Модель «акцентуированных личностей» К. Леонгарда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

В научной литературе глубоко исследованы вопросы типологии черт характера. Например А.Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, но соответственно он ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой и разрабатывал А.Е. Личко проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Модель «акцентуированных личностей» К. Леонгарда…………………....5
2 Модель А.Е. Личко ………………………………………………………......12
Заключение…..…………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia (3).doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Модель «акцентуированных личностей» К. Леонгарда…………………....5

2 Модель А.Е. Личко ………………………………………………………......12

Заключение…..…………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………..25

 

 

Введение

 

Актуальность темы состоит в том, что особенности поведения человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

В научной литературе глубоко исследованы вопросы  типологии черт характера. Например А.Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, но соответственно он ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой и разрабатывал А.Е. Личко проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию.

В учебной  литературе дается нам следующее определение понятия акцентуации характера: «Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — нормальная особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи».

Цель работы: исследовать типологические модели акцентуаций характера.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить литературу по проблеме исследования.
    2. Рассмотреть сущность и специфику каждой модели.

 

1. Модели «акцентуированных личностей» К. Леонгарда

 

Как практик  и ученый, К. Леонгард пытался найти  подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье. Согласно теориии К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако, если черта выражена в большой степени, она является акцентуированной, т.е. при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие акцентуированных, «заостренных черт» накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная.

В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями. О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом. Неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявление личности, скорее всего акцентуация есть крайний вариант нормы

Модель личности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций, каждая из которых  описана в его книге «Акцентуированные  личности», опубликованной в 1989 году. Поскольку автор работал в психиатрической клинике и имел дело с патологическими личностями, его описания акцентуаций содержат крайние, ярко выраженные проявления, типичные для пациентов, но утрированные с точки зрения нормы. Этот факт необходимо учитывать при анализе акцентуаций психически здоровых людей с целью избежать «ярлыков», не имеющих под собой реального основания.

По мнению К. Леонгарда, у 20 – 50% взрослых людей некоторые  черты характера некоторые черты  характера заострены (акцентуированы).

Выраженность акцентуаций может быть различной – от легкой до крайнего ее выражения – психопатии.

Согласно концепции  К. Леонгарда об акцентуированных личностях, черты каждой личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стрежнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушить структуру личности.

Основные типы акцентуаций по К. Леонгарду: демонстративный, педантичный, застревающий (ригидный), неуравновешенный (возбудимый), гипертимный, дистимичный, тревожный (боязливый), циклотимный, экзальтированный, эмотивный (лабильный).

Гипертимный тип.

С раннего детства  гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. У них может не быть проблем  с окружающими, они не вызывают неприязни, не вступают в конфликты ни со сверстниками, ни со взрослыми если им позволяют  делать все, что они хотят.

Как правило, гипертимы  отличаются хорошей памятью, сообразительностью и живым умом. Но в силу отсутствия усидчивости и дисциплинированности, их успехи в учебе могут быть неровными  – там, где достаточно способностей, они все легко схватывают, а на занятиях, требующих упорства и настойчивости, их успехи значительно хуже.

Обычно подростки  – гипертимы стремятся занять лидирующее положение в своей  компании, они во все вмешиваются, командуют другими и это может  встретить противодействие со стороны других членов группы.

Сверстников может  тяготить чрезмерная активность гипертимов, далеко не всех увлекает их бесшабашность  и склонность к авантюрам, это  тоже может стать причиной конфликта. Поэтому гипертимы часто меняют подростковые компании и не всегда оставляют о себе положительное впечатление в покинутой группе, поэтому их уход члены компании порой воспринимаю с облегчением.

Во взрослом периоде жизни гипертимы по-прежнему легко адаптируются в обществе, легко улавливают общий фон настроения. Они приветливы, добродушны, общительны, свободно проявляют свои чувства, не могут подолгу обижаться, таить злобу, вынашивать планы мести.

Гипертимы в  новом коллективе вызывают симпатию из-за их хорошего настроения, остроумия. Они вносят новую струю оживленности и веселья в коллектив. Но, будучи взрослым, они выбирают такой круг общения, который им импонирует, где они могут проявлять свою активность.

В трудовой деятельности вначале гипертимов воспринимают как  очень способных, в начале деятельности они могут высказывать оригинальные идеи, но терпения на детальное продумывание они не имеют и в итоге могут дело до конца не довести. Закономерно, что это может привести к потере интереса в работе.

У большинства  гипертимов много друзей и приятелей, они заражают своим весельем и оптимизмом, но при более длительном и близком знакомстве они могут утомлять своей поверхностностью, бесцеремонностью, самоуверенностью.

Застревающий, ригидный тип.

Застревающие  личности в юности отличаются выдающимися  достижениями в различных областях, так как они искренне и с увлечением ищут удовлетворения в осуществлении своих честолюбивых замыслов.

Застревающий  тип характеризуется очень долгой задержкой сильных чувств (аффектов): ярость, гнев, страх, особенно, когда  они не были выражены в реальной жизни из-за каких-либо внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать или вспыхивать с новой силой спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи человек с данным типом акцентуации может переживать тоже довольно долго и ярко. Этому типу почти всегда свойственно честолюбие, которое может проявляться как положительная черта – успехи достигаются усердием, и как отрицательная черта – если честолюбие удовлетворяется принижением окружающих или использованием их в своих интересах.

Сильные стороны. Огромное упорство в достижении поставленной цели, пунктуальность и обязательность, выносливость, внимание к мелочам, деталям, стремление все делать досконально, а не поверхностно.

Эмотивный, лабильный тип.

Эмотивность –  это склонность глубоко и долго  переживать жизненные впечатления, события, эпизоды взаимных отношений как позитивного, так и негативного содержания.

Во взрослом периоде жизни эмотивные люди характеризуются чувствительностью  и глубокими реакциями в области  тонких чувств. Для них характерна отзывчивость, гуманное отношение к миру, обычно их называют мягкосердечными, иногда задушевными. Их легко распознать в беседе: их глубоко захватывают чувства, что отчетливо выражается в мимике. Они быстрее, чем кто-либо испытывают особую радость от общения с природой.

Эмотивные личности любое жизненное событие воспринимают серьезнее, чем другие люди, легко  поддаются чувству жалости и  сострадания. У них легко появляются слезы радости, растроганности.

Жизненные ориентиры  эмотивных людей – теплые и  добрые взаимоотношения с коллегами, лояльное отношение со стороны начальства. Они редко меняют место работы, так как, адаптировавшись один раз в определенном коллективе, они предпочитают не изменять ему.

Сильные стороны. Мягкость и способность к сопереживанию, развитое чувство благодарности к тем, кто проявляет к ним теплые чувства.

Педантичный тип.

Поведение педантичной  личности не выходит за пределы разумного, чаще всего именно это является преимуществом  в деловых вопросах. Основательность, четкость, законченность, добросовестность – вот черты, помогающие в работе педантичному человеку.

Негативными чертами  такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что побуждает постоянно проверять  и перепроверять свои действия: выключен ли газ, нет ли ошибки в отчете, не грязны ли руки.

Сильные стороны. Заботливость, способность брать  на себя ответственность за здоровье и благополучие других, чувство эмоциональной  привязанности к другим, к матери, ответственность за порученное дело, способность все проверять и перепроверять до мелочей.

Тревожный тип.

Тревожность выражается в мнительности, чувстве обеспокоенности, не имеющем под собой видимых  причин, но вызываемом внутренними  коллизиями.

Во взрослой жизни у таких людей мы можем  наблюдать проявления робости, иногда покорности и униженности. Таким людям может быть свойственна сверхкомпенсация в виде самоуверенного и даже дерзкого поведения.

Сильные стороны. Повышенная чувствительность, способность  рассчитать свои силы.

Циклотимный тип.

В детстве личность с таким характером может мало отличаться от других детей. Лишь иногда может становиться необычайно шумливым, озорным, веселым, постоянно что-то предпринимающим. А затем снова становиться спокойным и управляемым.

Увлечения циклотимного подростка обычно не устойчивые. В фазе подъема интерес к разным занятиям может проявляться очень ярко, подросток ищет новое увлечение, от которого отказывается в период спада.

В обычном настроении циклотимные личности общительны и  приветливы, легко знакомятся с новыми людьми и находят со всеми общий язык. Они не склонны противопоставлять себя другим, не считают себя лучше. Как правило, они реалисты и терпимо относятся к недостаткам других.

К работе и своим  обязанностям такие личности относятся  добросовестно, но при повышенном настроении могут проявлять легкомыслие, бессистемность. В период повышенного настроения они проявляются как оптимисты, их не пугает будущее. Им не свойственны самокопание, сомнения и самоанализ.

Сильные стороны. Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя.

Демонстративный тип.

Первые признаки демонстративной акцентуации появляются у детей в возрасте двух-трех лет. Это может быть обидчивость, капризность, склонность к паясничанью, они могут передразнивать взрослых или подражать им.

Очень часто  такой ребенок является кумиром  семьи, его способностями и талантами  восхищаются, различные умения ребенка  демонстрируют гостям. У таких детей всегда завышенная самооценка, особенно при поддержке ее родителями.

Информация о работе Модель «акцентуированных личностей» К. Леонгарда