Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:05, контрольная работа
Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время. Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:
Мотивы являются относительно
устойчивыми образованиями
Например, мотивация деятельности
и активность работника зависят
не только от интенсивности мотивов
(стабильных личностных образований, которые
проявляются в различных
Актуально (в некоторый конкретный промежуток времени) мотивация достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (указаний и установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей).
Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнования) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного "духа" и т. п.).
Определенный мотив (или
даже совокупность мотивов) однозначно
не определяют мотивацию деятельности.
Необходимо учитывать вклад факторов
конкретной ситуации. Например, чрезмерная
сложность учебной
Таким образом, мотивация - это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности.
Интересы.
Потребности испытываются
человеком двояко: с одной стороны,
как своеобразные переживания
действительных нужд, неотложно
требующих своего
Интересы — это
мотивы личности, выражающие ее специальную
направленность на познание определенных
явлений окружающей жизни и определяющие
вместе с тем ее более или менее постоянную
склонность к определенным видам деятельности.
Особенностями интересов являются:
• активизация не только познавательных
процессов, но и творческих побудительных
усилий человека в различных областях
деятельности;
• большая, чем обычно, конкретизация
целей и операций деятельности;
• расширение и углубление знаний человека
в данной специальной области и развитие
у него соответствующих практических
навыков и умений;
• своеобразное эмоциональное удовлетворение,
побуждающее к длительному занятию соответствующей
деятельностью.
Кроме того, интерес характеризуется быстротой
возникновения, относительной легкостью
поддержания произвольного внимания.
Он включает в себя любопытство как начальную
стадию своего возникновения, которой
присущ лишь общий эмоциональный тон познавательного
процесса при отсутствии четкого избирательного
отношения к объектам познания. В процессе
своего дальнейшего становления, сохраняя
эмоциональные проявления познавательной
потребности и обогащаясь их разнообразием,
интерес приобретает четкую постоянную
направленность на свой объект. Он всегда
конкретен, т. е. проявляется к определенным
предметам, явлениям, видам деятельности
(интерес к машине, к политическому событию,
к музыке, спорту и т. п.).
Направленность интереса во многом зависит
от склонностей и способностей человека.
Интересно только то, что ново: старое,
давно известное, испытанное (даже в развлечении),
если оно не выступает в новом свете, в
новых сочетаниях и связях, малоинтересно,
быстро надоедает, ведет к пресыщению
и нервно-психическому утомлению. Но интерес
вызывает не все новое, а только то, что
связано с уже известным и имеет хотя бы
далекую значимость для какой-либо деятельности
человека: то новое в высшей математике,
что заинтересует инженера, не вызовет
никакого интереса, например, у искусствоведа.
Поэтому обязательным условием возникновения
интереса являются предварительные знания
и практический опыт в определенном виде
деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности,
все виды деятельности, интересы, на которые распространяется
ее познание, могут быть очень разнообразными.
Во-первых, они отличаются по своему содержанию,
относясь к различным областям познания
и деятельности: интерес к математике,
химии, истории, литературе; интересы технические,
конструкторские, научные, спортивные,
музыкальные, общественные (к жизни общества)
и др.
Во-вторых, интересы различаются по действенности,
устойчивости, глубине, силе и т. д.
Интересы должны направленно формироваться.
Прежде всего для этого необходимо показывать
значимость получаемой информации от
объекта интереса для познания самого
объекта и получения знаний, важных и необходимых
в деятельности личности.
Идеалы.
Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Высокий нравственный идеал означает высокий уровень развития личности, характеризует благородство её помыслов, целеустремлённость. Идеал отражает жизнь. Идеальное вызывает переживание удивления, восторга, восхищения, у деятельной личности страстное желание работать над собой, чтобы приблизиться к идеалу. Различают 2 типа отношения к идеалу: 1) созерцательно-восторженное – человек ограничивается восхищением идеальным и самобичеванием, считая идеальное недосягаемым; 2) страстно-деятельное – порождает огромную энергию для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал – как план жизни. В идеалах человека ярко
проявляется его общая |
Литература.
1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.-М.,1989.
2.Бодалев А.А. Психологии о личности. - М.,1988.
3.Немов Р.С. Психология: В 3кн.-М.,1995.-Кн. 1.
4.Психология формирования и развития личности. - М.,1981.
5.Общая психология. - М.,1986.
6.Коломинский Я.Л.Психология.-