Метод наблюдения и особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения, особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании.
Задачи исследования:
- показать состояние проблемы наблюдения в науке и практике;
- раскрыть сущность понятия «наблюдение»;
- отследить историю возникновения метода наблюдения;
- охарактеризовать специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-педагогическом исследовании;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Сущность метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Состояние проблемы наблюдения в науке и практике . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Сущность понятия «наблюдение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 История возникновения метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2 Особенности метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании .15
2.1 Специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-
педагогическом исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Организация психолого-педагогического исследования методом
наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3 Виды организации психолого-педагогических наблюдений . . . . . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

психрдиагностика курсовая метод наблюдения.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

     Наблюдение как метод исследования предполагает выполнение исследователем следующих правил:  четко определять цели наблюдения;  составлять программу наблюдения в зависимости от цели;  детально фиксировать данные наблюдения;  применять системы категорий и оценочных шкал.

     Программа наблюдения должна точно определять последовательность работы, выделять наиболее важные объекты наблюдения, способы фиксации результатов (протокольные записи, дневники наблюдений и т. д.).

     Как и любой метод, наблюдение имеет  свои сильные стороны и недостатки. К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого-педагогического исследования.

     Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде психолого-педагогических исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глоссарий 

№ п/п Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Анализ (греч. analysis —  разложение, расчленение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.
2 Гипотеза  исследования научно-состоятельное  предположение, предвидение его  хода и результата.
3 Исследование  научное в области  педагогики специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта, внутренние связи и отношения, закономерности и движущие силы развития педагогических процессов или явлений.
4 Метод способ (путь) достижения цели, определенным образом упорядоченная  деятельность субъекта в любой ее форме.
5 Методы  исследования приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
6 Наблюдение исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации его действий и проявлений поведения.
7 Объект  исследования явление (процесс), которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.
8 Предмет исследования компонент научного аппарата исследования, в котором фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое подлежит глубокому специальному изучению.
9 Системный подход комплексное изучение наиболее существенных закономерностей развития явления как единого целого с позиций системного анализа.
10 Цель  исследования это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах  научного поиска.
 

     Список  использованных источников 

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. – 412 с.
  2. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М.Я. Басов. - М.: Наука, 1975. - 125 с.
  3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Просвещение, 2005. – 402 с.
  4. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: Питер, 2000. – 408 с.
  5. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бкрлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2000. – 436 с.
  6. Буткин, Г.А., Ильясов И.И., Сохина В.П. Спецпрактикум по педагогической психологии [Текст] / Г.А. Буткин, И.И. Ильясов, В.П. Сохина. - М.: Высшая школа, 2006. – 478 с.
  7. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Инфра-М, 2001. – 512 с.
  8. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Т. 4. [Текст] / Л.С. выготский. - М.: Наука, 1994. – 388 с.
  9. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 446 с.
  10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 2002. – 368 с.
  11. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст] / К.М. Гуревич. - М.: ВЛАДОС, 2004.- 424 с.
  12. Журавлев, Д.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций [Текст] / Д.В. Журавлев. - М.: Издательство МГОУ, 2003. – С. 38–61.
  13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 512 с.
  14. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст] / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
  15. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
  16. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 2003. – 392 с.
  17. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб. пособие / А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
  18. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
  19. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С.Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  20. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст] / П.И. Образцов. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
  21. Равич-Щербо, И.В. Психологическая диагностика [Текст] / И.В. Равич-Щербо / Ред. К.М. Гуревича. - М.: Просвещение, 2001. – 329 с.
  22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: Просвещение, 2002. – 486 с.
  23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: Учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
  24. Солнцева, Л.С. Метод исследования личности учащегося [Текст] / Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 367 с.
  25. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» [Текст]: Учеб. пособие/Л.Д. Столяренко — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.
  26. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов [Текст] / Л.М. Фридман, Т.М. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 392 с.
  27. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
  28. Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов [Текст] / Ян тер Лаак. - М.: Наука, 2002. – 422 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А 
 

Виды  наблюдения в психолого-педагогическом исследовании

 

          Непосредственное  и опосредованное 

                                        Внешнее и внутреннее 

                              Включенное (может быть открытым  и закрытым)

                             и невключенное 

                                        Прямое и косвенное

                                         

                                        Сплошное и выборочное 

(по определенным параметрам) 

     Полевое (в повседневной  жизни) 

и лабораторное 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Метод наблюдения и особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании