Направленность личности и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время. Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

Вложенные файлы: 1 файл

КР ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 34.00 Кб (Скачать файл)

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные  факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как  сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый  промежуток времени.

Например, мотивация деятельности и активность работника зависят  не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые  проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.

Актуально (в некоторый  конкретный промежуток времени) мотивация  достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных  факторов (указаний и установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей).

Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнования) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок  тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного "духа" и т. п.).

Определенный мотив (или  даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем  приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.

Таким образом, мотивация - это  совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают  человека к активности.

Интересы.      

 Потребности испытываются  человеком двояко: с одной стороны,  как своеобразные переживания  действительных нужд, неотложно  требующих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание  потребностей в форме тех или  других представлений. Такое осознание  потребностей явилось условием  формирования интересов как качественно  особых мотивов личности. 
      Интересы — это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. 
       Особенностями интересов являются: 
      •   активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности; 
       •   большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности; 
       •   расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений; 
      •  своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью. 
       Кроме того, интерес характеризуется быстротой возникновения, относительной легкостью поддержания произвольного внимания. Он включает в себя любопытство как начальную стадию своего возникновения, которой присущ лишь общий эмоциональный тон познавательного процесса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания. В процессе своего дальнейшего становления, сохраняя эмоциональные проявления познавательной потребности и обогащаясь их разнообразием, интерес приобретает четкую постоянную направленность на свой объект. Он всегда конкретен, т. е. проявляется к определенным предметам, явлениям, видам деятельности (интерес к машине, к политическому событию, к музыке, спорту и т. п.). 
      Направленность интереса во многом зависит от склонностей и способностей человека. Интересно только то, что ново: старое, давно известное, испытанное (даже в развлечении), если оно не выступает в новом свете, в новых сочетаниях и связях, малоинтересно, быстро надоедает, ведет к пресыщению и нервно-психическому утомлению. Но интерес вызывает не все новое, а только то, что связано с уже известным и имеет хотя бы далекую значимость для какой-либо деятельности человека: то новое в высшей математике, что заинтересует инженера, не вызовет никакого интереса, например, у искусствоведа. Поэтому обязательным условием возникновения интереса являются предварительные знания и практический опыт в определенном виде деятельности. 
     Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. 
       Во-первых, они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др. 
       Во-вторых, интересы различаются по действенности, устойчивости, глубине, силе и т. д. 
      Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.

Идеалы.

    Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Высокий нравственный идеал означает высокий уровень развития личности, характеризует благородство её помыслов, целеустремлённость. Идеал отражает жизнь. Идеальное вызывает переживание удивления, восторга, восхищения, у деятельной личности страстное желание работать над собой, чтобы приблизиться к идеалу.

Различают 2 типа отношения к идеалу:

  1)  созерцательно-восторженное – человек ограничивается восхищением идеальным и самобичеванием, считая идеальное недосягаемым;

  2)  страстно-деятельное – порождает огромную энергию для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал – как план жизни.

В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них  и формируется. Идеалы формируются  под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через  его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.


 

 

 

 

 

 

Литература.

1.Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии: В 2 т.-М.,1989.

2.Бодалев А.А. Психологии  о личности. - М.,1988.

3.Немов Р.С. Психология: В 3кн.-М.,1995.-Кн. 1.

4.Психология формирования  и развития личности. - М.,1981.

5.Общая психология. - М.,1986.

6.Коломинский Я.Л.Психология.-Мн.,1993.

 


Информация о работе Направленность личности и ее структура