Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:14, реферат
Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико - этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества.
Введение
Платон. Гармония сфер, гармония мира
2. Пифагор и учение об эвритмии
3. Катарсис и учение о мимесисе Аристотеля
4. Идеи Квинтиллиана о воспитании через музыку
5. Конфуций. Ритуал – музыка – человеколюбие
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра педагогики и психологии
Контрольная работа по дисциплине «Музыкальная педагогика и психология» на тему: «Музыкально-психологические учения античности: Конфуций, Пифагор, Платон, Аристотель, Квинтиллиан»
Выполнила
Самара 2013
Содержание:
Введение
2. Пифагор и учение об эвритмии
3. Катарсис и учение о мимесисе Аристотеля
4. Идеи Квинтиллиана о воспитании через музыку
5. Конфуций. Ритуал – музыка – человеколюбие
Заключение
Введение
Музыка — это моральный
закон. Она дает душу
вселенной, крылья уму,
полет воображению; музыка
придает очарование всему
бытию.
Платон
Древние греки первые в истории
создали теорию воспитания, построенную
на принципах гармонии и всесторонности.
Эти принципы развивали в политико - этических
трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной
системы образования в Афинах были направлены
на гармоническое и всестороннее развитие
духовных и телесных сил юношества. Гармонически
и всесторонне развитый человек – центральная
тема древнегреческого искусства: в статуях
богов и героев запечатлели художники
“канон” идеального человеческого тела;
афинская драма представила цельные могучие
характеры, сочетающие высокий интеллект
и нравственную чистоту, мужество, гуманность
и непреклонную силу воли. “Отец комедии”
Аристофан, характеризуя лучших людей
государства, указывает, что они “воспитаны
в палестрах, в хорах и в музыке”, и считает,
что во главе народа должны стоять граждане
музыкально образованные, мусические.
Мусическому (музыкальном – поэтическому)
образованию греки придавали первостепенное
значение потому, что музыкальный ритм
и гармония, как они полагали, приучали
к упорядоченности в движениях, мыслях,
в эмоциях и в деятельности.
Так в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На основе этой системы был создан пентатонический звукоряд, ступени которого связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и т. д. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой звуковых высот. Китайцы были убеждены, что её нарушение могло иметь катастрофические космологические и социально-политические последствия.
Платон. Гармония сфер, гармония мира
Гармо́ния сфер, гармония мира, мировая музыка (лат. musica mundana) — античное и средневековое учение о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической философских традиций. Суть гармонии сфер в изложении Аристотеля, ученика Платона следующая: «Движение [светил] рождает гармонию , поскольку возникающие при этом [движении] звуки благозвучны <...> скорости [светил], рассчитанные в зависимости от расстояний [между ними], выражаются числовыми отношениями консонансов. Платон ровно нигде не является музыкальным теоретиком в подлинном смысле слова. Не разъяснив как следует, в чем заключается тот или иной лад, он уже с самого начала стремится делать самые широкие морально-воспитательные и космологические выводы. Он разрабатывал морально – этическую концепцию воздействия музыки на все сферы жизни человека. По его мнению, мощь и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. В своем проекте идеального государства Платон, стремясь воспитать в гражданах суровую простоту и мужество, требует самого жесткого контроля над музыкой. Он совершенно исключает такие лады, которые способствуют, по его мнению, изнеженности и чувственности, и разрешает в своем государстве употребление только двух ладов: того, “который надлежащим образом воспроизводит звуки и ударения человека мужественного в военном и всяком
ратном деле”, и того, который может быть использован в мирное время. Он настраивает человека действовать при всех обстоятельствах мудро и умеренно. Сначала он говорит об исключении из музыкальной жизни общества "жалобных" ладов, куда Платон причисляет миксолидийский, высокий лидийский и родственные им лады. Он ни слова не говорит о формальной структуре этих ладов, но сразу утверждает, что "эти лады подлежат изъятию... Они негодны даже для женщин, которые Должны быть благоразумны, не говоря уже о мужчинах". Далее, речь идет об ионийском и лидийском ладах, которые трактуются как "расслабляющие", как подходящие больше для пьяниц и застольных песен. Особенно эти лады недопустимы для воинов построяемого Платоном идеального государства. Лишь два лада являются для него единственно приемлемыми. Первый лад – это дорийский. Платон дает ему самую высокую оценку. Дорийский лад "воспроизводит звуки и ударения человека мужественного в военном и всяком ратном деле, который в несчастиях, при ранениях, в ожидании смерти и случаях другой какой опасности, при всех этих обстоятельствах – в боевом порядке и упорно борется за свою судьбу". Следовательно, это – лад благородного и самоотверженного мужества. Другой лад, допускаемый Платоном, он называет фригийским. Характеристика его тоже и оригинальна и удивительна. Это есть лад "человека, находящегося в мире, в невынужденном, но свободном состоянии, когда он либо убеждает кого-либо, просит – бога ли мольбой, человека ли вразумлением и увещанием, или, наоборот, – сам выслушивает просящего, поучающего или переубеждающего, благодаря чему тот поступает со смыслом; при этом действующего во всех этих обстоятельствах не высокомерно, но мудро и умеренно, и удовлетворяющегося исходом". Следовательно, фригийский лад, как его понимает Платон, выражает собою мирную и свободную жизнь человека, когда люди находятся между собою в разумном, спокойном, проникновенном и бесконечнотерпеливом взаимоотношении. С не меньшей скрупулезностью отбирает Платон и музыкальные инструменты, допуская употребление в городе только лиры и кифары, а в деревне свирели. Он отвергает многострунные инструменты вроде пектиды или тригона. Ударные инструменты тоже все исключаются.
Исключается даже флейта. Для этого приводится и мотивировка: флейта принадлежит сатиру Марсию, отличающемуся оргиастическим поведением.
Его музыкальное кредо можно представить в виде широко известного современному человеку афоризма: ты – то, что ты ешь… "Главнейшая пища не заключается ли в музыке, так как ритм и гармония особенно внедряются в душу, весьма сильно трогают ее и делают благопристойною, если кто питается правильно, а когда нет, – выходит противное? Притом воспитанный этим по надлежащему живо чувствует, как скоро что упущено, или неловко отделано, или нехорошо произведено. Будучи расположен к справедливому исследованию, он хвалит прекрасное, с радостью принимает его в душу и, питаясь им, становится честным и добрым человеком, а постыдное дело порицает и ненавидит от самой юности, прежде чем может дать себе в этом отчет. Когда же потом представляется причина, – с любовью объемлет ее как знакомую, – особенно тот, кто получил подобное воспитание".
Через правильную музыку , по мнению Платона, идет правильное воспитание души человека, а через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Музыка Платона - это очень благонравная и сдержанная музыка, созидающая человека и общество.
Пифагор и учение об эвритмии
Пифагор Самосский. 570—490
гг. до н. э.— древнегреческий философ,
математик и мистик, создатель
религиозно-философской школы
«Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на свидетельстве чувств. Он утверждал, что достоинства ее должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы» - так сказал об отношении Пифагора к музыке Плутарх. Отсюда может показаться , что его труды в области музыки имели лишь теоретический ,прикладной характер, мало чего общего имеющий с психической сферой жизни человека. Однако это не совсем так. Одним из важных понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях – не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Своими корнями понятие эвритмии уходит в далекое прошлое человеческой культуры, а именно, к тайнам древнегреческих храмовых танцев. Танцы жриц были внешним выражением космических законов, своего рода наполненным жизнью символом. Через нахождение верного ритма, которое в этике позже оформилось в таком широко распространенном понятии, как «такт», античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого – жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии.
О содержании, характере и цели своего учения ПЛАТОН в Филебе (17ce) говорит устами СОКРАТА так:
«После того, милейший, как ты узнаешь, каково число интервалов между высокими и низкими звуками, каковы границы этих интервалов, сколько они образуют систем (предшественники наши, открывшие эти системы, завещали нам, своим потомкам, называть их гармониями и прилагать имена ритма и меры к другим таким состояниям, присущим движениям тела, если измерять их числами; они повелели нам, далее, рассматривать таким же образом вообще всякое единство и множество), — после того как ты узнаешь всё это, ты станешь мудрым, а когда постигнешь всякое другое единство, рассматривая его таким же способом, то сделаешься сведущим и относительно него.» Пифагор обещает мудрость человеку от изучения музыки путем числового анализа гармоний и созвучий. Естественно, что такой математический
анализ невозможен без практики игры на музыкальных инструментах. Пифагором, по свидетельству его учеников (своих трудов он не писал, по крайней мере современным исследователям об этом ничего неизвестно), были установлены мелодии и ритмы с помощью которых на души молоды людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных ран, против раздражения, гнева и душевных недугов. Одним из самых известных подвигов Пифагора на музыкальном поприще является усмирение им некоего разъяренного гневом греческого юноши, решившего поджечь дом своей неверной возлюбленной.. Он приказал находившемуся неподалеку флейтисту сыграть мелодию в спондеистском ладу, чем и успокоил клокотавшую страсть страдальца. О том, что все математические изыскания пифагорейской школы в области музыки имели отношение не только к технической сторонне вопроса, но и к идеалистической, можно услышать из уст последователя учения Пифагора, ПОРФИРИЯ в Комментарии к «Гармонике» Птолемея: «Ведь музыка — не только логическое учение, но чувственное и логическое вместе; следовательно, тому, кто по-настоящему ею занимается, необходимо не упускать обе её стороны, ведущими же полагать чувственные явления, поскольку из них должен исходить разум. Геометр может беспрепятственно исследовать теорему, полагая окружность на доске ровной, и не заботиться о доверии к зрению относительно ровного, так как он исходит из логической материи. А музыкант не может должным образом изучить кварту, основываясь не на кварте, поскольку это сначала должно быть согласовано с чувством, а потом уже разум должен быть присоединён к выявленному, так что если это неправильно схвачено чувством, разум тоже окажется в заблуждении относительно истины.»
Все это было поиском истины, частью «спасения явлений» наблюдаемых и переживаемых человеком, от заблуждений разума, чтобы человек мог гармонично существовать в окружающем его мире, и космосе вообще.
Катарсис и учение о мимесисе Аристотеля
К сожалению Аристотель не оставил после себя какого-то цельного учения о музыке. Не составил отдельного трактата посвященного ей. Суждения Аристотеля о музыке разбросаны по разным произведениям , имеют более или менее случайный характер, но это скорее доказывает нам что он мыслил музыку как составляющую часть общества, государства, как достояние социума и средство управления им. По мнению Аристотеля, когда человек страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа обособляется от жизни общества, Когда же в процессе глубокого переживания музыки он очищается от аффекта, его душа поднимается от своей частной единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни. Наступает гармония и с самим собой и с окружающими. Такое понимание принципов нормализации психической жизни впрочем сохраняется и до нашего времени, при наличии самых разнообразных методик, ведущих к нравственному и психическому здоровью.
В «Поэтике» и других трудах Аристотель разработал учение о мимесисе, которое принадлежит искусству вообще, и музыке в частности как виду его. Это теория подражания в искусстве вещам, внешним объектам и явлениям следствием которого должно явиться не пассивное отражение действительности, но улучшение или ухудшение ее. Поэт или художник не выходя за рамки типичных свойств вещи может показать ее более красивой или отвратительной чем она есть. В теории мимесиса была разработана концепция катарсиса согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение человека от болезненных, угнетающих дух аффектов. Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягчённым, звучание других способствует раздражению или возбуждению. Так , Аристотель утверждал, что: дорийский лад – уравновешенное воздействие на психику человека(мужественный и серьёзный). Фригийский лад - неуравновешенный и возбуждающий, лидийский – жалобный и размягчающий.
В целях воспитания добропорядочных
граждан рекомендовалось