Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:34, реферат
Содержание профессиональной деятельности педагога составляет общение с учащимся. Каждый день он решает комплекс коммуникативных задач.
Эффективность любой деятельности, организуемой педагогом на уроке или вне его, обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и умением управлять эмоциональными контактами с учащимся, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты. Профессионализм современного педагога проявляется в том, что коммуникативные задачи он решает не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне, опираясь на психологические знания.
ВСТУПЛЕНИЕ
Содержание профессиональной деятельности педагога составляет общение с учащимся. Каждый день он решает комплекс коммуникативных задач.
Эффективность любой деятельности, организуемой педагогом на уроке или вне его, обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и умением управлять эмоциональными контактами с учащимся, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты. Профессионализм современного педагога проявляется в том, что коммуникативные задачи он решает не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне, опираясь на психологические знания.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Понятие и структура общения
Общение — взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.
В западной психологии понятие
«общение» переводится как «
Общение может осуществляться с целью, находящейся вне взаимодействия субъектов и в самом взаимодействии субъектов, а также для приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения и, наоборот, приобщения инициатора к ценностям партнера.
Общение, находящееся вне самого взаимодействия субъектов - деловое общение служит способом организации и оптимизации того или иного вида предметной летальности: производственной, научной, коммерческой. Предмет делового общения - дело.
В общении выделяются: содержание, цель, средство, функции, формы стороны, барьеры.
Содержание - это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.
По содержанию общение может быть представлено как:
♦ когнитивное - обмен знаниями (познавательная и учебная деятельность);
♦ деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками; от субъекта к субъекту передается информация, совершенствующая и развивающая способности;
♦ кондиционное - обмен психическими и физиологическими состояниями; люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его: возбудить или успокоить друг друга, а, в конечном счете — оказать определенное воздействие друг на друга;
♦ мотивационное - обмен побуждениями, целями,- интересами, мотивами, потребностями; имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении: например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.п.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Количество потребностей и соответственно целей у человека увеличивается.
По целям общение делится на биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей) и социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития отношений, личностного роста индивида). В зависимости от целей существую! также частные виды общения. Они определяются подвидами биологических и социальных потребностей:
♦ деловое - общение, включенное как частный момент в какую-либо совместную и продуктивную деятельность людей; служит средством повышения качества этой деятельности; его содержанием является то, чем заняты люди, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир;
♦ личностное - общение, сосредоточенное в основном вокруг внутренних психологических проблем, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта:
♦ инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;
♦ целевое - общение, служащее средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае — потребности в общении.
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая осуществляется при интенсивном и разностороннем общении.
Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации — это способ передачи ее от одного к другому.
Средства общения можно разделить на следующие виды:
По формам общение делится на:
♦ прямое (естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств информация лично передается одним участником другому) и косвенное (включение в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации);
В функциях общения в соответствии с содержанием выделяются:
Деловое общение можно рассматривать в единстве трех его сторон:
ТЕСТ: СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ.
Выберете одно из указанных утверждений, которое больше всего вам подходит.
1. Я предпочитаю:
а) торжественный стиль одежды;
б) хорошую и стильную одежду;
в) консервативный и официальный стиль одежды;
г) опрятную, неброскую одежду;
д) повседневную, обычную одежду, независимо от ситуации;
е) не беспокоиться по поводу одежды и моды;
2.Я стремлюсь:
а) говорить быстро, темп речи увеличивается при волнении;
б) использовать образы жесты;
в) говорить в спокойной манере, контролируя свои эмоции;
г) быть очень точным и обдумывать каждое слово;
д) уметь убеждать, быть убедительным и не обращать внимания на детали;
е) быть скромным, вежливым и всегда контролировать свои эмоции;
3.Я стремлюсь:
а) контролировать себя, быть убедительным, а временами, если это необходимо - агрессивным;
б) быть доброжелательным, дружелюбным и общительным;
в) быть расслабленным, консервативным;
г) быть любознательным, хорошо организованным и осторожным;
д) быть независимым, рискованным;
е) быть спокойным, неэмоциональным;
4. Если бы я был владельцем прекрасного помещения (дома, офиса и т. д.), я бы отдал предпочтение его оформлении:
а) ярким цветам и дорогому оборудованию;
б) растения, картинам;
в) консервативному и неформальному дизайну;
г) хорошему покрытию, был бы традиционен;
д) обычности, ничего особенного;
е) функциональности, практичности, минимальному количеству декораций;
5. Для достижения успешной карьеры я бы предпочел:
а) позицию лидера;
б) работу, которая позволила бы мне взаимодействовать с другими людьми;
в) работу, соответствующую моей специальности;
г) точную работу, требующую внимания к деталям;
д) работу менеджера персонала;
е) работу, которая позволяла использовать логику и аналитические способности;
Обработка: определите букву, которая чаще всего встречается в ваших ответах.
Если данная буква:
а - вы лидер;
б - умеете убеждать;
в - терпеливый;
г - осторожный;
д - независимый;
е - замкнутый, необщительный.
Краткая характеристика особенностей стилей поведения:
Лидер: организован, предпочитает общую картину ситуации, не обращая внимание на "мелочи"', контролирует события, нацелен на результат.
Убедительный: ориентирован на людей, коммуникабельный, доброжелательный, инициативен, не обращает внимания на детали.
Терпеливый: не любит резких перемен, для принятия решения ему требуется больше времени, каждое событие тщательно анализирует.
Осторожный: предпочитает детали, осторожен в принятии решений, аккуратен.
Независимый: амбициозен, самоуверен, ориентирован на результат деятельности, властный.
Необщительный, замкнутый: предпочитает важные, содержательные беседы, не любит тратить время на '"пустые разговоры", принимает решение только после серьезного взвешивания всех "за" и "против".
ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ.
Цель: Знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.
Содержание: Все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит: «Здравствуйте. Я - Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня «вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»
Методические рекомендации: Эту игру желательно использовать в первый день работы, когда еще не все участники запомнили имена друг друга. Если игра проходит в группе, все члены которой уже знакомы друг с другом, можно просто приветствовать окружающих и показывать свое состояние, не называя себя по имени. Но далее при этом варианте группа хором приветствует каждого, обязательно называя его по имени.
УПРАЖНЕНИЕ «ШУШАНИКА МИНИЧНА»
Цель: Отработать одну из техник запоминания имен.
Содержание: Упражнение, выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя написанное на карточке, на пример «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника, пример: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Шушаника Минична». После ответа «Шушаника Минична» задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Образцы карточек с именами даны ниже.