Многоуровневая и многопризнаковая психологическая классификация профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

Но наряду с нормативными задачами могут появляться и индивидуально-специфические (переобучение, повторный профессиональный выбор, прерывание профессиональной деятельности и т.д.), поэтому профессиональные установки характеризуются не только готовностью личности решать предъявляемые ей задачи, но и активно выбирать эти задачи и модифицировать в соответствии с ними собственное поведение.
В работе психологических центров, призванных содействовать профессиональному развитию индивида, обычно используют психодиагностические методики, выявляющие достаточно устойчивые особенности личности (темперамент, характер, уровень развития интеллекта, профессионально важные навыки).

Вложенные файлы: 1 файл

псих труда.docx

— 235.35 Кб (Скачать файл)

"Опросник интересов  Г. Кьюдера" (Kuder Preference Record) – еще один западный тест, предназначенный для диагностики профессиональных интересов. Всего в опроснике Кьюдера 10 шкал интересов, которые включают в себя деятельность на открытом воздухе (сельское хозяйство), техническую, вычислительную, научную, просветительскую, художественную, литературную, музыкальную, социальную и канцелярскую деятельность. В соответствии с этими шкалами приводится обширный список профессий.

  1. Определение социально-психологических установок личности (методика О.Ф.Потемкиной). Методика для выявления степени выраженности социально-психологических установок (ориентация на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм, власть или деньги).

Назначение теста

Выявление степени выраженности социально-психологических установок

Инструкция к тесту

Ответь на каждый вопрос «Да», если он верно описывает ваше поведение и «Нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Тестовый материал

Вариант 1

Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»

Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

Вы обычно много времени уделяете своей особе?

Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

Вам легче просить за других, чем за себя?

Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем- либо просят?

Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?

Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

Вам часто удается довести начатое дело до конца?

Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни жить интересами других людей?

Вы можете назвать себя эгоистом?

Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

Ваша отличительная черта бескорыстие?

Свободное время Вы используете для своих увлечений?

Вариант 2

Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода – власть», «труд – деньги»

Вы согласны, что самое главное в жизни быть мастером своего дела?

Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?

Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?

Основное стремление в Вашей жизни свобода, а не власть и деньги?

Вы согласны, что иметь власть над людьми наиболее важная ценность?

Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти это ее сила?

Вы уверены, что все можно купить за деньги?

Вы выбираете друзей по деловым качествам?

Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?

Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

В жизни Вас радует только отличный результат работы?

Самое главное стремление в Вашей жизни быть свободным?

Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?

Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?

Вы согласны, что деньги “не пахнут” и неважно, как они заработаны?

Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?

Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

Ключ к тесту

Вариант 1

Вариант 2

Вопросы

Процесс

Труд

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

Результат

Свобода

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

Альтруизм

Власть

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Эгоизм

Деньги

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40


За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.

Интерпретация результатов теста

Ориентация на процесс. Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат. Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Ориентация на альтруизм. Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

Ориентация на эгоизм. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля “разумного эгоизма” не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей “интеллигентных профессий” встречается довольно часто.

Ориентация на труд. Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

Ориентация на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.

Ориентация на свободу. Главная ценность для этих людей это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание “свободы” и “деньги”.

Ориентация на власть. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок.

Следует отметить, что можно, на основании результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:

Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.

Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

В процессе индивидуального консультирования целесообразно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ориентации или низкую мотивацию. Эти причины могут быть временными и не нуждаться в коррекции.

2) Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)

Методика Е.А. Климова основана на классификации профессиональных интересов личности и на основании этого позволяет установить область будущей профессии (специальности). Климов выделяет пять типов личнос

Заключение

Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже была разработана определенная типология профессий. Но пока нет строгого единого подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности. Были предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход.

Были также попытки дать классификацию по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической точки зрения резко отличаются друг от друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, сер. «Педагогика и психология», 1991. – № 11. – С. 54–62.
  2. Гаврилов В. Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – С. 111–117 (конспект).
  3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика:учеб.пособ.для высшей школы. - М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2004. - 192 с. (с. 124-130)
  4. Каверина Р. Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации // Вопросы психологии. – 1978. - № 4. – С. 64 – 72 (конспект).
  5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – С. 139–329, 442–508.
  6. Лоос В. Г. Психологическая классификация профессий для целей профессиональной ориентации школьников // Вопросы психологии. – 1974. – № 5. – С. 121–129 (конспект).
  7. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.641-648.
  8. Прощицкая Е. Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. – 1993. – № 4. – С. 20–22 (конспект).
  9. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. – М.; Воронеж, 1997. – С. 110–124 (кр. выписки).
  10. Резапкина Г. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2007.- 144 с.

Информация о работе Многоуровневая и многопризнаковая психологическая классификация профессий