Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать мотивации учения и достижения старших школьников.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:
• изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
• выявить особенности мотивации учебной деятельности старшеклассников;
• теоретически обосновать формирование мотивации учебной деятельности у старших школьников;
• подобрать диагностические методы, адекватные цели исследования, провести анализ результатов констатирующего эксперимента;
• разработать программу развития мотивации учебной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Мотивация учебной деятельности и достижений старших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Проблема мотивация учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.2. Особенности и теоретическое обоснование формирования мотивации учебной деятельности у старших школьников. 19
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации старших школьников 27
2.1. Этапы исследования. Характеристика выборки 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента. Статистическая обработка результатов 29
2.3.Рекомендации 33
Заключение 36
Литература. 38
Приложение 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 209.50 Кб (Скачать файл)

27. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн - М., 1976.

28. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего / К. Фопель - М., 2000.

29. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. - Т. 1 / Под ред. Б.М. Величковского - М., 1986. -  408 с.

30. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. - Т.2. / Х. Хекхаузен - М.: Педагогика, 1986.

31. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен - СПб: Речь, 2001. - 240 с.

32. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей - М., 2000.

33. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон - М., 1969.

34. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества / М.Г. Ярошевский // Проблемы научного творчества в современной психологии. - М., 1971, С. 204-224.

 

Приложение

Лукьянова М.И. «Методика изучения мотивации обучения у  старшеклассников»

   Обучающимся предлагается внимательно прочитать каждое предложение и варианты ответов к нему. Подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с мнением обучающихся.

    1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…
      • Дальнейшей жизни
      • Поступления в ВУЗ, продолжения образования
      • Саморазвития, самосовершенствования
      • Будущей профессии
      • Обретения места в обществе
      • Создание карьеры
      • Получение стартовой квалификации и устройства на работу
    1. Я бы не учился, если бы…
      • Не было школы
      • Не было бы необходимости в этом
      • Не необходимость поступления в ВУЗ и моя будущая жизнь
      • Не чувствовал, что это необходимо
      • Не думал о том, что будет дальше
      • Обучение в школе и знания необходимы мне для…
    1. Не нравится, когда меня хвалят за…
      • Знания
      • Успехи в учёбе
      • Хорошую успеваемость
      • Способности и ум
      • Трудолюбие и работоспособность
      • Хорошие отметки
    1. Мне кажется, что цель моей жизни…
      • Получить образование
      • Создать семью
      • Сделать карьеру
      • В развитии и совершенствовании
      • Быть счастливым
      • Быть полезным
      • Принять достойное участие в эволюционном процессе
      • Пока не определена
    1. Моя цель на уроке…
      • Получение информации
      • Получение знаний
      • Попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала
      • Выбрать для себя необходимое знание
      • Внимательно слушать учителя
      • Получить хорошую отметку
      • Пообщаться с друзьями
    1. При планировании своей работы я…
    • Обдумываю её, вникаю в смысл
    • Сначала отдыхаю
    • Стараюсь выполнить всё аккуратно
    • Выполняю сначала наиболее сложную её часть
    • Стараюсь выполнить её быстрей
    1. Самое интересное на уроке – это…
      • Обсуждение интересного вопроса
      • Малоизвестные факты
      • Практика, выполнение заданий
      • Интересное сообщение учителя
      • Диалог, обсуждение , дискуссия
      • Получить отличную отметку
      • Пообщаться с друзьями
    1. Я изучаю материал добросовестно, если…
      • Он мне очень интересен
      • Он мне необходим
      • Мне нужна хорошая отметка
      • Без всяких усилий, потому что делаю это всегда
      • Меня заставляют
      • У меня хорошее настроение
    1. Мне нравиться делать уроки, когда
      • Их мало и они не сложные
      • Когда я знаю, как их делать и у меня всё получается
      • Это мне потребуется
      • Это требует усердия
      • Я отдохну после школы и дополнительных занятий
      • У меня хорошее настроение
      • Материал или задание мне интересны
      • Всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний
    1. Учиться лучше меня побуждает..
      • Мысли о будущем
      • Конкуренция и мысли о получении аттестата
      • Совесть, чувство долга
      • Стремление получить высшее образование
      • Ответственность
      • Родители или учителя
    1. Я более активно работаю на уроке если…
      • Ожидаю одобрения окружающих
      • Мне интересна выполняемая работа
      • Мне нужна хорошая отметка
      • Хочу больше узнать
      • Хочу, чтоб на меня обратили внимание
      • Изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем
    1. Хорошие отметки – это результат…
      • Моего напряжённого труда
      • Труда учителя
      • Подготовленности и понимания мной темы
      • Моего везения
      • Моего добросовестного отношения к учёбе
      • Моего таланта или способностей
    1. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит…
      • Настроения и самочувствия
      • Понимания мной учебного материала
      • Моего везения
      • Активной подготовки, прилагаемых усилий
      • Заинтересованности в хороших отметках
      • Внимание к речи учителя
    1. Я буду активным на уроке, если..
      • Хорошо знаю тему или понимаю учебный материал
      • Смогу справиться с предлагаемыми заданиями
      • Считаю нужным всегда так поступать
      • Меня не будут ругать за ошибки
      • Твёрдо уверен в своих знаниях
      • Мне иногда так хочется
    1. Если учебный материал мне не понятен…
      • Ничего не предпринимаю
      • Прибегаю к помощи товарищей
      • Мирюсь с ситуацией
      • Стараюсь разобраться во что бы то ни стало
      • Надеюсь, что разберусь потом
      • Вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке
    1. Сделав ошибку при выполнении заданий я..
      • Выполняю его повторно, исправляя ошибки
      • Теряюсь
      • Прошу помощи у товарищей
      • Нервничаю
      • Продолжаю думать над ним
      • Отказываюсь от его выполнения
    1. Если я не знаю , как выполнить учебное задание, то я…
      • Обращаюсь за помощью к товарищам
      • Отказываюсь от его выполнения
      • Думаю и рассуждаю
      • Списываю у товарища
      • Обращаюсь к учебнику
      • Огорчаюсь
    1. Мне не нравиться выполнять учебные задания, если они…
      • Требуют большого умственного напряжения
      • Не требуют усилий
      • Требуют зубрёжки и необходимость действовать по шаблону
      • Не требуют сообразительности
      • Сложные и большие
      • Однообразные и не требуют логического мышления

Предложения 1,2,3, входящие в содержательный блок 1 методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.

Предложения4,5,6 входят в содержательный блок 2 методики и характеризуют другой показатель мотивации – способность к целеполаганию.

Содержательный блок 3 анкеты (предложения7,8,9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладат определённым количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.

Внешний мотив – 0 баллов

Игровой мотив – 1 балл

Получение отметки – 2 балла

Позиционный мотив – 3 балла

Социальный мотив -4 балла

Учебный мотив – 5 баллов

Ключ  для 1,2,3 показателей мотивации

№ предложений и баллы им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

5

5

4

3

3

3

-

I

2

0

4

4

5

4

-

-

-

3

5

2

3

3

5

2

-

-

4

5

4

3

5

3

4

4

0

II

5

3

5

5

3

0

2

1

-

6

5

1

0

3

3

-

-

-

7

3

3

5

0

5

2

1

-

III

8

3

3

2

5

0

1

-

-

9

0

3

3

5

3

1

3

5


 

 

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели 1,2,3 мотивации по сумме баллов выявляют игровой мотив. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (1,2,3) и итоговый уровень мотивации старших школьников .

Оценочная таблица

 

 

 

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

 

I

 

II

 

III

1

26-29

24-28

24-28

72-85

2

21-25

18-23

28-23

55-71

3

18-20

12-17

24-27

42-54

4

15-17

8-11

9-23

30-41

5

До 14

До 7

До 8

До 29


 

  1. Очень высокий уровень мотивации
  2. Высокий уровень мотивации
  3. Средний уровень мотивации
  4. Сниженный уровень мотивации
  5. Низкий уровень мотивации

Выявление ведущих мотивов  у старшеклассников

 

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

1

П

П

В

2

П

П

П

3

У

О

П

4

В

У

У

5

У

В

П

6

О

И

И

7

И

-

П

8

-

-

У


 

У - учебный мотив (ориентация на получение знаний);

С – социальный мотив (главная цель мотива – коммуникативная);

П. – позиционный мотив (желание занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (не быть хуже других));

О – оценочный мотив (главная цель – получение оценок);

И – игровой мотив;

В – внешний мотив (привлекают внешние атрибуты школьника, учащийся понимает, что в школу ходить надо).

 


Информация о работе Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников