Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования: изучение мотивации достижения успеха у студентов1-го курса профессионального училища № 16 г. Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Определение методов исследования.
3. Провести исследования (определить выборки).
4. Анализ результатов исследования.
Введение 3
Глава 1. Основные теории мотивации 5
1.1. Потребностные теории мотивации 5
1.1. Бихевиористские теории мотивации 7
1.3 Психоаналитические теории мотивации 8
1.4. Мотивация в работах отечественных ученых 10
1.5. Понимание термина «мотивация» 11
Глава 2. Исследование мотивации достижения успеха у студентов и старшеклассников 18
2.1. Методическое обеспечение исследования 18
2.2. Результаты исследования 19
2.3. Анализ результатов 23
Заключение 26
Литература 28
Приложение 1.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 30
Приложение 2.Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 32
Исследование проводилось с участием студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ. Общий объем выборки составил 38 человек (20 студентов и 18 учащихся)
Для исследования было взято 3 методики:
Методика диагностики личности на «мотивацию к избегания неудач», предложена Т. Элерсом, методика состоит из списка слов, 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Исследуемый выбирает в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует его. Методика является, методикой субъективной оценки. (Приложение 2).
Методика «мотивации к успеху», автором которой является Т. Элерс. Состоит из 41 утверждения, где исследуемый выбирает наиболее подходящее утверждение для себя, методика также является, методикой субъективной оценки. (Приложение 1).
Методика «готовности к риску», автором является Шуберт. Состоит из 25 вопросов, где исследуемый отвечает на них не ответом, а в виде баллов, в соответствии согласен или не согласен. (Приложение 3).
По результатам проведения исследования методики диагностики личности степени готовности к риску Шуберта.
Из таблицы видно, что
у 1 учащегося -35 баллов - это свидетельствует
о том, что исследуемый слишком
осторожен; 9 студентов имеют 20 и
более баллов - это свидетельствует
о том, что у исследуемых склонность
к риску (у старшеклассников высокой
степени высокой степени
Таблица 1
Результаты по «Методики диагностики степени готовности к риску Шуберта»
№ |
готовность к риску у студентов |
готовность к риску у старшеклассников |
1 |
-18 |
8 |
2 |
-14 |
5 |
3 |
-6 |
-10 |
4 |
-22 |
15 |
5 |
20 |
-10 |
6 |
28 |
2 |
7 |
42 |
-5 |
8 |
-19 |
15 |
9 |
-12 |
-35 |
10 |
-17 |
-16 |
11 |
21 |
10 |
12 |
-13 |
-22 |
13 |
23 |
-2 |
14 |
22 |
7 |
15 |
20 |
-25 |
16 |
-25 |
16 |
17 |
-17 |
-3 |
18 |
-17 |
15 |
19 |
35 |
|
20 |
26 |
По результатам проведения исследования на мотивацию избегания неудач, мы получили следующие результаты:
Таблица 2
Результаты исследования по методике «Мотивация избегания неудач» (тест Элерса)
№ |
мотивация к избеганию неудач у студентов |
мотивация к избеганию неудач у старшеклассников |
1 |
8 |
15 |
2 |
20 |
13 |
3 |
12 |
13 |
4 |
15 |
7 |
5 |
10 |
13 |
6 |
20 |
9 |
7 |
6 |
9 |
8 |
13 |
13 |
9 |
7 |
12 |
10 |
20 |
14 |
11 |
14 |
10 |
12 |
6 |
7 |
13 |
20 |
12 |
14 |
6 |
13 |
15 |
19 |
19 |
16 |
17 |
6 |
17 |
14 |
7 |
18 |
18 |
15 |
19 |
7 |
|
20 |
10 |
|
Из таблицы 2 следует отметить, что от 2 до 10 баллов у 8 студентов (40%) и 7 (39%) учащихся, с низкой мотивацией к защите, от 11 до 16 баллов имеются 5 студентов (25%) и 10 учащихся (56%), у них средний уровень, от 17 до 20 баллов имеют 7 студентов (35%) и 1 учащийся (5%), у которых высокий уровень к защите и выше 20 баллов нет ни у одного студента и учащегося.
По результатам проведения исследования мотивации к достижению успеха, мы получили следующие результаты:
Таблица 3
Результаты исследования по методике «Мотивация к достижению успеха» (тест Элерса)
№ |
мотивация к успеху у студентов |
мотивация к успеху у старшеклассников |
1 |
12 |
10 |
2 |
12 |
17 |
3 |
23 |
19 |
4 |
11 |
19 |
5 |
12 |
20 |
6 |
13 |
17 |
7 |
12 |
17 |
8 |
18 |
18 |
9 |
11 |
14 |
10 |
16 |
13 |
11 |
17 |
13 |
12 |
19 |
15 |
13 |
17 |
10 |
14 |
20 |
14 |
15 |
20 |
15 |
16 |
19 |
13 |
17 |
17 |
17 |
18 |
17 |
20 |
19 |
23 |
|
20 |
26 |
Из таблицы 3 мы видим, что от 1 до 10 балла у студентов не выявлено и у 2 учащихся (11%), низкая мотивация к успеху, от 11 до 16 у 8 студентов (40%) и 7 учащихся (39%) - средний уровень мотивации к успеху, от 17 до 20 у 9 студентов (45%) и у 9 учащихся (50%) - умеренно высокая мотивация к успеху, свыше 20 у 3 студентов (15%) слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Диаграмма 1
Степень выраженности мотива к достижению успеха у студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ изучалась с помощью методики «Мотивация достижения успеха Т. Элерса». В ходе исследования с помощью этой методики были получены следующие результаты: было выявлено, что у 45% студентов и 50% учащихся умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха, 40% студентов и 39% учащихся имеется средний уровень мотивации достижения успеха, 15% студентов имеют слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха (учащихся с таким уровнем не выявлено) и 11% учащихся имеют низкий уровень мотивации к достижению успеха (студентов с низким уровнем не выявлено.
Диаграмма 2
Степень выраженности мотива к избеганию неудач у студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ изучалась с помощью методики «Мотивация избегания неудач Т. Элерса». В ходе исследования с помощью этой методики были получены следующие результаты: у 25% студентов и 56% учащихся, т.е. у большинства средний уровень избегания неудач, у 40% студентов и 39% учащихся низкий уровень избегания неудач, у 35% студентов и 5% учащихся высокий уровень избегания неудач.
Диаграмма 3
Степень выраженности готовности к риску у студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ изучалась с помощью методики «Методика готовности к риску». В ходе исследования с помощью этой методики были получены следующие результаты: у 55% студентов и у 94% учащихся было выявлено среднее значение готовности к риску, у 45% студентов высокий уровень готовности к риску, 6% учащихся слишком осторожны.
Мы провели корреляционный анализ данных, полученных нами в процессе исследования студентов, по методикам:
1 - "Методика диагностики личности на мотивацию к избегания неудач" (тест Элерса).
2 - «Методику диагностики
личности на мотивацию к
3 - методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
По результатам
1-2: 0,002218***
2-3: -0,0043***
3-1: -0,1353**
Результаты исследования показали, что методики 1-2 невзаимосвязаны, методики 2-3 так же невзаимосвязаны, а методики 3-1 имеют 1% уровень значимости.
Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован
на успех и имеют высокую
В наше время очень остро
стоит проблема мотивации достижения
успеха. Мотив - это одно из главных
понятий, с помощью которого раскрывается
природа человеческих действий, их
сущность. Мотивы формируются в раннем
детстве и значительное влияние
на их формирование имеют школа, класс,
общественная мысль коллектива и
семья. Он выступает важным компонентом
психологической структуры
Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверх ответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
В начале нашего исследования мы ставили гипотезу, что у студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи высокий уровень мотивации достижения успеха, в результате исследования, гипотеза подтвердилась.
Информация о работе Мотивация достижения успеха у старшеклассников и студентов