Научная и житейская психологоия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:40, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ влияния житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов. Задачи работы:
1. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Ю.Б. Гиппенрейтер.
2. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов А.В. Чистякова (Владимирского).
3. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Петухова В.В и Столина В.В.
4. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов У.Джеймсона.
5. Составить заключение по рассмотренному материалу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие научной и житейской психологии......………………………..5
Глава 2. Взаимоотношение и различие между научной и житейской психологией..........................................................................……………...…..…..9
Глава 3. Влияние житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов.................................................13
Заключение………………………………….………………………………........15
Список литературы………………..……………………………………….…….16

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_referat.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Понятие научной и житейской психологии......………………………..5

Глава 2. Взаимоотношение и различие между научной и житейской психологией..........................................................................……………...…..…..9

Глава 3. Влияние житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов.................................................13

Заключение………………………………….………………………………........15

Список литературы………………..……………………………………….…….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении веков человек является предметом  изучения многих поколений ученых. Человечество познает собственную  историю, происхождение, биологическую  природу, языки и обычаи, и в  этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся.

Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений  с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейская психология находит свое воплощение в народных обрядах, традициях, поверьях, в устном народном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках, притчах, песнях и т.п. Само существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Этот вопрос, помимо академического интереса, имеет и практический смысл. Объективно наша жизнь пронизана психологическими связями и отношениями. Если существует в специфических формах житейская психология, и мы являемся ее живыми носителями, то вполне возможно допустить, что психологами мы становимся, усваивая психологические уроки обыденной жизни. 

Знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, конкретное психологическое знание проявляется в действиях и поступках. В последующем они начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке.

Актуальность  данного исследования состоит в важности влияния житейской психологии на научную психологию, в возможности заинтересовать людей в научной психологии, путем их житейских знаний.

Объектом работы является житейская и научная психология.

Предметом исследования является факторы влияния житейской психологии на научную психологию.

Целью данной работы является анализ влияния житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Ю.Б. Гиппенрейтер.

2. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов А.В. Чистякова (Владимирского).

3. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Петухова В.В и Столина В.В.

4. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов У.Джеймсона.

5. Составить заключение по рассмотренному материалу.

Методы исследования. В представленной работе были использованы общенаучные методы анализа и обобщения результатов теоретических и эмпирических исследований, опросные методы.

Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие научной и житейской психологии

Любая наука  имеет в качестве своей основы некий житейский и эмпирический опыт людей. Житейские и научные психологические знания существуют неотрывно друг от друга. Чтобы понять и в дальнейшем проанализировать влияние этих знаний на развитие личности ребенка, необходимо, прежде всего, дать определение каждому из этих терминов.

Так, одним из определений по Гиппенрейтер Ю.Б., житейская и научная психология определяется как:

Житейская психология – это психология человека как индивидуального существа, взаимодействующего с миром. Другими словами, это психология взаимодействия человека с миром и прежде всего человека с человеком.1

Научная психология – система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечение преемственности своих результатов.2

Знания житейской  психологии приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало обобщены и ситуативны. Зачастую они выражаются образно, метафорически. Знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни. Как правило, они выражены в понятиях. Понятие указывает на существенные и постоянные свойства человеческой психологии.

Житейские и  научные психологические знания имеют различные способы их получения. Житейские знания о психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения.

Научная психология для получения новых знаний и  их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты, интерпретацию  рисунков и т.д.3

По мнению Петухова В.В. и Столина В.В., житейская психология и научная психология это:

«Психологическое знание в широком смысле (представления о душевных качествах и принципах поведения людей) не является прерогативой науки. Психологическое знание буквально разлито в художественном творчестве, социальных практиках и быту человека. В культуре одновременно присутствуют три формы психологического знания: научное, житейское и художественное.

Житейское (обыденное) знание о психике приобретается  отдельным человеком и обществом в целом стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Оно материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок и расхожих представлений «народной мудрости». Житейское знание носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво. Практически для каждой поговорки можно найти противоположную по значению («Семь раз отмерь — один раз отрежь» — «Куй железо, пока горячо»; «Ум хорошо, а два — лучше» — «У семи нянек дитя без глаза»). Причина данного явления лежит в том, что житейское знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинно-следственные связи и обобщения очевидных фактов (например, «Где коготок увяз, там и всей птичке пропасть»), которые не могут отражать все многообразие, всю сложность реальных психологических закономерностей. Житейские знания передаются «из уст в уста», они не систематизированы и, как правило, не имеют вербализованной логической аргументации».4

 

«Научное знание, в отличие от житейского, возникает в результате применения научных методов познания, охватывает и объясняет как явные распространенные факты и явления, так и практически не наблюдаемые в обыденной жизни ситуации, движется по пути устранения внутренних противоречий, стремится быть отраженным в системе четких однозначно понимаемых сообществом ученых понятий, передается через социально нормированные технологии (например, профессиональное обучение, конференции, научные журналы и т.д.). На определенном витке своего развития научное психологическое знание «возвращается в свою колыбель», т.е. входит в культуру и массовое сознание (например, понятия сублимации, комплекса неполноценности, стресса). Правда, при этом происходят неизбежное искажение и преображение научного знания в ненаучное. Недаром Фрейд заявлял, что он создал не только новую науку о психике, но и жизненную философию, культуру, этику».5

Американским психологом и философом У.Джемсом широко представлен материал житейского (в том числе авторского) психологического опыта, а также общие модели его научного понимания, актуальные до сих пор.

Обширный опыт житейской психологии сохраняется  и существует в соответствии с  теми видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию. Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка.6

Пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии весьма различны, а потому нуждаются в их отдельном рассмотрении.

Рассмотрев  все определения, в качестве рабочего мы используем определение житейской и научной психологии данное Ю.Б. Гиппенрейтер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Взаимоотношение и различие между научной и житейской психологией

По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер существует пять отличий:7

«Первое отличие. Житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам... Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится  к обобщениям. Для этого она  использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

Второе  отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно “вить веревки”, а из кого нельзя.

В отличие от этого научные  психологические знания рациональны  и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых  гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.8

Третье  отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому “набивать шишки” для приобретения этого опыта.

Четвертое различие состоит в методах получения зданий в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь  не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его  явление, а вызывает это явление  сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями.»9

Ю. Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитивен и не систематичен.

Ситуативность и метафоричность житейского знания хорошо иллюстрируется примерами поговорок, крылатых фраз. Дело в том, что на каждую пословицу можно подобрать  альтернативу, что объясняется не истинностью-ошибочностью самих этих распространенных утверждений, а их ситуационным контекстом.

Информация о работе Научная и житейская психологоия