Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:50, реферат
День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения. Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.
Личность, по З.Фрейду,
состоит из трех главных
Второй компонент личности – «Ego» (Я). Это – разум. «Я» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Именно «Я» находит компромиссы между неразумными требованиями «Оно» и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности. «Я» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из «Оно». «Я» – исполнительная власть личности.
Третий компонент личности – «Super-Ego» (Сверх-Я). Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат усвоения родительских и социальных ценностей. З.Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». «Сверх-Я» включает интроекцированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это – наша совесть. «Сверх-Я» действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.
Инстинкты («Оно»), разум («Я») и мораль («Сверх-Я») часто не ладят между собой, приходят в столкновение – возникают интрапсихические (внутриличностные) или психодинамические конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность воплощается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.
Механизмы психологической защиты
Одна из важнейших
функций «Я», по Фрейду, - осуществление
психологической защиты. В тех
случаях, когда человек не может
справиться с трудной для себя
ситуацией, сопряженной с переживанием
тревоги, вины и т.п. на помощь
приходит бессознательная
Наиболее часто встречаются
следующие механизмы
Отрицание заключается в том, что информация, которая тревожит или может привести к внутреннему конфликту, просто не воспринимается. На вопрос: убедили ли материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких, - ответили «да» 54% некурящих и только 28% курильщиков. Курильщикам «невыгодно» признавать вред курения, так как расстаться с этой привычкой они не готовы, а удовольствие, получаемое от сигареты, в случае признания этого факта будет омрачено.
Проекция – это бессознательный перенос, приписывание другим людям собственных чувств, желаний, черт характера, в первую очередь, того, что человек не принимает в самом себе, понимая социальную нежелательность соответствующих особенностей или тенденций. Так, если человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него, скорее всего, возникнет желание принизить положительные качества пострадавшего: «Этот тип не заслуживает иного» или «Он сам меня спровоцировал, вынудил…» и т.п.
Рационализация – псевдоразумное объяснение своих желаний и поступков, в действительности, вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Рационализация, в частности, проявляется в снижении ценности недоступного. Не получив страстно желаемого, человек убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Классический пример – известная басня «Лиса и виноград». Помните? Голодная лиса не смогла добраться до винограда и, «пробившись попусту час целый, пошла и говорит с досадою: Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зе-
лен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь».
Замещение – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, девочка, ревнуя родителей к младшему брату, бьет свою куклу. Иногда активность из области практического осуществления переводится в мир фантазии. Есть и другие механизмы, которые в зависимости от обстоятельств и особенностей личности могут прийти «на выручку». При этом важно не забывать о возможных негативных последствиях такого варианта устранения внутреннего конфликта – ухудшение приспособления в социуме, поскольку, обеспечивая сохранение психического благополучия и целостности личности, любой механизм психологической защиты искажает реальность.
Источники
Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учеб. пос. Пермь, 1990.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
Моргун В.Ф., Ткачева
Н.Ю. Проблема периодизации
Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988.
Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси, 1975.
Норман Д.А. Память и научение. М., 1985.
Одаренные дети. М., 1991.
Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.
Психология индивидуальных различий: Тексты /Под ред. П.Я.Гальперина. М., 1999.
Психология мышления. М., 1981.
Психология ощущений и восприятий. М., 1999.
Психология формирования и развития личности. М., 1981.
Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979.
Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987
Информация о работе Механизмы психологической защиты человека