Модель эффективного психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.
Бесспорно, основная цель психологического консультирования – это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе, человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было “до того”, и если он действительно почувствовал себя лучше, то это может служить критерием того, что помощь была оказана.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Профессиональные умения психолога-консультанта………………….6
Принципы работы психолога-консультанта……………………………12
Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта..16
Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта……………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Модель эффективного психолога.docx

— 50.89 Кб (Скачать файл)

«Модель эффективного психолога-консультанта»

 

Оглавление

 

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Профессиональные умения психолога-консультанта………………….6

  1. Принципы работы психолога-консультанта……………………………12
  2. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта..16
  3. Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта……………………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………25

 

 

Введение

 

 

Интенсивное внедрение практической психологии в нашу жизнь закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые направлены на оказание психологической помощи людям, и прежде всего – к развитию консультативной психологии. Профессия «психолог-консультант» в нашей стране находится в ситуации становления и требует теоретического и методического обеспечения.

Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически  здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

Бесспорно, основная цель психологического консультирования – это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе, человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было “до того”, и если он действительно почувствовал себя лучше, то это может служить критерием того, что помощь была оказана. Но все далеко не так просто. Случается, что после консультации клиенту кажется, что его не поняли и не оценили, но проходит время, и тот же самый человек начинает понимать, что многое из того, что обсуждалось с консультантом, было понято последним абсолютно верно и в результате помогло ему переоценить нечто в себе самом. Так же и консультант, если встречи с клиентом продолжаются, может вдруг заметить: то, что в его интерпретации вначале не было услышано и принято пациентом, потом берется им на вооружение в различных ситуациях при построении отношений с окружающими.

Из сказанного выше следует, что хотя удовлетворенность клиента и считается важнейшим показателем эффективности психологического консультирования, многое определяется характером проблем клиента. Так, человек, переживающий горе или утрату, может и должен рассчитывать на то, что после посещения консультации ему будет немного легче, и консультант должен стараться облегчить его горе. В другой же ситуации, облегчение эмоционального состояния может не являться прямой целью консультанта: ведь порой, даже чувствуя, что беседа с психологом была, несомненно, полезной, клиент может начать переживать свои проблемы гораздо болезненнее и острее, поскольку ощущение собственной вины и ответственности, пришедшее вместе с пониманием происходящего, отнюдь не является легким или приятным.

Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание клиента и расширение его представлений о себе и собственной ситуации. Действительной проблемой многих людей, обращающихся за помощью к психологу, является то, что им практически не с кем поговорить откровенно, рассказать не таясь, все, что их тревожит и беспокоит. Уже то, что консультант может их внимательно выслушать и понять, – необычайно важно, и это само по себе приводит к определенным положительным изменениям. Кроме того, спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, что также является ценным, поскольку служит “пищей” для размышлений о себе и людях, способствует расширению представлений об окружающей человека действительности. Для клиента, обращающегося за помощью к психологу, такой результат может оказаться важным не только с точки зрения повышения его психологической стабильности, но также послужить основанием для обращения за дальнейшей помощью к другим специалистам, если это кажется необходимым.

В процессе консультирования особую важность приобретают профессиональная компетентность, личностные качества и установки консультанта. Существуют общие правила делающие процесс консультирования более эффективным: правило уникальности,  динамичности, ответственности, безопасности, правило профессиональной компетентности и включенности, правило нестабильности, правило профессиональных ограничений, правило мультипарадигмальности, правило безоценочности, правило принятия неразрешимых проблем.

Эффективное консультирование – это процесс, который осуществляется вместе с клиентом, но не вместо него.

Существуют также определенные ролевые функции консультанта, к которым относятся:

  • построение отношений консультанта с клиентом на взаимном доверии;
  • выявление того, как сами клиенты себя понимают, опора на их интуицию, опыт и ресурсы;
  • фокусирование внимания консультанта на реальных обстоятельствах жизни клиентов, выявление позитивных ресурсов и сильных сторон клиентов;
  • создание вокруг клиентов доброжелательной и принимающей психологической атмосферы;
  • отслеживание и минимизация консультантом собственных попыток манипулирования клиентом;
  • постоянное совершенствование консультантом своей профессиональной деятельности в области консультирования (овладение новыми знаниями, умениями, техниками; рефлексия; прохождение супервизии и др.).

Самое важное правило, о котором часто забывают психологи – консультант не должен знать больше клиента. Это значит, что «наивный» консультант пытается понять клиента, его представления о проблеме, о нем самом и об окружающем мире в противовес «всезнающему» консультанту, который может определить проблемы клиента уже по тому, как последний входит в дверь.

 

    1. Профессиональные умения психолога-консультанта

 

 

Консультирование - это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и результат работы консультанта. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, от которого зависит многое, а скорее главное в союзе с клиентом; что представляет собой консультант, какие требования предъявляют ему, как личности, что делает его профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?»

О психологии консультирования Эйдемиллер пишет: «Консультирование является полимодальной духовной практикой, соединивший в себе религию, медицину, вообще психотерапию в частности, педагогику.. психологию, этику и политику. …Политика и консультирование близки тем, что способны оказывать влияние на человека. Без этого качества не может быть эффективного политика и консультанта».

Сдерживающим моментом, предотвращающим злоупотребление властью и влиянием, являются фундаментальные параметры личностного и профессионального измерения консультанта. Исследований в этой области достаточно много, однако, однозначного ответа, к сожалению, нет. Очень часто при описании успевающего консультанта, как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: «открытый», «теплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый». Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (1990):

    • Проявление глубоко интереса к людям терпение в общении с ними;
    • Чувствительность к установкам и поведению других людей;
    • Эмоциональная стабильность и объективность;
    • Способность вызвать доверие других людей;
    • Уважение прав других людей.

1964г. Комитет по надзору  и подготовке консультантов установил  следующие шесть качеств личности:

    • Доверие людям;
    • Уважение ценностей другой личности;
    • Проницательность;
    • Отсутствие предубеждений;
    • Самопонимание;
    • Сознание профессионально долга.

В одном из своих исследований в 1954 году Гоббс установил, что преуспевающий консультант воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не предметами.

Рассмотрим факторы, способные составить остов такой модели.

  • Аутентичность

Аутентичность является стержневым качеством консультанта и важнейшей экзистенциональной ценностью. Выделяется три основных признака аутентичного существования:

  • Полное осознание настоящего момента;
  • Выбор способа жизни в данный момент;
  • Принятие ответственности за свой выбор.

Это способность быть самим собой как в непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Аутентичный человек позволяет не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент отсутствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем, если консультант выполняет роль только технического эксперта, отделяясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность сомнительной. Соприкасаться с жизнью другого человека (клиента) можно, только оставаясь живыми людьми.

Аутентичность - это и огромный интерес консультанта к самому себе, реализуемое с помощью личной психотерапии, супервизии и участие в Баллинтовских группах.

С. Шервиз (1999г.) говорила на своем выступлении на международной конференции: «Идеальная личность консультанта или психотерапевта - это скорее мечта, в то время как в реальности важно, каким образом специалист обретает свою аутентичность, выстраивая контекст интерсубъективных отношений с клиентом…» Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.

  • Открытость собственному опыту

Открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: «Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!» Взрослым окружающие говорят то же: «Не плачь! или «Не нервничай!» Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в каком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

  • Развитие самопознания.

Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е.Кеннеди (1977): «Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неограниченных потребностей. Очень важно реалистично относиться к себе» Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

  • Сила личности и идентичность.

Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Можно выделить ряд основных вопросов: «Какой я консультант?»; «Что обусловило мой выбор?» «Что позволяет считать меня эффективным консультантом?» Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

Информация о работе Модель эффективного психолога-консультанта