Мотивация достижения и избегания неудач в зрелом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигать к намеченной цели. Всё это имеет прямое отношение и к профессиональной деятельности, которая проходит более успешно, если у сформировано положительное отношение к ней, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие мотив и мотивация,мотивация избегания неудач и достижения в зрелом возрасте.
1.1 Понятие мотив и мотивация.
1.2 Общая характеристика зрелого возраста.
1.3 Мотивация избегания неудач и мотивация достижения в зрелом возрасте.
ГЛАВА 2. Исследовательская часть.
2.1 Описание методики тест – опросника измерения мотивации достижения А.мехрабиан.
2.2 Описание методики тест – опросника Т.Элерса «мотивации избегания неудач».
2.3 Исследование.
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая правильная 4курс.docx

— 80.15 Кб (Скачать файл)

 

Используя ключ для анализа результатов диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса [Приложение 3], были получены следующие данные:

№ Испытуемого

                   

Количество набранных баллов

14

20

21

17

23

21

20

24

23

23

Результат по каждому испытуемому

СМ

УВ

СВ

УВ

СВ

СВ

УВ

СВ

СВ

СВ

Среднее количество баллов

20,6

Средне групповой результат

Умеренно высокий уровень мотивации к успеху


 

(СМ – средний уровень мотивации к успеху; УВ – умеренно высокий уровень мотивации к успеху; СВ – слишком высокий уровень мотивации к успеху).

Как видно из полученных результатов 6 испытуемых (третий, пятый, шестой, восьмой, девятый и десятый)  имеют слишком высокий уровень мотивации к успеху, 3 (второй, четвертый и седьмой) – умеренно высокий уровень мотивации к успеху и 1(первый) – средний уровень мотивации к успеху. Следует отметить, что общегрупповая тенденция имеет направленность в сторону слишком высокого уровня мотивации  к успеху.

Результаты диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса

                                                           
 

2

3

2

2

3

1

2

2

1

2

2

2

1

1

2

3

2

3

3

1

1

3

2

2

3

3

1

1

3

3

 

2

1

1

1

3

3

1

2

1

2

3

3

2

3

1

3

1

2

3

2

1

2

3

1

3

1

2

2

1

2

 

1

3

2

3

3

1

2

1

3

2

2

3

1

3

2

1

1

2

3

1

3

1

3

2

3

1

3

3

1

2

 

3

3

2

3

2

2

3

3

3

2

3

3

2

3

3

1

2

1

3

2

3

2

3

3

2

1

2

3

2

1

 

2

3

1

3

2

2

2

1

1

2

2

1

2

1

2

1

1

2

2

2

1

1

2

2

3

1

2

3

1

2

 

3

3

2

3

1

1

3

1

2

1

3

2

1

3

2

1

1

1

2

3

1

1

3

3

2

1

2

3

1

1

 

1

1

1

2

3

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

1

3

2

3

2

3

3

1

2

2

3

 

2

3

1

3

1

1

2

1

2

3

2

3

1

1

1

1

3

2

2

2

1

1

3

2

3

2

2

2

1

2

 

1

3

2

3

3

2

3

1

3

2

3

3

1

3

3

1

2

3

3

2

3

2

3

3

2

1

2

3

2

1

 

2

3

1

3

2

3

2

3

1

2

2

3

2

1

1

2

3

3

1

1

1

1

3

2

3

1

3

1

1

2


 

Используя ключ для анализа результатов диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса [Приложение 4], были получены следующие данные:

№ Испытуемого

                   

Количество набранных баллов

12

17

12

10

18

9

10

19

6

26

Результат по каждому испытуемому

СМ

ВМ

СМ

НМ

ВМ

НМ

НМ

ВМ

НМ

СВ

Среднее количество баллов

14

Средне групповой результат

Средний уровень мотивации к избеганию неудач


 

(СМ – средний уровень мотивации к избеганию неудач; ВМ – высокий уровень мотивации; НМ - низкая мотивация к защите; СВ – слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите).

 

 Как видно из полученных результатов 4 испытуемых (четвертый, шестой, седьмой и девятый) имеют низкую мотивацию к защите; 2 испытуемых (первый и третий) имеют средний уровень мотивации к избеганию неудач; 3 испытуемых (второй, пятый и восьмой) имеют высокий уровень мотивации; и один испытуемый (десятый) имеет слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите. Общегрупповой результат ровняется 14 баллам, что свидетельствует о том, группа имеет средний уровень мотивации к избеганию неудач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы очертили контуры двух важных типов мотивации -- мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.

А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий -- вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Анализ многочисленных экспериментов, касающихся этой проблемы, позволяет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу.

Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:

степени предполагаемого риска;

преобладающей мотивации;

опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства:

первое, когда без риска удается получить желаемый результат;

второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне или выбрано самим субъектом, хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то).

Принятие ответственных решений характерных для экономической деятельности зависит от соотношении внутренних факторов и факторов среды. Так актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его с диспозицией и ситуацией.

Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывно взаимного действия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация (фактор среды) взаимно влияют друг на друга, и результатом является реально наблюдаемое поведения. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Агеев В. С. Психологические и  социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2.

2. Алешина Ю. Е., Воловин А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991.- № 4.

3. Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей  женщины // Вопросы психологии. - 1989. - № 5.

4. Арканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. - 1999. - № 3.

5. Арутюнян М. Ю. Кто Я? Проблема  самоопределения юношей и девушек-подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). - М., 1992.

6. Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе // Социологические исследования. - 1996. - № 3.

7. Балибалова Д. И. Женщина в условиях перехода к рыночной экономике // Феминизм и российская культура. - СПб., 1995.

8. Баскакова М. Е. Замужняя женщина: семья или работа? // Семья в  России. - 1995. - № 3-4.

9. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - № 1.

10. Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.

11. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2001.

12. Бриджер С. Язык дискриминации - наследство перестройки российским женщинам // Гендерные аспекты социальной трансформации. - М., 1996.

13. Весельницкая Е. Женщина в мужском мире. - СПб., 1993.

14. Визгина А. В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. - 2001. - № 3.

15. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.

16. Гейманс. Психология женщины. - СПб., 1999.

17. Герасимова Н. Ценностные ориентации  личности в период ранней взрослости // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1998.

18. Горчакова В. Г. Психология женщины-профессионала: Автореф. дис.... д-ра наук. - СПб., 2000.

19. Гусева А. Г. Психологические  механизмы развертки представлений  юношей и девушек о своей  внешности и понимания личности // Вопросы психологии межличностного  познания и общения. - Краснодар, 2005.

20. Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты  женской психологии. - Харьков; М., 1995.

21. Ермолин А. В. Возрастно-половые  и типические особенности представленности в сознании структуры мотива. - СПб., 1996.

22. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социс. - 2000. - № 11.

23. Каган В. Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.

24. Клецина И. С. Гендерная социализация. - СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

25. Кораблина Е. П. Становление личности  женщины // Психологические проблемы  самореализации личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - Вып. 1.

26. Круглова М. А. Мотивация активности  личности как регулятор социального  поведения // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999.

27. Кубышкина М. Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дис. ...канд. - СПб., 1997.

28. Лукьянова З. Н. Влияние самооценки  внешности учащегося на его  общение с другими людьми // Вопросы  психологии. - 1989. - № 3. Митина О. В. Исследование  гендерного женского поведения в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. - 1999. - № 1.

29. Мороз О. М. Опыт исследования  информативности самооценки в  связи с некоторыми личностными  особенностями // Тезисы научных  сообщений советских психологов  к XXI Международному психологическому  конгрессу. - М., 1996.

30. Петрова С. М. Мотивационная обусловленность  Я-концепции личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.... канд. наук. - СПб., 1995.

31. Раковская О. А. Особенности становления  профессиональной карьеры женщин // Гендерные аспекты социальной трансформации. - М., 1996.

32. Реан А. А., Андреева Т. В., Киреева Н. Н., Москвичева Н. Л. О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999.

33. Ржаницына Л. С., Сергеева Г. П. Женщины на российском рынке труда // Социологические исследования. - 1995..

34. Роузнер Дж. Женщина в директорском кресле // Вы и мы. - 1995. - № 5.

35. Рыбцова Л. Л. Жизненные ценности женщин // Социс. - 1997. - № 10. -

36. Сарфати X. Модели карьеры мужчин и женщин в исследовании и развитии. Взгляд из МОТ // Высшее образование в Европе. - 1992. - Т. 17, № 2.

37. Сафонова М. В. Социально-психологические  особенности женщин, успешных в  карьере. Автореф. дис.... канд. наук. - СПб, 1999.

38. Усачева Н. А. Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой  культуре. - Алматы: Гылым, 1994.

39. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х т.- М.: Педагогика, 2006.

40. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. - СПб., 2001.

41. Ходырева Г. Л. Женщины в менеджменте // Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

42. Чирикова А. Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. - 1999. - № 3.

43. Чугунова Э. С. Связь профессиональной  мотивации и творческой активности  инженеров // Вопросы психологии. - 1986. - № 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мотивация достижения и избегания неудач в зрелом возрасте