Модель «акцентуированных личностей» К. Леонгарда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

В научной литературе глубоко исследованы вопросы типологии черт характера. Например А.Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, но соответственно он ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой и разрабатывал А.Е. Личко проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Модель «акцентуированных личностей» К. Леонгарда…………………....5
2 Модель А.Е. Личко ………………………………………………………......12
Заключение…..…………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia (3).doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

При выборе учебного заведения они руководствуются  соображениями престижа и даже если в школе их успехи были скромны, обладая  хорошей памятью, они могут подготовиться  к вступительным экзаменам и произвести впечатление на экзаменатора.

Их трудовая жизнь может быть связана с  профессиями искусства не из-за того, что они очень талантливы, а из-за постоянной возможности быть на виду. Помимо удовлетворения тщеславия очень важны и высокие гонорары, которые расцениваются как признание исключительных заслуг и таланта.

Эмоции демонстративных  личностей бурные, яркие, но недолговечные. Поверхностность эмоций проявляется  у них даже в отношении к  собственным детям. Поначалу им могут  приписываться необыкновенные способности и достижения, при этом может подчеркиваться, что такие необыкновенные дети могут быть рождены только неординарными родителями.

Демонстративная личность может проявляться как  завистливая и ревнивая к чужим  успехам, особенно это характерно для представителей творческих профессий.

 

1. Модель А.Е. Личко

Личко разделяет  позицию Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко, «именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других».

Исходя из клинических  целей, А.Е. Личко предложил иную модель, чем Леонгард, в которую  входят не только типы акцентуаций  характера (крайние варианты нормы), но и типы психопатий (патологических проявлений характера). Опросник, разработанный  А.Е. Личко на основе этой модели, предназначен для лиц подросткового и юношеского возраста (14 – 18 лет) и используется для диагностики органических нарушений, которые в сочетании с определенными психологическими особенностями приводят к патологическому развитию характера.

А.Е. Личко, опираясь на клиническую типологию психопатий и личностных акцентуаций, а также  концепцию психологии отношений, которую  развивали А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев, выделил 11 типов психопатий и акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический,  сензитивный, психоастенический,  шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.

Гипертимный тип

 

Главная черта  гипертимов – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

Хорошее настроение гармонично сочетается с хорошим  самочувствием, высоким жизненным  тонусом, нередко цветущим внешним  видом.

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду.

Самооценка  гипертимных подростков отличается достаточной искренностью.

Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность – в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни...

Гипертимно-истероидный  вариант встречается значительно  реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты. При столкновении с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает и желание разжалобить других, и произвести впечатление своей незаурядностью, и прихвастнуть, "пустить пыль в глаза".

Гипертимно-аффективный  вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости, что создает сходство с эксплозивными психопатиями. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу.

Циклоидный тип

В подростковом возрасте можно  видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает  первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности.

У циклоидных подростков имеются свои "места наименьшего сопротивления". Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость. К коренной ломке жизненного стереотипа.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу.

Фазы здесь  гораздо короче - несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями.

Подростковые  поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные  устремления и реакции группирования  со сверстниками усиливаются в период подъема.

Самооценка  характера у циклоидов формируется  постепенно, по мере того, как накапливается  опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростков этого опыта еще  нет, и поэтому самооценка может  быть еще очень неточна...

Лабильный тип

В детстве лабильные  подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено  инфекционными заболеваниями, вызываемыми  условно-патогенной флорой.

Главная черта  лабильного типа – крайняя изменчивость настроения.

Настроению  присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят  и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди.

Самооценка отличается искренностью. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть.

Астено-невротический  тип

У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнаруживаются признаки невропатии – беспокойный  сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной анурез, заикание и т. п.

Главными чертами  астено-невротической акцентуации  являются повышенная утомляемость, раздражительность  и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется  в умственных занятиях. Умеренные  физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются невыносимыми.

Самооценка  астено-невротических подростков обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье.

Сенситивный тип

С детства проявляется  пугливость и боязливость. Такие  дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности.

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно.

Рано формируется  чувство долга, ответственности, высоких  моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых.

Чувство собственной  неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.

В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т. п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные послушанием и старательностью.

Самооценка  сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям.  Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.

Психастенический  тип

Главными чертами  психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность  и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходных черт астено-невротического и сенситивного типов. Если астено-невротическому типу присущ страх за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а для сенситивного типа свойственно беспокойство по поводу отношения, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе окружающих (релативная направленность мнительности и тревоги), то опасения психастеника целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем (футуристическая направленность).

Склонность  к самоанализу более всего  распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в компании в своих ощущениях и переживаниях.

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто  выступает тенденция находить у  себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные (например, истероидные)...

Шизоидный тип

Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении...

 Шизоидные  черты выявляются раньше, чем  особенности характера всех других  типов. С первых детских лет  поражает ребенок, который любит  играть один, не тянется к сверстникам,  избегает шумных забав, предпочитает  держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушает их беседы. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность...

Подростковый  период является самым тяжелым для  шизоидной психопатии.

Внутренний  мир почти всегда закрыт от посторонних  взоров. Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало, – весь ход переживаний и мотивов – осталось скрытым. Некоторые выходки носят характер чудачества, но, в отличие от истероидов, они не служат цели привлечь в себе всеобщее внимание.

Как правило, шизоидные  подростки стоят особняком от компаний сверстников. Их замкнутость  затрудняет вступление в группу, а  их неподатливость общему влиянию, общей  атмосфере, их неконформность не позволяют ни слиться с группой, ни подчиниться ей. Попав же в подростковую группу, нередко случайно, они остаются' в ней белыми воронами.

  Самооценка шизоидов отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность...

Эпилептоидный тип

Главными чертами  эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная  с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной  сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей.

Информация о работе Модель «акцентуированных личностей» К. Леонгарда