Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:18, курсовая работа
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. Мотивации и мотивам посвящено большое количество трудов и монографий отечественных и зарубежных авторов. Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, очень мало внимания уделяется анализу причин расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Мотив как сложное интегральное психологическое образование……………6
1.1. Характеристика, структура и функции мотива…………………………….6
1.2. Мотивационные свойства и мотивационная сфера личности……………10
2. Дошкольный возраст как один из важнейших периодов развития
личности ребенка………………………………………………………………..14
2.1. Игра как ведущая деятельность…………………………………………….14
2.2. Развитие психических функций ……………………………………………18
3. Особенности содержания и развития мотивов поведения ………………….21
ребенка в дошкольном возрасте
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………………….28
Наконец, К.Обуховский говорит о защитной функции мотива и о защитных мотивах, в которых истинная цель подменяется «официальной версией», необходимой для сохранения требуемого решения, для создания видимости рациональной деятельности [18].
Таким образом, выделяют динамические (силу и устойчивость) характеристики мотива, которые иначе называют энергетическими, и содержательные характеристики (полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора принятого решения; направленность мотива – личностная или общественная; ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение каких потребностей – биологических или социальных – они направлены, с какой деятельностью – игровой, учебной, трудовой, спортивной - связаны).
Чаще всего свойствами личности становятся закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов поведения и деятельности. Эти способы формирования мотивов разделяют на экстернальные и интернальные. Первые характеризуются податливостью человека к воздействиям извне, вторые – противодействием этим воздействиям и формированием мотива исходя из собственных побуждений.
К мотивационным свойствам личности, связанным с экстернальностью, относятся:
К мотивационным свойствам
Можно выделить также мотивационные свойства личности, связанные с особенностями принятия решения, работой «внутреннего фильтра»:
Свойства личности могут определяться силой мотивов, их устойчивостью.
Таким образом, между мотивацией и свойствами личности имеется обоюдосторонняя связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.
Однако одни из черт имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие более инструментальное. К первым можно отнести такие особенности личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избеганию неудачи, мотив аффилиации или мотив отвергания, агрессивность, альтруиз, эгоизм.
В психологических работах
часто можно встретить понятие
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Кроме того, мотивационную сферу как подструктуру личности – по В.И.Ковалеву – составляют не столько актуальные потребности и актуальные мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования (направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания), которые он и многие другие авторы называют потенциальными мотивами [21]. Следовательно, мотивационная сфера личности сама является латентным образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования проявляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.
Широту мотивационной сферы нельзя путать с широтой мотивационного поля, которое участвует в образовании актуального мотива.
Гибкость мотивационной сферы характеризуется, по Р.С.Немову [28], разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. То есть речь идет фактически о замещении одной цели другой.
Иерархизированность мотивационной сферы – это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие – подчиненное, второстепенное; одни используются чаще, другие – реже.
Таким образом, можно считать, что целенаправленное формирование мотивационной сферы личности – это, по существу, формирование самой личности, т.е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов и привычек.
Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка, когда стремительно расширяются условия жизни, рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно ему недоступно. Кроме того, не менее сильно ребенок стремится к самостоятельности, из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Ролевая игра или, как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте, является его новообразованием. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, водителя – и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.
Как известно, игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослыми, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно и раньше он действовал как взрослый, но не замечал этого. в дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.
Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Около 3 лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослым и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заменителей других.
Итак, на границе раннего и дошкольного детства первые виды детских игр - режиссерская игра и образно-ролевая игра. Обязательным условием такой игры является яркое, интенсивное переживание. Эти игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы в середине дошкольного возраста, позже из нее выделяются игры с правилами. Возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных, - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры: обычно здесь проявляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш.
Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление ее отдельных компонентов и уровни развития, характерные для дошкольного возраста.
В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки, предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте. Игра в это время, в основном, состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами.
Сюжет – та сфера действительности,
которая отражается в игре. Сначала
ребенок ограничен рамками
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются 2 основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также в процессе самой игры.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.
В игре развивается мотивационно-
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций – но уже на следующем возрастном этапе.
В дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения. Развивается звуковая сторона речи. Дети начинают осознавать особенности своего произношения, позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.