлениях, для которых во многих
случаях отсутствуют объективные,
инструментальные средства измерения.
Затруднительны также способы
выделения дискретных элементов
и сам объективный анализ не
только в силу особенностей
объекта, но и из-за вмешательства
в ненаучных ценностных факторов
– предрассудков обыденного сознания,
религиозного мировоззрения, идеологических
или корпоративных запретов и
др.. Известно, что многие так называемые
оценки, например знаний учащихся,
выступлений участников соревнований
и конкурсов даже самого высокого
уровня, часто зависят от квалификации,
честности, корпоративности и иных
субъективных качеств педагогов,
судей, членов жюри. По-видимому, такого
рода оценивание не может быть
названо измерением в точном
смысле слова, которое предполагает,
как определяет наука об измерениях
– метрология, сравнение путем
физической (технической) процедуры
данной величины с тем или
иным значением принятого эталона
– единицы измерения и получение
точного количественного результата.
В отличие от
наблюдения эксперимент
характеризуется вмешательством исследователя
в положение изучаемых объектов, активным
воздействием на предмет исследования
различных приборов и экспериментальных
средств. Эксперимент представляет собой
одну из форм практики, где сочетается
взаимодействие объектов по естественным
законам и искусственно организованное
человеком действие.
Как метод эмпирического
исследования этот метод предполагает
и позволяет осуществлять в соответствии
с решаемой проблемой следующие операции:
- конструктивизацию
объекта;
- вычленение
объекта или предмета исследования, его
изоляцию от влияния побочных и затемняющих
сущность явлений, изучение в относительно
чистом виде;
- эмпирическую
интерпретацию исходных теоретических
понятий и положений, выбор или создание
экспериментальных средств;
- целенаправленное
воздействие на объект: планомерное изменение,
варьирование, комбинирование различных
условий в целях получения искомого результата;
- многократное
воспроизведение хода процесса, фиксацию
данных в протоколах наблюдений, их обработку
и перенос на другие объекты класса, не
подвергнутые исследованию.
Эксперимент
проводится не стихийно, не наудачу, а
для решения определенных научных проблем
и познавательных задач, продиктованных
состоянием теории. Он необходим как основное
средство накопления в изучении фактов,
составляющих эмпирический базис всякой
теории, является, как и вся практика в
целом, объективным критерием относительной
истинности теоретических положений и
гипотез.
Предметная
структура эксперимента позволяет
вычленить следующие три элемента:
познающий субъект (экспериментатор),
средства эксперимента, объект экспериментального
исследования.
Как знание научные факты отличаются высокой
степенью (вероятностью) истинности, поскольку
в них фиксируется «непосредственно данное»,
описывается (а не объясняется или интерпретируется)
непосредственно сам фрагмент действительности.
Факт дискретен, а следовательно, до известной
степени локализован во времени и пространстве,
что придает ему определенную точность,
и тем более потому, что он – очищенное
от случайностей статистическое резюме
эмпирических данных или знание, отражающее
типичное, существенное в объекте. Но научный
факт одновременно и относительно истинное
знание, он не абсолютен, но релятивен,
т. е. способен к дальнейшему уточнению,
изменению, поскольку «непосредственно
данное» включает элементы субъективного;
описание никогда не может быть исчерпывающим;
изменяются и сам объект, описываемый
в факте-знании, и язык, на котором осуществляется
описание. Будучи дискретным, научный
факт вместе с тем включен в изменяющуюся
систему знания, исторически изменяется
и само представление о том, что есть научный
факт.