Методы исследования психологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:18, реферат

Краткое описание

Психология ищет и исследует законы, управляющие отражательной и регулирующей деятельностью психики. Иначе говоря, она пытается выяснить, как возникают психические явления, как из них складываются психические состояния, как формируются из них психические процессы, как они закрепляются в психических свойствах, как это отражается в действиях, поведении и деятельности человека.

Содержание

Введение
1.Методика и методология
2.Методы психологических исследований
3.Методы практической психологии
4.Понятия психологический тест и психологическое тестирование
5. Проективные методы
6.Вспомогательные методы исследования
7.Тесты специальных способностей и достижений
8.Тесты личности
9.Тесты интеллекта
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология - копия.docx

— 47.92 Кб (Скачать файл)

Одними из сложных практических задач, стоящих перед психологией, являются задачи: оптимизации личностных и групповых взаимодействий, направленных на достижение определенных целей, например, учебных, производственных; улучшения планирования, организации, мотивирования и контроля совместной деятельности людей; повышение эффективности обмена информацией, коммуникации и принятия решений.

Для решения подобных задач психологии разрабатывают различные методы мотивирования и управления, позволяющие  побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

Шестая группа методов включает методы обучения и развития личности -- они призваны реализовать социально-психологический  потенциал межличностного взаимодействия в процессе решения задач повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков (например, по физике, делопроизводству или управлению людьми). Измайлов И.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии: Общая психометрика. *-- М., 1983.

Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная  коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом.

В седьмую группу методов могут  быть отнесены методы конструирования  и творчества, которые позволяют  задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного (по заданной совокупности правил) или  полностью спонтанного порождения чего-либо нового решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.

Между перечисленными методами психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимопересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга задач.

 

 

4.Понятия психологический тест и психологическое тестирование

Под тестом (англ. test - проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной и качественной оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

Отдавая должное возможностям наблюдения, особенно в деятельности

учителя, следует иметь в виду, что на протяжении уже многих десятилетий  в международном опыте наиболее цивилизованных стран широко и эффективно использовалось тестирование. К сожалению, в нашей стране этот опыт длительное время замалчивался или осуждался, а тесты, соответственно, не разрабатывались. Не будем здесь обсуждать причины происшедшего, отметим лишь то, что к настоящему времени возможности и необходимость применения тестов для диагностики индивидуально-психологических характеристик осознаны.

Тестирование — это метод  психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и  задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование  — в связи с увеличением  продолжительности обучения и усложнением  учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи  с темпом роста и усложнением  производства;

в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов[22].

Тестирование позволяет с известной  вероятностью определить актуальный уровень  развития у индивида необходимых  навыков, знаний, личностных характеристик. Сам процесс тестирования может  быть разделен на следующие этапы: 1) выбор теста с учетом цели и  степени его достоверности; 2) его  проведение определяется инструкцией  к тесту; 3) интерпретация результатов. На всех трех этапах нужен профессионализм, участие или консультация психолога.

Разновидностью тестов способностей можно считать тесты креативности (лат. creatio — сотворение, создание) — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации). Тесты личностные — группа тестов, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Тесты личностные — понятие собирательное, включающее в себя методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов. Они обычно имеют одну из двух форм: объективные тесты действия и ситуационные тесты. Объективные тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какой-либо задачи. Особенностью ситуационных тестов является помещение обследуемого в ситуации, близкие к реальным. Компьютерные тесты, несмотря на их широкое распространение и на наличие определенных плюсов (автоматизация обработки, уменьшение эффекта воздействия экспериментатора), недостаточно гибки в интерпретации данных и не могут полностью заменить работу профессионального психолога. Тесты скорости (англ. speed tests) — тип психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых. Такие тесты обычно включают большое количество однородных заданий (пунктов). Тесты достижений направлены на оценку достигнутого уровня развития навыков, знаний и умений индивида, как правило, после завершения обучения. Они относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик (по числу конкретных тестов и их разновидностей)[26]

Тесту, как и любому другому инструменту  познания, присущи особенности, которые  в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой  базируется тот или иной тест; область  применения; весь комплекс сведений, обусловленных  стандартными требованиями к психологическим  тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные представления о  «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно  как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное  использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические  знания, компетентность в области  теории и практики соответствующих  психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим  нормам психодиагностики.

 

5.Проективные методы

Проективные методы (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Проективные методы — совокупность методик целостного изучения личности[27]. Они основываются на психологической интерпретации результатов проекции, под которой в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Личность «проецирует» себя тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы.

Различают следующие группы проективных методик[28]:

  1. конститутивные - структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (например, пятна Роршаха);
  2. осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях {психодрама) ;

3) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (например, методика «Дом-дерево—человек»)

 4) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (пример: выбор цвета в методике Люшера)

5) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории (например, разные варианты завершения предложения).

 

         6. Вспомогательные методы исследования

        Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования (в огромном разнообразии конкретных методик и методических приемов), как правило, используются в комплексе. Прежде всего это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования.

 Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях. Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания[29]. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному. Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический. Близнецовый метод, исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных детях (что немаловажно для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии Так, психология глухонемых детей — классическая область для изучения вклада речи и практической деятельности в развитие интеллекта. Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества.

       Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую естественную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает возможность по-новому посмотреть на очень привычные вещи. Социометрические методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе. Показатели наличия и количества «лидеров», «звезд» и «изгоев», взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации 

 

 

7.Тесты специальных способностей и достижений

Толчком для развития тестов специальных  способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в  промышленности и военном деле. Стали  появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Создавались тестовые батареи (комплекты) для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Было разработано около дюжины комплексных батарей способностей для использования в образовании и при консультировании и распределении персонала. Различаясь составом, методическими качествами, они сходны в одном -- их характеризует низкая дифференциальная валидность. Учащиеся, выбирающие разные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями.

Экспериментально-теоретической основой  для построения комплексных батарей  способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляций между ними - факторного анализа. Факторный анализ позволял точнее определить и классифицировать специальные способности. Поэтому остановимся немного на истории этого направления исследовании.

Одним из первых разработал и применил многофакторный анализ тестовых данных американский психолог Л. Л. Терстоун (основные работы вышли в 20-30е гг.). С помощью разработанного им центроидного метода факторного анализа, основываясь на обширном статистическом материале, он выделил 12 факторов, которые он обозначил как «первичные умственные способности». Дальнейшие исследования привели к увеличению факторов. Число когнитивных факторов, описанных на сегодняшний день, превышает 120. На основе факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей.

Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях, - тесты достижений. Этим термином западные тестологи-психометристы окрестили педагогические тесты предметных знаний - знаний по определенным учебным предметам, а также профессиональные тесты - на специальные профессиональные умения и навыки. В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий.

 

8.Тесты личности

Информация о работе Методы исследования психологи