Модель эффективного психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.
Бесспорно, основная цель психологического консультирования – это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе, человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было “до того”, и если он действительно почувствовал себя лучше, то это может служить критерием того, что помощь была оказана.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Профессиональные умения психолога-консультанта………………….6
Принципы работы психолога-консультанта……………………………12
Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта..16
Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта……………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Модель эффективного психолога.docx

— 50.89 Кб (Скачать файл)

Как мы видим, этика работы психолога-консультанта основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

 

  1. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

 

 

Профессия психолога-консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей? Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь.

Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. A. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

  • угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;
  • отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);
  • угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (С. Jung называет это "подсознательной инфекцией").

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. Во- первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о сноси работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания" (Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986).

"Синдром сгорания" — сложный психофизиологический  феномен, который определяется как  эмоциональное, умственное и физическое  истощение из-за продолжительной  эмоциональной нагрузки. Синдром, по  описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавт. (1991), выражается в депрессивном  состоянии, чувстве усталости и  опустошенности, недостатке энергии  и энтузиазма, утрате способностей  видеть положительные результаты  своего труда, отрицательной установке  в отношении работы и жизни  вообще. Существует мнение, что люди  с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие  гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).

Каковы наиболее часто встречающиеся причины "синдрома сгорания"? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:

  • монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
  • строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
  • работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
  • напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
  • нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
  • работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
  • неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни"; "во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит"; "у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них" и т.п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания":

  • культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
  • внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
  • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
  • удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
  • стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
  • способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
  • открытость новому опыту;
  • умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
  • обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
  • чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
  • участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
  • периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
  • участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
  • хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

 

  1. Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта

 

 

Система ценностей чаще всего определяется как важнейший фактор организации жизнедеятельности, механизм регуляции активности и показатель зрелости личности. Под ценностью обычно понимается явное или неявное характерное для человека представление «о должном», которое влияет на выбор возможных средств, вариантов типов и целей действия. Социальные ценности, интериоризируясь, преломляясь через внутренний мир и жизненный опыт человека, образуют индивидуальные ценностные ориентации. Проблема ценностных ориентаций особенно важна для профессий типа «человек-человек», к которому относится и профессия психолога-консультанта.

Профессиональная деятельность психолога направлена на познание, понимание личности другого человека. Очевидно, что каждый человек имеет собственную уникальную систему ценностных ориентаций, которая определяет его представления об окружающем мире и принимаемые им решения относительно каждой проблемы. Таким образом, от психолога требуется не только глубокая профессиональная подготовка, но и особое «профессиональное видение мира», которое предполагает наличие специфической системы ценностей.

Явно или неявно профессиональные ценности включаются в любую психологическую теорию консультирования и психотерапии. Важность ценностей подтверждает исследование М. А. Гулиной, показавшей, что в создании системной теории профессиональной деятельности (систематическая эклектика) психолог может использовать самые разнообразные теоретические построения, гипотезы, понятия, конструкты, модели, метафоры и аналогии, если соблюдается подчиненность разработок общеопределяемым профессиональным ценностям. Содержание ценностей реализуется в профессиональной этике психолога.

В работе психолога тесно переплетаются личные и профессиональные ценности. ценность психолог консультант личность

Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны «участвовать» в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, - то по второму вопросу существуют две крайние позиции.

1.Консультант должен  быть объективным, ценностно-нейтральным  и не вносить в консультативные  отношения свою жизненную философию  и ценностную систему. Он обязан  полностью сконцентрироваться на  ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих. С. Patterson указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

  • жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;
  • ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;
  • наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;
  • индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;
  • никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;
  • клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

Консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение (Е. Williamson). Это позиция консультанта-воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, то невозможно полностью исключить личные ценности из консультативного процесса. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно «вносим» в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни. Основываясь на своих предпочтениях, убеждениях, ценностях, консультант имеет собственные представления о том, что полезно для его клиента. Каждый раз ему приходится решать дилемму: работать исходя из собственных ценностей или из предпочтений клиента.

В повседневном общении мы свободно высказываем свою точку зрения по ряду вопросов. В консультативном процессе такое поведение может принести вред клиенту. Например, когда клиент просит от нас конкретного совета по жизненно важному вопросу, психолог может попасть в следующую ловушку. Если данный психологом совет не помог, клиент перекладывает всю ответственность на консультанта и чувствует разочарование в консультировании. В случае, когда совет оказался эффективным, клиент получает позитивное подкрепление и в следующей сложной ситуации опять отправится за помощью к психологу, не пытаясь решить проблему самостоятельно.

Информация о работе Модель эффективного психолога-консультанта