Метод наблюдения и особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения, особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании.
Задачи исследования:
- показать состояние проблемы наблюдения в науке и практике;
- раскрыть сущность понятия «наблюдение»;
- отследить историю возникновения метода наблюдения;
- охарактеризовать специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-педагогическом исследовании;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Сущность метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Состояние проблемы наблюдения в науке и практике . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Сущность понятия «наблюдение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 История возникновения метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2 Особенности метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании .15
2.1 Специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-
педагогическом исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Организация психолого-педагогического исследования методом
наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3 Виды организации психолого-педагогических наблюдений . . . . . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

психрдиагностика курсовая метод наблюдения.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     № 28. Метод наблюдения и особенности  его использования в психолого-педагогическом исследовании 

     Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1  Сущность  метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

     1.1  Состояние проблемы наблюдения в науке и практике . . . . . . . . . . . . . . . 5

     1.2 Сущность понятия «наблюдение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

     1.3  История возникновения метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

2 Особенности метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании .15

     2.1  Специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-

педагогическом  исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

     2.2 Организация психолого-педагогического  исследования методом

наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

     2.3   Виды организации психолого-педагогических  наблюдений . . . . . . . . 27

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Список  использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Приложение  А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В современной психологии наблюдение как метод, широко используется в различных схемах исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических и экспериментальных процедур. Так же наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой.

     Наблюдение  считается старейшим психологическим  методом. Любое научное знание, полученное опытным путем, основано на наблюдениях  за явлениями природы или человеческой деятельности. Отсюда наблюдением в самом широком смысле можно называть любые типы получения эмпирических знаний. Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение – отдельный человек, группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом же наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей); б) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д., сочетание перечисленных признаков. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Применяется наблюдение для сбора информации, эмпирического изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т.п. Его особенно эффективно применять на первых подступах к разработке проблемы, когда необходимо выделить, хотя бы предварительно, качественные и целостные характеристики изучаемых процессов. Наблюдение становится методом изучения лишь в том случае, если не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы этих явлений.

     Наблюдение  может выступать в качестве самостоятельной  процедуры и рассматриваться  как метод, включенный в процесс  экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания  являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

     Актуальность  вышеизложенного предопределила выбор темы исследования.

     Объект  исследования – методы психолого-педагогических исследований.

     Предмет исследования – наблюдение как метод психолого-педагогических исследований.

     Цель  работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения, особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании.

     Задачи исследования:

     - показать состояние проблемы наблюдения в науке и практике;

     - раскрыть сущность понятия «наблюдение»;

     - отследить историю возникновения метода наблюдения;

     - охарактеризовать специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-педагогическом исследовании;

     - выявить основные требования к организации наблюдения;

     - рассмотреть виды организации психолого-педагогических  наблюдений.

     Структура курсовой работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, разбитых на параграфы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложение. 
 
 
 
 

     1  Сущность метода  наблюдения 
 

     1.1  Состояние проблемы наблюдения в науке и практике 
 

     Во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования. Специфические черты, отличающие метод наблюдения в психологии от характеристик этого метода в других науках, обусловлены рядом факторов, которые мы рассмотрим ниже. Все они, так или иначе, связаны с особенностями психики как предмета, изучаемого нашей наукой. Психическая жизнь недоступна прямому наблюдению извне, скрыта от глаз стороннего человека. Часть ее открывается внутреннему взору, познается с помощью самонаблюдения. С этим обстоятельством связан тот факт, что в течение целого периода истории психологии самонаблюдение (интроспекция) оставалось единственным методом нашей науки. Но самонаблюдению открывается только малая часть, как верхушка айсберга, выступающего из воды, если вся психическая жизнь – айсберг. По мере превращения психологии в самостоятельную науку развивались методы объективного исследования психики и метод наблюдения в их числе. Наблюдение служит одним из методов познания психической реальности в той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные.

     Исследования  отечественных психологов основываются на принципах единства сознания и  деятельности, общего строения внешней и внутренней деятельности, взаимосвязи значения и личностного смысла образующих сознания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Эти принципы составляют методологическую базу применения метода наблюдения в эмпирических психологических исследованиях и предполагают возможность изучения разных уровней психического отражения на основе выявления их регулирующей роли в деятельности.

               Одна из существенных специфических характеристик психологического метода наблюдения состоит в гораздо более тесной, чем в любой другой науке, связи наблюдения с теоретической позицией наблюдателя. Здесь имеется в виду влияние исходных теоретических предпосылок исследования (вплоть до понимания предмета психологии) не только на выбор объекта и предмета наблюдения, но и, на организацию самого процесса наблюдения и интерпретации его результатов [14].

     Таким образом, теоретическое представление  о природе и свойствах изучаемой  психической реальности входит в  методику наблюдения определяющей ее составной частью. Такое положение вещей согласуется с пониманием сути научного метода как «приведенной в действие теории» по выражению болгарского марксиста Н. Стефанова [5].

     Справедливость  утверждения о связи наблюдения с теорией очевидна для наблюдений, имеющих целью проверку гипотез. Думается, однако, что это утверждение следует распространять и на поисковые исследования, в которых общая направленность интерпретации наблюдений определяется всей суммой психологических знаний и представлений исследователя и, следовательно, его теоретической ориентацией.

     Как и любой метод, наблюдение имеет  свои позитивные и негативные стороны.

     Рассмотрим  кратко преимущества и недостатки метода наблюдения в психологии.

     Преимущества  метода наблюдения [24].

     - наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;

     - наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д.;

     - наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;

     - наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам – например, вербального и невербального поведения;

     - оперативность получения информации;

     - относительная дешевизна метода.

     Недостатки  метода наблюдения [24].

     - многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

     На  результаты наблюдения могут повлиять:

     - настроение наблюдателя,

     - социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

     - предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу),

     - комплексность наблюдаемых ситуаций,

     - усталость наблюдателя (в результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)

     - адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)

     - ошибки моделирования: однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов; необходимость классифицировать результаты наблюдения; необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных); малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей; сложность соблюдения операциональной валидности.

     - ошибки в оценках. А.А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения: ошибка первого впечатления (Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения); «галло-эффект» (обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий); «эффект снисхождения» (тенденция всегда давать положительную оценку происходящему); ошибка центральной тенденции (боязнь крайних суждений, наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению); ошибка корреляции (оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи)); ошибка контраста (склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным). 
 

     1.2 Сущность понятия «наблюдение» 
 

     Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей  наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного «глазения», которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается, прежде всего, тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов [28].

Информация о работе Метод наблюдения и особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании