Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:54, реферат
Экспериментально-психологические и нейропсихологические исследования характера нарушений в тактильной сфере выявили ряд особенностей в запоминании тактильных стимулов. На возрастном этапе от 7 до 11 лет продолжается развитие осязательной деятельности. Здоровые дети демонстрируют положительную возрастную динамику в точности тактильного опознания стимулов. Предметом исследования в данной работе являются методы исследования особенности тактильного узнавания. Целью данной работы явилось определение закономерностей исследования тактильной сферы.
Введение………………………………………………………………………………………………………..2
Глава I
1.1Понятие гнозиса и его виды...…………………………………………….5
1.2Тактильный гнозис и его мозговая организация. Тактильные агнозии…………………………………... ………………………………………7
1.3 Исследования тактильного гнозиса в познавательной деятельности человека …………………………………………………………………………10
1.4 Неврологические методы исследования тактильного гнозиса……...13
Заключение... …………………………………………………………………...15
Литература…..… ………………………………………………………………17
Нижнетеменной
синдром возникает при поражении тех постцентральных
областей коры, которые граничат с зонами
представительства руки и лица в 1, 2, 3-м,
а также в примыкающих к ним 39-м и 40-м полях.
При этом происходит нарушение сложных
форм тактильного гнозиса, известное под
названиемастереогноза, или так
При поражении верхней теменной области
коры мозга, примыкающей к той части
первичной сенсорной коры кожно-кинестетического
анализатора, куда проецируется информация,
поступающая от разных частей тела, наблюдается
другая клиническая картина. В этих случаях
чаще всего возникают симптомы нарушения
«схемы тела» (или соматоагнозия), т.е. расстройство
узнавания частей тела, их расположения
по отношению друг к другу. Обычно больные
плохо ориентируются в одной (чаще левой)
половине тела (гемисоматоагнозия), что
сопровождает поражение правой теменной
области мозга. Больные игнорируют левые
конечности, иногда как бы «теряют» их.
При этом часто возникают ложные соматические
образы (соматопарагнозия) в виде ощущений
«чужой» руки, увеличения, уменьшения
частей тела (руки, головы), удвоения конечностей
и т.п.
Таким образом, при поражении теменных
отделов мозга существуют четкие латеральные
особенности нарушений тактильных функций.
Нижнетеменной и верхнетеменной синдромы
поражения левого и правого полушарий
мозга различны. Предметная тактильная
агнозия (астереогноз), пальцевая агнозия
и соматоагнозия более грубо выражены
при поражении правого полушария мозга,
чем левого. Тактильная алексия чаще
связана с левосторонним поражением теменной
коры (у правшей).
^ Тактильный гнозис
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Сомато-пространственный гнозис
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4 Неврологические методы исследования тактильного гнозиса.
Исследования тактильного гнозиса основываются на показаниях больных в ответ на те или иные раздражители. Однако исследование чувствительности у детей представляет большие трудности, так как ребенок не всегда может четко дифференцировать раздражение, правильно проанализировать свои ощущения и адекватно их описать. При исследовании устанавливают характер и, границы нарушения. Вначале исследуют поверхностную чувствительность, затем глубокую.
Тактильную чувствительность, или чувство осязания, исследуют путем легкого прикосновения к коже ваткой или кисточкой. Раздражения необходимо наносить не слишком часто и с неравномерными промежутками. Следует избегать «машущих» движений вдоль поверхности тела, чтобы не было суммации раздражений.
Температурную чувствительность исследует при помощи прикосновения пробирками с горячей или холодной водой. Раздражение наносят сверху вниз (лицо, шея, руки, туловище, нога), а затем сравнивают чувствительность на симметричных участках левой и правой половины тела.
После изучения
поверхностной чувствительности исследуют
глубокую (проприоцептивную) чувствительность:
суставно-мьпшечное чувство, вибрационную
чувствительность, чувство давления и
веса. Суставно-мышечное чувство, или чувство
положения и движения, исследуют при помощи
пассивных движений в мелких и крупных
суставах. Исследование начинают с движений
в концевых фалангах пальцев рук и ног.
Больной должен распознать направление
и локализацию движения.
Таким образом ,при определении тактильного
гнозиса оценивают стереогноз - узнавание
предмета на ощупь при закрытых глазах.
Во
время исследования праксиса больному
предлагают выполнить ряд заданий (присесть,
погрозить пальцем, причесаться и т. п.).
Кроме того, больным дают задание действовать
с воображаемыми предметами (просят показать,
как едят суп, как звонят по телефону, как
пилят дрова и др.). Оценивают способность
подражать демонстрируемым действиям. На
основе анализа гнозиса, праксиса, речи,
памяти и мышления делают вывод о психическом
складе, личностных особенностях и степени
возрастной зрелости психики ребенка
Заключение
Нейропсихология — это самостоятельная научная дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические медицинские аспекты в области топической неврологической диагностики, клинической психологии, дефектологии и пр. Нейропсихологические методы не только являются важнейшими инструментами распознавания тонких нарушений гнозиса, праксиса, речи и других высших психических функций, но и позволяют с большой степенью точности определить связь этих расстройств с конкретными корковыми зонами
Как показал опыт работы специалистов, нейропсихологический метод, являются наиболее адекватными для диагностики уровня развития высших психических функций, кроме того, нейропсихологические методики позволяют сделать не только количественный, но и качественный анализ функционирования высших корковых структур головного мозга, а также использование Луриевских методик, позволяет увидеть, какой именно фактор поврежден.
.Отечественные и зарубежные
исследования тактильной сферы
в рамках нейропсихологии
В нейропсихологии изучение
тактильной сферы имеет возрастающее
значение и представлено значительным
количеством работ.
А.Р.Лурия (1962) исследование нарушений
осязательной функций рассматривал как
одну из составляющих нейропсихологического
обследования больных с локальными поражениями
мозга. На патологическое состояние кожного
анализатора указывают результаты проб
на различительную осязательную чувствительность,
локализацию прикосновения, различительную
пространственную чувствительность с
помощью циркуля Вебера, различение направления
пассивно двигаемой кожи, различение фигур
(чисел и букв) - проба Ферстера и др. Исследование
астереогноза является важным показателем
для топического диагноза.
17
Поскольку в основе астереогноза,
с одной стороны, могут лежать нарушения
тонких дифференцировок элементарной
чувствительности и нарушения стойкости
следов кожно-кинестетических раздражений,
а с другой - нарушения в двигательной
сфере, то исследование астереогноза должно
сопровождаться анализом дефектов в тонких
движениях. По Лурии, астереогноз бывает
в результате поражения теменных отделов
коры и проявляется в контрлатеральной
руке, двусторонний же астереогноз встречается
редко.
Как уже было сказано, после
60-х годов вопросам тактильного восприятия
посвящено сравнительно мало работ. Это
отмечала Эрдели А.К. (1979), которая посвятила
свое исследование вопросам функциональной
асимметрии в области тактильного восприятия.
В процедуру исследования входило определение
порога тактильного различения на левой
и правой руке с помощью циркуля Вебера,
а затем исследование гаптического восприятия
геометрических фигур. По определенной
схеме начислялись баллы. Эрдели установила,
что в работе тактильного анализатора
необходимо различать сенсорный и гностический
уровень: нарушение одной функции (повышение
пространственного порога) не совпадает
с нарушениями другой функции (гаптическое
восприятие формы) в ипсилатеральной руке.
Поражение левого полушария может вызывать
повышение пространственного порога как
в контрлатеральной, так и ипсилатеральной
руке. Однако нарушение восприятия формы
у этих больных в явно выраженном виде
обнаруживаются только в руке контрлатеральной
очагу поражения (правой).
Литература
1. Актуальные
проблемы нейропсихологии
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии:
учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель.
- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.
3. Данилова H.H. Д 17 Физиология высшей нервной
деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова.
- Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.-
М., 2003.
5. Микадзе Ю. Нейропсихология детского
возраста. Учебное пособие.-СПб.: Питер,
2008.
6. Прибрам К. Языки мозга: эксперимент,
методика и принципы нейропсихологии.-
М., 12004.
7. Хомская Е.Д. Нейропсихология. 3-е издание.
- СПб.: Питер. 2004.