Мотивация достижения и избегания неудач в зрелом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигать к намеченной цели. Всё это имеет прямое отношение и к профессиональной деятельности, которая проходит более успешно, если у сформировано положительное отношение к ней, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие мотив и мотивация,мотивация избегания неудач и достижения в зрелом возрасте.
1.1 Понятие мотив и мотивация.
1.2 Общая характеристика зрелого возраста.
1.3 Мотивация избегания неудач и мотивация достижения в зрелом возрасте.
ГЛАВА 2. Исследовательская часть.
2.1 Описание методики тест – опросника измерения мотивации достижения А.мехрабиан.
2.2 Описание методики тест – опросника Т.Элерса «мотивации избегания неудач».
2.3 Исследование.
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая правильная 4курс.docx

— 80.15 Кб (Скачать файл)

Текст опросника. 
Форма А (мужская).

1. Я больше думаю о  получении хорошей оценки, чем  опасаюсь получения плохой. 
2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку. 
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу. 
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности. 
5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться. 
6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен, сам определять свою роль. 
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной. 
8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному. 
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры. которые требуют мастерства и известны немногим. 
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами. 
11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений. 
12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем где все участники приблизительно равны по силам. 
13. В свободное от работы время я овладею какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений. 
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие. 
15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 руб. и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать более 180 руб. 
16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один. 
17. Я предпочитай работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением 
18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения. 
19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего такое, в котором мое положение не ухудшится, Но и существенно не улучшится. 
20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло»!), чем порадуюсь хорошей оценке. 
21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому. 
22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить. 
23. ЕСЛИ у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо помощью, чем стану сам продолжать искать выход. 
24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело. 
25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие 
26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится. 
27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность. 
28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чей задание знакомое, в успехе которого я уверен. 
29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах. 
30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа 
31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство. 
32. Пожалуй я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить

 
 Форма Б (женская)

1. Я больше думаю о  получении хорошей оценки, чем  опасаюсь получения плохой. 
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу. 
3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности. 
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получаться. 
5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль. 
6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех. 
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра. 
8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудач равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному. 
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим. 
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами. 
11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке. 
12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную,, требующую размышлений. 
13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам. 
14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело. 
15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успеха. 
16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство. 
17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо которое обычно хорошо выходило. 
18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное. 
19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела. 
20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать поработать 
21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате, и мы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтобы это сделала какая-нибудь другая. 
22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход. 
23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство. 
24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится. 
25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность. 
26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена. 
27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа. 
28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять. 
29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение. 
30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

 

 

2.2Описание  методики - тест-опросник Т. Элерса «Мотивация к избеганию неудач»

 

Тест предложен  Т.Элерсом, позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем.

Методика определяет насколько сильно вы ориентированы на защиту, т.е. к стратегии избегания неудач.

Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его.

1.

смелый

бдительный

предприимчивый

2.

кроткий

робкий

упрямый

3.

осторожный

решительный

пессимистичный

4.

непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5.

неумный

трусливый

недумающий

6.

ловкий

бойкий

удалой

7.

хладнокровный

колеблющийся

удалой

8.

стремительный

легкомысленный

боязливый

9.

незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10.

оптимистичный

добросовестный

чуткий

11.

меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12.

трусливый

небрежный

взволнованный

13.

опрометчивый

тихий

боязливый

14.

внимательный

неблагоразумный

смелый

15.

рассудительный

быстрый

мужественный

16.

предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17.

взволнованный

рассеянный

робкий

18.

малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19.

пугливый

нерешительный

нервный

20.

исполнительный

преданный

нервный

21.

предусмотрительный

бойкий

отчаянный

22.

укрощенный

безразличный

небрежный

23.

осторожный

беззаботный

терпеливый

24.

разумный

заботливый

храбрый

25.

предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26.

поспешный

пугливый

беззаботный

27.

рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28.

осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

29.

тихий

неорганизованный

боязливый

30.

оптимистичный

бдительный

беззаботный


Ключ

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед косой чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/3; 30/2.

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Результат можно анализировать вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску». Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.

Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.

Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

— степени предполагаемого риска;

— преобладающей мотивации;

— опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое, когда без риска удается получить желаемый результат; второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач. 

 

Этот тест Т. Элерса на избегание неудач будет полезен всем , кого преследуют неудачи, и не понимает почему он неудачник. Причины неудач и как убрать с пути к успеху далее, в интерпретации к тесту Т Элерса.

Личность, у которой преобладает мотив избегания неудач, предпочитает малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У нее, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями. И она чаще попадают в подобные неприятности. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения. Люди с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.

 

2.3 Результаты проведенных исследований.

 

Исходя из поставленных целей и задач исследования, были выбраны и использованы следующие психологические тесты и методики: методика диагностики  личности  на мотивацию к успеху Т. Элерса ;   методика диагностики  личности  на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса ; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта которые, в некоторой степени, могут раскрыть мотивационную сферу современного предпринимателя.

В исследовании приняло участие 10 человек. Для более удобного описание испытуемых их данные занесены в таблицу.

 

 

Пол

Возраст

Образование

 

Мужской

24

Высшее экономическое

 

Мужской

34

Среднее специальное

 

Женский

45

Среднее

 

Мужской

33

Среднее специальное

 

Женский

35

Высшее экономическое

 

Мужской

28

Высшее медицинское

 

Мужской

31

Высшее экономическое

 

Мужской

39

Среднее специальное

 

Мужской

26

Высшее экономическое

 

Женский

41

Высшее аграрное


 

Итак, после того, как было проведено тестирование испытуемых, их варианты ответов были занесены в таблицы.

Результаты диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса

                                                                                 
 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Информация о работе Мотивация достижения и избегания неудач в зрелом возрасте