Методы профессионального отбора персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Моя работа, изучающая методы профессионального отбора персонала является очень важной и интересной для профессиональных психологов, управленцев, менеджеров по персоналу и просто людей, работающих с человеческими ресурсами. Люди, добившиеся выдающихся успехов, кроме прочих талантов, как правило, обладают умением правильно отбирать сотрудников для совместной работы. Очень немногие из нас имеют такой талант с рождения, и мы можем только надеяться на возможность приобретения определенных навыков в этой области. И действительно, навыкам профессионального отбора можно учиться и их можно развивать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Основные и дополнительные методы профотбора
1.1 Описание методов профессионального отбора.
1.2 Профотбор по профессиональным качествам. Применение специальных анкет, профессиональных опросников, работа с резюме.
1.3 Профотбор по личным деловым качествам. Определение психологической профессиональной пригодности.
Глава II. Особенности профессионального отбора руководителей.
2.1 Лидерские и управленческие качества.
2.2 Особенности профотбора руководителей.
2.3 Тестирование, как метод профотбора руководителей.
2.4 Собеседование, как метод профотбора руководителей.
2.5 Перекрестная социометрическая оценка (ПСО) руководителей.
Глава III. Практическое применение методов профотбора руководителей.
Заключение
Литература
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Методы профессионального отбора персонала.doc

— 902.00 Кб (Скачать файл)

Виды собеседований  с кандидатами:

  1. По форме общения: телефонные, личные («лицом к лицу»).
  2. По цели: предварительные (для быстрого «отсева» неподходящих кандидатов), основные (для оценки и отбора подходящих кандидатов)
  3. Дополнительные и уточняющие (для того, чтобы завершить отбор и сделать предложение).
  4. По составу участников собеседования: индивидуальное (один кандидат и один интервьюер), с группой кандидатов одновременно, с несколькими интервьюерами одновременно.

Основные инструменты  и приёмы, применяемые при проведении собеседований:

  1. Вопросы к кандидату: открытые, закрытые, альтернативные, повторные, уточняющие, последовательно уточняющие (цепочки, в которых каждый новый вопрос, как правило, вытекает из ответа на предыдущий).
  2. Просьбы о приведении примеров из личного опыта.
  3. Конкретные ситуации для разбора.
  4. Ролевые игры.
  5. Встроенные в собеседование тесты и задачи.
  6. Письменные задания.
  7. Провокации.
  8. Предложение кандидату задавать вопросы.

Вопросы – наиболее распространенный инструмент получения необходимой информации. Примерные вопросы при собеседовании с целью выявления нужной информации о персонале в приложении № 3.

Провокации  применяются, как правило, опытными психологами.

Примерные провокационные приёмы оценки кандидата на собеседовании:

1. Неконкретный  вопрос: кандидату задается очень неконкретный, расплывчатый вопрос. Слабый кандидат начинает отвечать и «плывет». Сильный кандидат начинает уточнять, что именно интересует интервьюера. Определяется способность кандидата к эффективной устной коммуникации.

2. Пауза: интервьюер, выслушав ответ на вопрос, молчит и наблюдает за кандидатом. Уверенный в себе и стрессоустойчивый кандидат хорошо держит паузу. Но кто-то не выдерживает, напрягается и опять начинает что-то рассказывать.

3. Активное слушание: интервьюер применяет приемы активного слушания (зрительный контакт, заинтересованная поза, кивки, поддакивания и одобряющие междометия, конспектирование). Но при этом интервьюер не задает никаких дополнительных вопросов. Кандидат, плохо контролирующий свою речь и ситуацию общения, впадает в многословие.

4. Побуждение к откровенности: интервьюер ведет себя максимально доброжелательно, демонстрирует интерес и одобрение. На этом фоне интервьюер побуждает кандидата к болтливости и выдаче интервьюеру той информации, которую лучше было бы не сообщать.

5. Непонимание: кандидат достаточно полно и содержательно ответил на вопрос. Интервьюер говорит «Не понимаю!» и демонстрирует неудовлетворенность, создавая тем самым для кандидата стрессовую ситуацию. Кандидат может ее не выдержать и начать рассказывать еще раз, добавляя подробности и детали. Можно опять сказать «Опять не понял» и т.д. Стрессоустойчивый и искусный в общении кандидат обычно начинает уточнять, что именно интервьюеру показалось непонятным. Раздражительный и склонный к агрессии кандидат может не выдержать ситуации и проявить встречную агрессию.

6. Приписывание высказываний: например, кандидат рассказывает о своем опыте выполнения какой-то работы. А интервьюер вдруг заявляет: «Если я правильно понял, вы очень мало этим занимались». Или, например, выслушав достаточно «гладкий» ответ об отношениях с руководством, сказать: «Если я правильно понял, отношения были не очень хорошие, да?» иногда в таких ситуациях кандидат соглашается, что позволяет начать цепочку вопросов и выяснить действительное положение дел.

7. Обобщающая итоговая  провокация: Вы видите, что кандидат подходит для рассматриваемой должности и заинтересован в ней. Но интервьюер с серьезным видом заявляет: «Мне кажется, что ваш опыт и ваши интересы таковы, что рассматриваемая работа вам не подходит» (более жесткий вариант: «вы не подходите»). Сильный и действительно заинтересованный кандидат в такой ситуации не поддается на провокацию и продолжает «продавать себя», стараясь переубедить интервьюера.

Психолог получает информацию о кандидате не только слушая, что говорит кандидат, но и как он ведет себя при собеседовании. В процессе собеседования опытный психолог оценивает не только смысл слов, которые произносит кандидат. Важным является все - интонации, паузы, жесты, мимика, поза, использование кандидатом пространства общения. 
Дополнительными методами оценки при собеседовании являются разнообразные методы психодиагностики. Они позволяют выявлять скрытые, внешне не проявляющиеся характеристики, существенные для деятельности работника и организации в целом - внутренняя конфликтность, тревожность, самооценка, склонность к риску и стремление к успеху, стиль мышления и др.

Основные каналы получения информации при собеседовании:

  1. Вербальный канал (содержание слов и фраз, которые произносит или пишет кандидат).
  2. Паравербальный канал (интонации, темп речи, громкость, паузы).
  3. Мимический канал (мимика кандидата, выражение лица).
  4. Пантомимический канал (движения кандидата, жестикуляция, зрительный контакт).
  5. Проксимический канал (использование кандидатом пространства общения, физическая дистанция в общении).

Например, наблюдая можно сделать выводы о здоровье кандидата. Следующее признаки указывают на хорошее здоровье человека:

  • энергичная походка, крепкое рукопожатие;
  • бодрый дух, "искорки в глазах";
  • улыбка, приветливость;
  • быстрый темп речи;
  • здоровый цвет кожи, гладкая кожа на шее;
  • хорошее состояние (упругость и блеск) волос;
  • отсутствие впадин или мешков под глазами;
  • густые брови - признак жизненной энергии;
  • большие ушные раковины с хорошо сформированной мочкой - признак долголетия;
  • отсутствие красных прожилок и точек на белках глаз;
  • заметные "полулуния" на ногтях.

Походка также отражает характер. Мы не сможем сразу сказать, холерик это или меланхолик, но, по крайней мере, можно понять, динамичный или нет, активный или пассивный человек перед нами. Это наблюдение будет очень важно для определения психологической совместимости с руководителем. Если руководитель холерик, то флегматика или меланхолика он долго не потерпит, они будут раздражать его. И, подобрав прекрасного специалиста-профессионала, мы обречем на головную боль и того, и другого. Скорее всего, это закончится увольнением. Походка человека характеризует его энергичность, готовность к действиям. Тихо идущий человек с задранным носом - величав и спесив; идущий короткими протяжными шагами - ленив по натуре; вращающий плечами - много думает о себе. Большой шаг отличает великодушных и прилежных людей, короткий - злопамятных и вздорных.

Рукопожатие также является хорошим ориентиром энергичности, решительности. Длинные руки указывают на храбрость и разум, короткие - у праздных и плохо обучаемых людей. Длинные пальцы рук выделяют способных, искусных, мудрых и меланхоличных особ, короткие, пухлые пальцы часто выдают вороватых и глупых людей. Ухоженность рук показывает деликатность, способность уделять внимание мелочам, большое число украшений на руках - признак жеманства.

По темпу  речи, по голосу мы можем получить представление  о типе характера человека.

Немаловажна и культура общения. Это умение слушать, не прерывать  собеседника. Вы будете соотносить эту  способность с характером руководителя, для которого ищете персонал. Самое  главное - это способность человека мыслить и реагировать на задаваемые вопросы. Насколько быстро, насколько корректно он это делает. Чистота речи даст представление об умственных способностях человека. Человек, способный ясно мыслить, ясно излагает свои мысли. Поэтому по телефонному общению вы можете сделать важные для себя выводы. Кроме того, легко вычислить карьериста, человека, который ищет работу только ради заработка. Он может прикрываться красивыми словами, но если первая фраза его об уровне зарплаты, то сразу следует задуматься. Шанс на то, что вам  нужно приглашать на собеседование этого человека, не больше чем один к десяти. Исключением может быть лишь полет мысли, фантазии или особые профессиональные достижения, которые будут видны в общем порядке в резюме или в телефонном интервью.

Стиль одежды говорит  о культуре, современности человека (это коррелирует и с бизнесом). Манеры поведения - лучший способ соотнести человека с корпоративной культурой организации, мысленно "вписать" его в реальный коллектив.

 Женщина без макияжа может оказаться, к несчастью, ограниченной, хотя неприхотливой, нетребовательной и исполнительной в работе.

Грязная мужская  обувь (без прощения) - признак неделикатности (иногда хамства), верхоглядства, нежелания  заниматься мелочами.

Грубый голос  отражает влюбчивость, склонность к  роскоши, а тихий - у льстивых и  лукавых людей. Кто много смеется, имеет хороший, легкий характер, но не умеет "держать язык за зубами".

С первых минут  важно внимательно наблюдать  за жестами человека, соотношением вербальной и невербальной информации. Если он принял закрытую агрессивную позу: сложенные руки и перекрещенные ноги (за исключением тех случаев, когда человек сел в кресло, где такая поза удобна), то это говорит о том, что человек напряжен. И пока мы не раскроете его, не поможете расслабиться, снять это напряжение, вы будете какое-то время получать от него недостоверную информацию. Поэтому вначале интервью надо обязательно задать несколько сближающих вопросов, которые помогут "растопить лед". Рекомендуется проводить мониторинг вербальной и невербальной информации.

После завершения собеседования необходимой является систематизация всей собранной информации о кандидатах, ее анализ и принятие взвешенного решения о принятии или отказе кандидату.

 

2.5 Перекрестная социометрическая оценка руководителей

 

Метод перекрестной социометрической оценки (ПСО) может  считаться разновидностью часто  упоминаемого в литературе по управлению персоналом метода оценки по принципу «360°».

Метод ПСО может  давать структурированные оценки деловых и личностных качеств сотрудников, аналогичные получаемым при использовании метода Assessment Center, но без детального обоснования и рекомендаций. По сравнению с методом Assessment Center оценка работников по методу ПСО осуществляется значительно проще и дешевле. Оценка может быть проведена любым толковым сотрудником компании, получившим методику, компьютерную программу и несложный инструктаж.

В качестве объекта обследования выступает группа сотрудников (до 20 человек), хорошо знающих друг друга по совместной работе. Каждый участник получает анонимную анкету и список группы. Колонки этой анкеты соответствуют номерам участников, а в строчках показываются оцениваемые качества.

Компьютерная программа  позволяет менять критерии оценки с  учетом конкретной задачи. Собственно обследование занимает не более 40 минут на группу в целом, обработка результатов и получение заключений – в пределах 5 минут на одного оцениваемого. Заключение представляет собой профиль сотрудника, в котором выраженность качеств оценивается по 5-балльной системе. Как показала практика, суммирование субъективных по своей сути индивидуальных оценок («кого за кого имеют») дает достоверные и вполне объективные итоговые оценки.

Описанная основная анкета ПСО обычно сопровождается анонимной мини-анкетой для измерения отношений в коллективе по методу Я. Морено. Результаты дают дополнительную информацию для выявления лидеров и аутсайдеров. (Приложение №6)

 

    1. Практическое применение методов профессионального отбора руководителей

 

Объект исследования моей работы – группа лиц из десяти человек (экономический отдел) ООО «Автокомплект - НН» из которых руководство компании хочет выделить одного или несколько кандидатов на должность руководителя отдела.

 

Ф.И.О.

Год рождения

Название должности

1

Орлова О.Е

1968

Бухгалтер

2

Зелтинь И.Е.

1973

Ведущий экономист

3

Шаманин М.В

1973

Бухгалтер

4

Одинцова Л.Г.

1971

Экономист

5

Малова Н.Г.

1970

Бухгалтер

6

Кондратович М.Ю.

1970

Бухгалтер

7

Пронин Н.Н.

1969

Экономист

8

Симановская Л.В.

1970

Бухгалтер - кассир

9

Кознова Е.А.

1966

Экономист

10

Сорокина Р.В.

1958

Бухгалтер


 

Инструментарий  и процедура оценки:

Задачи:

  1. Разработать диагностическую методику, включающую в себя следующие методы: перекрестная социометрическая оценка, тестирование, собеседование
  2. Провести перекрестную социометрическую оценку (ПСО), личностный тест Р.Кеттела, восьмицветовой тест Люшера, тесты «Лидер», «Эффективность лидерства».
  3. Выявить лиц, наиболее подходящих на должность начальника отдела.

Информация о работе Методы профессионального отбора персонала