Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение и изучение данных методов, а так же их подробное описание.
В рамках достижения и решения поставленной цели в работе выдвигаются задачи в виде рассмотрения конкретных видов методов:
1. Изучить организационные методы;
2. Получить представление о эмпирических методах;
3. Познакомиться с методами обработки данных;
4. Рассмотреть методы коррекции.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Организационные методы……………………………………………………….5
2. Эмпирические методы…………………………………………………………...9
3. Методы обработки данных……………………………………………………..16
4. Методы коррекции……………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………………..29
Систематизация. Систематизация – это упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов. Это структурирование элементов внутри систем разных уровней (объектов в классах, классов в их множестве и т. д.) и сопряжение этих систем с другими одноуровневыми системами, что позволяет получать системы более высокого уровня организации и обобщенности. В пределе систематизация есть выявление и наглядное представление максимально возможного числа связей всех уровней в множестве объектов. На практике это выливается в многоуровневую классификацию. Примеры: систематики растительного и животного мира; систематика наук (в частности, наук о человеке); систематика психологических методов; систематика психических процессов; систематика свойств личности; систематика психических состояний.
Периодизация. Периодизация – это хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления). Заключается в разделении жизненного цикла объекта на существенные этапы (периоды). Каждый этап обычно соответствует значительным изменениям (количественным или качественным) в объекте, что можно соотнести с философской категорией «скачок».
Примеры периодизации в психологии: периодизация онтогенеза человека; этапы социализации личности; периодизация антропогенеза; этапы и фазы развития группы (групповая динамика) и др.
Казуистика. Психологическая казуистика – это описание и анализ как наиболее типичных, так и исключительных случаев для исследуемой реальности. Этот прием характерен для исследований в области дифференциальной психологии. Индивидуальный подход в психологической работе с людьми также предопределяет широкое использование казуистики в практической психологии.
Наглядным
примером применения психологической
казуистики может служить используемый
в профессиографии метод
4. Методы коррекции
Четвертая группа методов включает в себя: тренинги, упражнения, обучение, внушение, т. е. это такие методы, которые позволяют получить человеку новые способности, знания, умения, а так же направлены на коррекцию его психики, сознания, мыслей.
Тренинг. Специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстродействующих форм психологической работы с группами. При этом тренинг должен включать, помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник, деловые и ролевые игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т.д., — иными словами, все те приемы, которые нацелены на формирование необходимых навыков. Именно тренинг — один из тех психологических методов, которые позволяют создать психологические условия для развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, дают возможность изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.
Тренинг можно трактовать двумя способами. В первом случае тренинг трактуется как своеобразный исследовательский метод, в рамках которого конструируются и изучаются межличностные отношения или социальные феномены. Во втором случае тренинг можно рассматривать как один из способов практической работы с психологическими характеристиками конкретных людей. Из разницы понимания сути тренинга и проистекают причины разных ожиданий от психолога-тренера. Особенно проблематично, когда сам тренер и заказчик придерживаются принципиально разных точек зрения на суть тренинга и не замечают этого.
Тренинг направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы.
Очень важным, можно сказать даже — ключевым, моментом является то, что внутри тренинга психологом могут быть реализованы и информирование, и консультирование, и интервенция. Нужно только, чтобы эти методы не становились ведущими. Если это происходит, то тренинг как метод теряет свою специфику и превращается в нечто иное.
Внушение. Внушение – воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосозноваемое.
Внушение – подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно – психических воздействий. (Шварц И. Е. «Внушение в педагогическом процессе». – Пермь: 1971.)
Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого.
Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.
Склонность человека поддаваться внушению со стороны других людей называется внушаемостью.
Внушаемость – это степень восприимчивости к внушению, определяемое субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов, а по одному лишь требованию или предложению, которые исходят от другого лица или группы лиц. (Шварц И. Е. «Внушение в педагогическом процессе». – Пермь: 1971.)
При этом сам человек не отдаёт себе ясного отчёта в такой ситуации. Подчиняясь, он продолжает считать свой образ действий как бы результатом собственной инициативы и самостоятельного выбора.
Различают следующие виды внушения в психолого – педагогической работе:
Команды и приказы способствуют выработке у человека автоматизма действий. В жизни требуется совершать некоторые поведенческие акты автоматически, не раздумывая, полностью доверяя слову – сигналу для этих действий.
Характерной чертой приказов и команд является то, что они исполняются тогда, когда обычно требование аналогичного содержания, возможно, вызвало бы сопротивление. Именно эта черта команд и приказов как форм словесного воздействия позволяет отнести их к разряду внушающего влияния. При исполнении команд не рассуждают, а выполняют немедленно.
Команды и приказы так же как внушающие наставления, относятся к прямому внушению, но по природе своего воздействия качественно различны.
Внушающее наставление не рассчитано на автоматизм поведения, оно создаёт установку. Команды и приказы действенны тогда, когда сформировался соответственный навык и исполнение требования становится точным и в значительной мере автоматизированным.
Внушающее наставление – вид внушения, применяемый для перестройки сложившихся отрицательных психологических отношений людей. (Шварц И. Е. «Внушение в педагогическом процессе». – Пермь: 1971.).
Внушающее наставление применяется в виде лаконичных фраз, т. е. Формул внушения, произносимых максимально повелительным тоном. При этом, необходимо выразительно смотреть в глаза внушаемого, усиливая внушающее влияние слов. Иногда предлагается внушающему закрыть глаза и повторять отдельные словесные формулы.
Задача внушающего наставления состоит в том, чтобы дать человеку первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличия к своим успехам.
Намёк осуществляется в целях воздействия на эмоции и установку человека путём шутки, иронии, совета, аналогии.
Внушающее косвенное одобрение: одобрение, похвала рассчитаны на эмоциональное восприятие и имеют большую внушающую силу – человек внутренне утверждается в своих силах и возможностях.
Внушающее косвенное осуждение: эта форма косвенного внушения обычно немногословна. Это лаконичное, но действенное влияние слов, рассчитанное не на «лобовую атаку». (Шварц И. Е. «Внушение в педагогическом процессе». – Пермь: 1971.)
Важнейшим показателем целесообразности использования самовнушения является высокая степень сознательности человека. При соблюдении этого условия обучение приёмам самовнушения не составляет для суггестолога особого труда, так как человек сам видит свои недостатки и сознательно стремится их преодолеть.
В первоначальной беседе педагог или психолог разъясняет человеку, что успех самовнушения находится в прямой зависимости от степени его собственного желания достичь цели (избавиться от недостатка), а также от его умения сосредоточиться на предмете внушения.
Формулы самовнушения произносятся от первого лица, в настоящем времени, в утвердительной форме: «Я могу выполнить это в лучшем виде» и пр.
Сеансы
самовнушения проводятся перед сном
и сразу после пробуждения. Именно в
это время кора головного мозга слегка
заторможена, вследствие чего снижена
критическая сторона психики.
Заключение
Итак,
в ходе данной работы было рассмотрено
всё многообразие методов, которые
применяются в психологическом
исследовании, а именно: изучение организационных
и эмпирических методов, ознакомление
с методами обработки данных, рассмотрение
методов коррекции. Были выявлены отрицательные
и положительные стороны каждого метода,
процесс проведения и последовательность
действий в каждом методе, а так же их разнообразие
и классификации. Какой метод из всех рационально
применить решают в каждом отдельном случае
в зависимости от задач и объекта исследования.
При этом обычно используют не один какой-нибудь
метод, а ряд методов, взаимно дополняющих
и контролирующих друг друга.
Список использованной литературы
Информация о работе Методы научных психологических исследований