Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:14, реферат
Восприятие человека человеком (межличностное восприятие) в социальной психологии рассматривается как разновидность социальной перцепции. Восприятие человека человеком – непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого формируется перцептивный образ – сигнал о внешних признаках другого и в целом о его поведении, – выполняющий осведомительную и регулирующую функцию в процессе общения.
При исследовании восприятия человека человеком изучаются содержание и механизмы межличностной перцепции, здесь исследуются характеристики объекта и субъекта восприятия.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга
(имплицитная теория личности, идентификация, эмпатия, рефлексия,
аттракция, каузальная атрибуция)……………………………………………….4
2. Стереотипы восприятия (эффекты первичности, новизны,
ореола и др.)……………………………………………………………………...14
3. Факторы, способствующие и препятствующие правильному
восприятию людьми друг друга………………………………………………...17
Заключение …………………………………………………………………19
Список использованных источников………………………………….…..2
Факторы, которые могут оказывать влияние на восприятие и понимание людьми друг друга:
- особенности личности
- ситуация, в которой происходит восприятие людьми друг друга;
- специфика воспринимаемых и оцениваемых качеств личности;
- психологические состояния
- знание воспринимающим лицом
психологических законов
Есть люди, чей внутренний, психологический мир устроен сравнительно просто, и, кроме того, это могут быть люди, психологические свойства которых отчетливо проявляются во внешнем поведении, могут быть достаточно точно определены и оценены. При восприятии таких людей серьезных ошибок, как правило, не возникает или, во всяком случае, они легко замечаются и корректируются. Есть также люди, внутренний мир которых устроен достаточно сложно, противоречиво и психология которых открыто не проявляется во внешне наблюдаемом поведении. Таких людей оценивать довольно трудно. Кроме того, подобные люди обычно воспринимаются другими по-разному, особенно в различных жизненных ситуациях.
То, как на самом деле будет восприниматься и оцениваться человек, существенно зависит от ситуации. К примеру, если мы наблюдаем за человеком в привычной для него обстановке, допустим, в домашних условиях, где он обычно ведет себя свободно и раскованно, не играя при этом никаких специальных ролей, не скрывая от окружающих свои психологические особенности, то сможем оценить его более или менее правильно. Однако если мы ведем наблюдение за ним в какой-либо сугубо официальной обстановке, где принято вести себя в соответствии с определенными правилами, где люди обычно ведут себя не вполне естественно, играют какие-либо вынужденные социальные роли, стараясь произвести на окружающих определенное впечатление, — в такой обстановке нам вряд ли удастся правильно воспринять и оценить человека. Точность восприятия и оценки людьми друг друга также зависит от воспринимаемых и оцениваемых ими качеств личности. Есть такие личностные качества, которые воспринимаются и оцениваются сравнительно легко. Есть и такие личностные свойства, которые, напротив, со стороны воспринимаются и оцениваются с большим трудом. Например, общительность можно воспринять и оценить достаточно легко, а такое качество, как расчетливость, можно правильно воспринять и оценить только в подходящих условиях.
Есть немало психологических качеств, не осознаваемых самим человеком, которые не могут быть адекватно восприняты и оценены со стороны. К последним относятся, например, комплексы. То, как человек будет вести себя в данной ситуации, зависит от его настроения и от сиюминутного психологического состояния. От этого же зависит и то, какие психологические свойства и каким образом он будет демонстрировать окружающим людям. Очень важное значение для правильного восприятия и оценки людьми друг друга имеют знания людьми психологии межличностного восприятия. В области восприятия и оценки людьми друг друга действуют объективные и субъективные законы, которые могут как способствовать, так и препятствовать формированию правильного образа человека. Это, например, эффект ореола, эффект первичности, эффект новизны, имплицитная теория личности. Знание этих законов если не улучшает восприятие и понимание людьми друг друга, то снижает количество возможных ошибок, которые человек может совершить при восприятии и оценке окружающих людей. То же самое касается признаков, наблюдая за которыми, можно психологически оценивать человека как личность.
Заключение
Итак, мы рассмотрели одну из составляющих частей общения – его перцептивную сторону. И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни.
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция также является процессом формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продуктом этого процесса, то есть некоторое качество отношения. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных).
Приписывание осуществляется либо на
основе сходства поведения воспринимаемого
лица с каким-то другим образцом, имевшимся
в прошлом опыте субъекта восприятия,
либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в
аналогичной ситуации (в этом случае может
действовать механизм идентификации).
Но, так или иначе, возникает целая система
способов такого приписывания (атрибуции).
Таким образом, интерпретация своего и
чужого поведения путем приписывания
(причин, мотивов, чувств и т.п.) выступает
составной частью межличностного восприятия
и познания.
Особая отрасль социальной психологии,
получившая название каузальной атрибуции,
анализирует именно эти процессы.
Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей, а именно от степени:
Одна из трудностей, связанных с установками в межличностном восприятии связана с тем, что многие из наших установок обусловлены предубеждениями относительно тех или иных явлений или людей, рационально обсуждать которые слишком трудно.
Надо сказать, предубеждения отличаются от стереотипов. Если стереотип представляет собой обобщение, которого придерживаются члены одной группы относительно другой, то предубеждение предполагает еще и суждение в терминах “плохой” или “хороший”, которое мы выносим о людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.
Формирование предубеждений связана с потребностью человека определить свое положение по отношению к другим людям (особенно в плане превосходства). Следует заметить, что из всей информации об интересующей нас группе людей мы склонны принимать к сведению лишь ту, которая согласуется с нашими ожиданиями. Благодаря этому мы можем укрепляться в своих заблуждениях на основании лишь отдельных эпизодов. Например, если на 10 водителей, допускающих небрежное управление автомобилем, приходиться хотя бы одна женщина, то это автоматически “подтверждает” предубеждение, что женщины не умеют водить.
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей, учителей), а так же о средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем больше никакими сведениями.
Список использованных источников:
Приложение 1
Рис. 1. Процесс социальной перцепции
Информация о работе Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга