Мотив и мотивация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:59, реферат

Краткое описание

Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Обе части воспитательного  воздействия могут связываться  достаточно гибкимобразом. Основой для их связи служат объективные причинно-следственные отношения. Объясняются отдаленные, скрытые и, как предполагается, не осознаваемые или недостаточно осознаваемые последствия отношений и поступков, их влияние на жизнь других людей, их политическое, экономическое правовое значение и т.п. Случается, что причинные отношения, используемые в воспитательном процессе, не строго соответствуют объективным. Когда речь идет о будущем, особенно отдаленном, предсказывать последствия поступков воспитываемого лица можно лишь с известной долей вероятности. Этот момент в воспитании далеко не всегда оговаривается, а возможные последствия преподносятся как неизбежные (“такой тебя никто замуж не возьмет”). Предполагается, что исключительная важность целей делает человека более уступчивым к воспитательным воздействиям.

Главное в воспитании – это убедить лицо, которому оно адресовано, что нечто значимое для него в мире изменится или не изменится в зависимости от его отношений и поступков. Истинность и искренность использованных для этого средств остается целиком на совести воспитателя.

В некоторых мотивационно-воспитательных воздействиях их цель и основание произвольно связывается воспитывающим лицом. Это имеет место в предупреждении о том, что непринятие высказанных требований повлечет за собой изменение его отношения к воспитуемому. Обобщенная формула таких воздействий имеет вид “если..., то я...” с дальнейшим указанием аргумента: куплю велосипед, перестану здороваться, применю административную власть и т.п. При помощи такой формулы могут быть связаны самые различные предписания и аргументы, а возможность ее применения находится в прямой зависимости от авторитета воспитателя.

Важнейшая особенность  аргументов, используемых в практике воспитания, состоит в том, что  все они предполагают мотивационное значение для воспитываемого лица. Что ни выбиралось бы в качестве основания воздействия, как оно ни аргументировалось бы – всегда за выбором лежит ожидание, что основание уже значимовоспитуемому, является для него желательным или нежелательным, привлекательным или отталкивающим. Именно это предполагаемое мотивационное значение воспитатель пытается переключить на новый предмет, подыскивая и разъясняя надлежащие причинно-следственные и другие связи. Этот способ развития собственно человеческой мотивации будем называть мотивационным опосредствованием.

Но такое представление  о развитии мотивационных отношений  означает, что никакая логика, разъяснения, убеждения, интеллектуальные воздействия  на человека сами по себе новой мотивации  не создают, а служат лишь для переключения, перераспределения уже существующих эмоционально-мотивационных отношений.

Простыми и показательными являются рекламные воздействия, которые  с полным правом могут быть названы  мотивационными: желаете сберечь  время, создать комфортную обстановку, быть здоровыми, красивыми – пользуйтесь  данными товарами или услугами. Аргументирующая  часть рекламных воздействий, эффективность  которых испытывается ежедневной практикой, их общий эстетический фон и форма  также обращены на существующие мотивационные  отношения человека и пытаются переключить  их на новое содержание.

Один из вариантов  мотивационного опосредствования представлен в концепции А.Н.Леонтьева феноменом “сдвига мотива на цель”. Другие варианты этого процесса можно обозначить как сдвиг мотива на условие, средство, сигнал, символ и другие структурные элементы деятельности. Подобные “сдвиги” иногда рефлексируются в литературе по психологии воспитания. “Опираясь на имеющийся мотив, ставят в зависимость от него тот новый мотив деятельности, который нужно сформировать, т.е. сближают, соединяют эти мотивы, создавая их единыйсплав до тех пор, пока не возникнет органически новый мотив”, – пишет Крутова (1969, с. 19).

Таким образом, различная  практика воспитания дает примеры того, что формирование новых мотивационных  отношений происходит, в частности, вследствие попыток связать явления, к которым эти отношения вырабатываются, с другими явлениями, такое отношение  уже вызывающими, т.е. путем мотивационного опосредствования.

Список использованной литературы

1. Асанова И.И. Отношение студентов  к образованию как общественной  ценности. // Социология образования.  Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической  конференции. - Л, 1990. -Т. 1.-С. 23-24., с. 24

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения  и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.-158 с., с. 23

3 Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с., с. 53

4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.-464 с., с. 441

5 . Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 285 с., с. 37

6. Горбачёва А.В. Профессиональные  и слысложизненные ориентации студентов технических вузов в процессе профессионального становления. - Самара, 2002. - 173 с., с. 19

7. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы психологии личности. - М. «Наука», 1974.-143 с., с. 148

8. Додонов Б. И. Эмоция как  ценность. М., Политиздат, 1978. 272 с.

9.   Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М., 1986. - 221 с., с.75

10.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 508 с., с. 182

11.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на/Д.: Феникс, 1996. - 509 с., с. 39

12.   Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 376 с., с. 37-39

13.   Корнилов К.Н., Смирнов А.А., Теплов Б.М. Психология. - Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 1948. - 456 с., с. 320

14.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с., с. 189

15.   Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-329 с.-Т. 2.-320 с., с. 14

16.   Манукян С.П." Стимулы, мотивы и цели субъектов целепорождающего обучения.- "Зангак-97".,2005., 359с.

18.   Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Просвещение, 1996. - 308 с., с. 59

19.   Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 512 с., с. 465

20.   Петровский А.В., Ярошевский М.Г.Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с., с. 185

21.   Реан А.А., Бордовская. Н.В. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с. - (Серия "Учебник нового века")

22.   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")

23.   Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности. // Психологический журнал, 1984. -№4. — С. 65-73., с. 73

24.   Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998.-800 с., с. 311

25.   Смирнов А.Г. Социальный статус и характер производственной деятельности специалистов как мотивы жизнедеятельности студентов. // Мотивация жизнедеятельности студента. - Каунас, 1971. - С. 471-476., с. 476

26.   Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. - М.: Смысл, 2002. -246 с.


Информация о работе Мотив и мотивация