Методы и способы тренингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Содержание профессиональной деятельности педагога составляет общение с учащимся. Каждый день он решает комплекс коммуникативных задач.
Эффективность любой деятельности, организуемой педагогом на уроке или вне его, обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и умением управлять эмоциональными контактами с учащимся, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты. Профессионализм современного педагога проявляется в том, что коммуникативные задачи он решает не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне, опираясь на психологические знания.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

ВСТУПЛЕНИЕ

Содержание  профессиональной деятельности педагога составляет общение с учащимся. Каждый день он решает комплекс коммуникативных задач.

Эффективность любой деятельности, организуемой педагогом  на уроке или вне его, обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и умением управлять эмоциональными контактами с учащимся, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты. Профессионализм современного педагога проявляется в том, что коммуникативные задачи он решает не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне, опираясь на психологические знания.

 

ПСИХОЛОГИЯ  ОБЩЕНИЯ

Понятие и структура общения

Общение — взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

В западной психологии понятие  «общение» переводится как «коммуникация». Однако понятие «коммуникация» более широкое. Оно подразумевает связь, в ходе которой происходит обмен информацией в живой и неживой природе. Общение же существует только между людьми. В качестве субъектов общения может выступать как индивид, так и группа.

Общение может осуществляться с целью, находящейся вне взаимодействия субъектов и в самом взаимодействии субъектов, а также для приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения и, наоборот, приобщения инициатора к ценностям партнера.

Общение, находящееся  вне самого взаимодействия субъектов - деловое общение служит способом организации и оптимизации того или иного вида предметной летальности: производственной, научной, коммерческой. Предмет делового общения - дело.

В общении  выделяются: содержание, цель, средство, функции, формы стороны, барьеры.

Содержание - это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.

По  содержанию общение может быть представлено как:

  • Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые   в   свою   очередь   служат   средством   удовлетворения   актуальных потребностей субъектов,

♦ когнитивное - обмен знаниями (познавательная и учебная деятельность);

♦ деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками; от субъекта к субъекту передается информация, совершенствующая и развивающая способности;

♦ кондиционное - обмен психическими и физиологическими состояниями; люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его: возбудить или успокоить друг друга, а, в конечном счете — оказать определенное воздействие друг на друга;

♦ мотивационное - обмен побуждениями, целями,- интересами, мотивами, потребностями; имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении: например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.п.

Цель  общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Количество потребностей и соответственно целей у человека увеличивается.

По целям  общение делится на биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей) и социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития отношений, личностного роста индивида). В зависимости от целей существую! также частные виды общения. Они определяются подвидами биологических и социальных потребностей:

♦ деловое - общение, включенное как частный момент в какую-либо совместную и продуктивную деятельность людей; служит средством повышения качества этой деятельности; его содержанием является то, чем заняты люди, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир;

♦ личностное - общение, сосредоточенное в основном вокруг внутренних психологических проблем, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта:

♦ инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;

♦ целевое - общение, служащее средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае — потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая осуществляется при интенсивном и разностороннем общении.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации — это способ передачи ее от одного к другому.

Средства  общения можно разделить на следующие  виды:

  • прямые телесные контакты (касанием тела руками и т.п.);
  • органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов);
  • язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах (тексты, схемы, рисунки, чертежи и т.д.);
  • технические средства записи и хранения информации (видеотехника, радио, кассет ы, диски, дискеты и т.д.);
  • интонации, эмоциональная выразительность.

По  формам общение делится на:

♦ прямое (естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств информация лично передается одним участником другому) и косвенное (включение в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации);

  • непосредственное (с помощью естественных органов (рука, туловище, голова), на его основе возникают различные виды опосредованного общения) и опосредованное (посредством чего-либо — неполный психологический контакт при помощи специальных средств, отдаляющих получение обратной связи);
  • массовое - (множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными ее видами) и межличностное (непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников, подразумевает психологическую близость партнеров).

В функциях общения в соответствии с содержанием выделяются:

  • инструментальная - характеризует общение как социальный механизм управления и     передачи информации, необходимой для исполнения действия;
  • интегративная — раскрывает общение как средство объединения людей;
  • трансляционная функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.;
  • функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;
  • экспрессивная — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;
  • функция социализации формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами;
  • функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности.

 

Деловое общение  можно рассматривать в единстве трех его сторон:

  • общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения);
  • общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения);
  • общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

ТЕСТ: СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ.

Выберете одно из указанных утверждений, которое больше всего вам подходит.

          1. Я предпочитаю:

а) торжественный стиль одежды;

б) хорошую и стильную одежду;

в) консервативный и официальный стиль одежды;

г)  опрятную, неброскую одежду;

д) повседневную, обычную одежду, независимо от ситуации;

е) не беспокоиться по поводу одежды и моды;

        2.Я стремлюсь:

а) говорить быстро, темп речи увеличивается при волнении;

б) использовать образы жесты;

в) говорить в спокойной манере, контролируя свои эмоции;

г) быть очень точным и обдумывать каждое слово;

д) уметь убеждать, быть убедительным и не обращать внимания на детали;

е) быть скромным, вежливым и всегда контролировать свои эмоции;

        3.Я стремлюсь:

а)  контролировать себя, быть убедительным, а временами, если это необходимо   -   агрессивным;

б) быть доброжелательным, дружелюбным и общительным;

в) быть расслабленным, консервативным;

г) быть любознательным, хорошо организованным и осторожным;

д) быть независимым, рискованным;

е)  быть спокойным, неэмоциональным;

     4. Если бы я был владельцем прекрасного помещения (дома, офиса и т. д.), я бы отдал предпочтение его оформлении:

а)  ярким цветам и дорогому оборудованию;

б)  растения, картинам;

в)  консервативному и неформальному дизайну;

г)  хорошему покрытию, был бы традиционен;

д) обычности, ничего особенного;

е)  функциональности, практичности, минимальному количеству декораций;

5. Для достижения успешной карьеры я бы предпочел:

а)  позицию лидера;

б) работу, которая позволила бы мне взаимодействовать с другими людьми;

в) работу, соответствующую моей специальности;

г)  точную работу, требующую внимания к деталям;

       д)  работу менеджера персонала;

       е) работу, которая позволяла использовать логику и аналитические           способности;

Обработка: определите букву, которая чаще всего встречается в ваших ответах.

Если данная буква:

а - вы лидер;

б - умеете убеждать;

в - терпеливый;

г - осторожный;

д - независимый;

е - замкнутый, необщительный.

Краткая характеристика особенностей стилей поведения:

Лидер: организован, предпочитает общую картину ситуации, не обращая внимание на "мелочи"', контролирует события, нацелен на результат.

Убедительный: ориентирован на людей, коммуникабельный, доброжелательный, инициативен, не обращает внимания на детали.

Терпеливый: не любит резких перемен, для принятия решения ему требуется больше времени, каждое событие тщательно анализирует.

Осторожный:   предпочитает   детали, осторожен в принятии решений, аккуратен.

       Независимый: амбициозен, самоуверен, ориентирован на результат деятельности, властный.

Необщительный, замкнутый: предпочитает важные, содержательные беседы, не любит тратить время на '"пустые разговоры", принимает решение только после серьезного взвешивания всех "за" и "против".

 

ИГРА  – ПРИВЕТСТВИЕ.

Цель: Знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Содержание: Все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит: «Здравствуйте. Я - Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня «вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»

Методические рекомендации: Эту игру желательно использовать в первый день работы, когда еще не все участники запомнили имена друг друга. Если игра проходит в группе, все члены которой уже знакомы друг с другом, можно просто приветствовать окружающих и показывать свое состояние, не называя себя по имени. Но далее при этом варианте группа хором приветствует каждого, обязательно называя его по имени.

УПРАЖНЕНИЕ  «ШУШАНИКА МИНИЧНА»

Цель: Отработать одну из техник запоминания имен.

Содержание: Упражнение, выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя написанное на карточке, на пример «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника, пример: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Шушаника Минична». После ответа «Шушаника Минична» задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Образцы карточек с именами даны ниже.

Информация о работе Методы и способы тренингов