Механизмы психологической защиты человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:50, реферат

Краткое описание

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения. Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

День ото дня человеку встречаются ситуации.docx

— 35.77 Кб (Скачать файл)

 

 Личность, по З.Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент – «Id» (Оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Оно» включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Оно» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других, т.е. «Оно» действует согласно принципу удовольствия.

 

 Второй компонент личности  – «Ego» (Я). Это – разум. «Я» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Именно «Я» находит компромиссы между неразумными требованиями «Оно» и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности. «Я» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из «Оно». «Я» – исполнительная власть личности.

 

 Третий компонент личности  – «Super-Ego» (Сверх-Я). Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат усвоения родительских и социальных ценностей. З.Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». «Сверх-Я» включает интроекцированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это – наша совесть. «Сверх-Я» действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

 

 Инстинкты («Оно»), разум («Я») и мораль («Сверх-Я») часто не ладят между собой, приходят в столкновение – возникают интрапсихические (внутриличностные) или психодинамические конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность воплощается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.

 

 

Механизмы психологической защиты

 

 

 Одна из важнейших  функций «Я», по Фрейду, - осуществление  психологической защиты. В тех  случаях, когда человек не может  справиться с трудной для себя  ситуацией, сопряженной с переживанием  тревоги, вины и т.п. на помощь  приходит бессознательная психологическая  тактика, ограждающая человека от  неприятных эмоций. По существу, это – способ искажения реальности (самообман). Однако, ситуативно механизм психологической защиты обеспечивает сохранение самооценки, снижение степени психического напряжения, преодоление или минимизацию внутреннего конфликта и т.д. Психологическая защита - это перестройка системы ценностей, направленная на то, чтобы лишить значимости и, тем самым, обезвредить психологически травмирующий момент. Последствия психологической защиты неоднозначны: снижая внутренний дискомфорт и предохраняя личность от потери самоуважения, психологическая защита может ухудшать адаптацию человека к внешней социальной среде. Как правило, человек использует не одну защитную стратегию, а несколько, т.е. у каждого из нас – свой репертуар психологических защит.

 

 Наиболее часто встречаются  следующие механизмы психологических  защит. Вытеснение – универсальное  средство избегания внутреннего  психологического конфликта –  устранение из сознания неприемлемой  для человека информации. Пример  вытеснения: Николай Ростов, герой  «Войны и мира» Л.Толстого, на  поле боя растерялся, струсил. Но  позднее с искренним воодушевлением  рассказывал о своей храбрости  в бою – иллюстрация того, что  неудобные для нас факты особенно  легко забываются.

 

Отрицание заключается в том, что информация, которая тревожит или может привести к внутреннему конфликту, просто не воспринимается. На вопрос: убедили ли материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких, - ответили «да» 54% некурящих и только 28% курильщиков. Курильщикам «невыгодно» признавать вред курения, так как расстаться с этой привычкой они не готовы, а удовольствие, получаемое от сигареты, в случае признания этого факта будет омрачено.

 

Проекция – это бессознательный перенос, приписывание другим людям собственных чувств, желаний, черт характера, в первую очередь, того, что человек не принимает в самом себе, понимая социальную нежелательность соответствующих особенностей или тенденций. Так, если человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него, скорее всего, возникнет желание принизить положительные качества пострадавшего: «Этот тип не заслуживает иного» или «Он сам меня спровоцировал, вынудил…» и т.п.

 

Рационализация – псевдоразумное объяснение своих желаний и поступков, в действительности, вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Рационализация, в частности, проявляется в снижении ценности недоступного. Не получив страстно желаемого, человек убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Классический пример – известная басня «Лиса и виноград». Помните? Голодная лиса не смогла добраться до винограда и, «пробившись попусту час целый, пошла и говорит с досадою: Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зе-

лен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь».

 

Замещение – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, девочка, ревнуя родителей к младшему брату, бьет свою куклу. Иногда активность из области практического осуществления переводится в мир фантазии. Есть и другие механизмы, которые в зависимости от обстоятельств и особенностей личности могут прийти «на выручку». При этом важно не забывать о возможных негативных последствиях такого варианта устранения внутреннего конфликта – ухудшение приспособления в социуме, поскольку, обеспечивая сохранение психического благополучия и целостности личности, любой механизм психологической защиты искажает реальность.

 

 

Источники

 

 

 Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учеб. пос. Пермь, 1990.

 

 Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

 

 Моргун В.Ф., Ткачева  Н.Ю. Проблема периодизации развития  личности в психологии. М., 1981.

 

 Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988.

 

 Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси, 1975.

 

 Норман Д.А. Память и научение. М., 1985.

 

 Одаренные дети. М., 1991.

 

 Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.

 

 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

 

 Познавательные процессы  и способности в обучении. М., 1990.

 

 Психология индивидуальных  различий: Тексты /Под ред. П.Я.Гальперина. М., 1999.

 

 Психология мышления. М., 1981.

 

 Психология ощущений  и восприятий. М., 1999.

 

 Психология формирования  и развития личности. М., 1981.

 

 Психология эмоций: Тексты. М., 1984.

 

 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979.

 

 Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987


Информация о работе Механизмы психологической защиты человека