Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:00, доклад
Групповая дискуссия — метод группового обсуждения, позволяющий выявить весь спектр мнений членов группы, возможные пути достижения цели и найти общее групповое решение проблемы. В групповой дискуссии каждый член группы получает возможность прояснить свою собственную позицию, обнаружить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета. Кроме того, групповая дискуссия активизирует творческие возможности человека, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений.
Групповая дискуссия — метод группового обсуждения, позволяющий выявить весь спектр мнений членов группы, возможные пути достижения цели и найти общее групповое решение проблемы. В групповой дискуссии каждый член группы получает возможность прояснить свою собственную позицию, обнаружить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета. Кроме того, групповая дискуссия активизирует творческие возможности человека, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений.
Смысл слова дискуссия (лат. discussio) — исследование, разбор, заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.
Таким образом, мы видим, что
применение этого метода в вожатской
практике имеет два очень важных
следствия. С одной стороны, мы передаем
учащимся способ нахождения эффективных
решений. Он применим в самых разных
ситуациях их лагерной и последующей
жизни. С другой стороны, групповая
дискуссия создает
Когда целесообразно обращаться
к этому методу? На уроках групповые
дискуссии незаменимы в ценностных
спорах и обсуждениях. Они позволяют
выявлять и сравнивать различные
позиции, вести ценностный диалог, приходить
к согласию или определять принципы
сосуществования позиций, учат делать
выборы в ценностных ситуациях и
т.д. Это применимо и к тематическим
обсуждениям на классных часах, а
также в ситуациях реальных ценностных
разногласий, при обсуждении чьи-то
поступков, выборов, поиске вариантов
самоопределения. Групповая дискуссия
позволяет рассматривать и
Среди различных аспектов
организации дискуссии мы бы выделили
два наиболее важных. Первое — это
соблюдение самого формата дискуссии,
реализация всех необходимых ее этапов.
Второе — это правильный выбор
организационной схемы
Этапов у дискуссии не так много, но все они чрезвычайно важны:
В зависимости от задач, стоящих перед обсуждением, и психологического состояния ученической группы могут быть предложены различные схемы проведения дискуссии. Мы рассмотрим шесть наиболее интересных. Каждый вариант представлен в виде схемы и словесного описания.
Общая дискуссия
Все сидят в кругу. Каждый
участник свободно выражает свое мнение.
Необходимо прийти к общему результату,
выработать коллективную позицию. При
проведении взрослый — ведущий включен
в дискуссию, активно выражает свое
мнение. Есть секретарь, фиксирующий
все позиции. Если это обучающая
дискуссия, взрослый может находиться
за ее пределами. В этом случае назначается
организатор дискуссии, в функции
которого входит: следить за тем, чтобы
группа не отходила от предмета обсуждения,
пресекать критику в адрес
друг друга, ограничивать время говорения
«болтливых» и стимулировать
к высказыванию своей позиции
молчаливых, резюмировать дискуссию
на промежуточных этапах. Все эти
правила заранее
При всей внешней простоте это — наиболее сложный вид обсуждения в работе с детьми и подростками. У него много ограничений: по числу участников (если это подростки, то не более 8–10 человек), по уровню поведенческой саморегуляции. Чтобы такая дискуссия состоялась, участники должны многое уже уметь: слушать других, выражать свою позицию, критично оценивать свое и чужое мнение, регулировать свои эмоции. Эту схему целесообразно применять в старших отрядах, и не столько для обучения коммуникативным навыкам, сколько для принятия групповых решений в довольно зрелых детских группах. Например, как мы проведем день здоровья или вечер, кто будет представлять наш отряд на общелагерном собрании и прочее.
Дискуссия-ранжирование
Применяется для ситуаций,
которые нужно как-то структурировать,
упорядочить по значимости, времени,
ценности. В данном случае каждый участник
вначале сам для себя формулирует
мнение по обсуждаемому вопросу (ранжирует
предложения, ценности). Затем индивидуальные
позиции обсуждаются и
При очевидном организационном усложнении это более удобный вариант проведения дискуссии с детьми. Первый этап — составление собственного списка — структурирует, определяет индивидуальную позицию ребенка и тем самым делает его поведение в дискуссии более целенаправленным (ему есть что обсуждать, у него есть позиция!). Конечно, от многого в собственной позиции придется отказаться, приходя к общему решению…
Это самый драматичный, но и интересный момент в данной организационной схеме. Дискуссия протекает живо, но при этом участникам легко оставаться в русле основного обсуждения. Темы, которые хорошо укладываются в данную схему: «10 самых важных качеств лидера», «Принципы выбора ...» и др.
Дискуссия «В два круга»
До начала дискуссии формируются мини-группы с четко выраженной позицией, это может быть личное мнение по обсуждаемому вопросу или ролевая позиция. Вначале в мини-группе участники вырабатывают позицию и обсуждают аргументы в защиту этой позиции.
Затем представители от группы ведут переговоры. Остальные являются активными наблюдателями: по их решению представитель группы может быть отозван и заменен другим участником. Существуют специальные тайм-ауты, во время которых представитель может совещаться со своей группой. Ведущий — за кругом дискуссии. Он следит за соблюдением правил и удерживает тему.
Такие дискуссии могут протекать очень живо, драматично. Особенно если одна из групп-участниц придерживается жесткой тактики, непреклонной позиции. Результаты дискуссии легко анализировать, так как значительное число детей находились в позиции включенных наблюдателей, а значит, многое замечали и анализировали для себя по ходу.
Пример темы, подходящей для такого варианта обсуждения: «Вводить ли общие правила» (из позиций детей, вожатых и администрации, например).
Дискуссия «Шкала»
Применяется по отношению к проблемам, имеющим альтернативные варианты решения. В начале дискуссии на полу рисуется линия или раскладывается веревка. Один ее конец обозначается табличкой «ДА», другой — табличкой «НЕТ». В центре — «НЕ ЗНАЮ». После оглашения темы каждый участник, самостоятельно обдумав свою точку зрения, занимает на этой линии определенное место, соответствующее его ответу. Участники, занявшие четкую позицию «ДА» или «НЕТ» (или очень близкую к ним), выдвигают свой аргумент. После обмена аргументами (2–3 с каждой стороны) всем остальным предлагается вернуться к анализу собственной позиции и, возможно, ее пересмотреть. Дискуссия заканчивается, когда все участники четко заняли одну из двух позиций. Ведущий занимает внешнюю позицию.
При этом может быть назначена группа экспертов, которая оценивает коммуникативные навыки участников (не результат дискуссии!) и качество аргументов. Возможные темы для обсуждения: «за» и «против» смертной казни, введения в отряде определенных санкций, перехода лагеря на новый уровень деятельности и прочее.
Дискуссия с наблюдателями
Участники располагаются
в два круга. Во внутреннем — шесть
стульев, но должно быть занято лишь пять
из них. Все остальные участники
сидят во внешнем круге. Участники
внутри круга ведут дискуссию
на заданную тему. Внешний круг наблюдает.
Если кто-то из внешнего круга чувствует,
что хотел бы выразить свою позицию,
он выходит в центр. При этом один
из участников покидает внутренний круг,
переходит в позицию
Дискуссия с ротацией
До начала дискуссии создаются мини-группы, равные по составу. Способ их создания может быть любой: по желанию, жребием. Дается общая проблема, над которой определенное количество времени работает каждая группа. Лучше всего подходят проблемы, предполагающие в качестве своего решения создание определенного перечня: принципов, правил, задач и др. Количество пунктов в этом перечне ограниченно. Например, 5 принципов, 4 главных правила поведения в поездке. На первом этапе каждая группа создает свой список, как минимум, в двух экземплярах. Затем в каждой группе выбирается участник, который перейдет в соседнюю группу и познакомит ее с наработками своей. В этой новой группе он и останется.
На втором этапе каждая микрогруппа работает с двумя списками. Участники обсуждают оба и создают новый, общий, с учетом наработок. В нем должно быть первоначальное количество пунктов! А это значит, что от чего-то предстоит отказаться, что-то обобщить. Ротация может пройти еще раз. Важно, что в этом случае работать в соседнюю группу уходит не тот участник, который уже осуществлял переход.
В конце работы получаем несколько списков — спектр мнений по заданному вопросу. Списки объединяются, повторяющиеся пункты убираются, и получается полный свод правил, принципов, положений, важный для данной группы в целом.
В такой форме хорошо обсуждать нормы и правила жизни отряда, принципы выбора ... и другие темы.
Назначение и эффективность
Рассматривая вопрос эффективности
дискуссии, в качестве примера обычно
приводят результат эксперимента, осуществленного
Левиным в США в годы второй
мировой войны. Эксперимент предусматривал
осуществление рекламной
Со времени этого эксперимента К. Левина в социальной психологии было проведено много других исследований. Были выявлены две важные закономерности:
Сейчас можно считать
доказанным тот факт, что диалог
— это основа творческого мышления,
что развитие диалектичности как
системообразующего компонента творческого
мышления невозможно вне диалога. Среди
современных дидактических