Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:10, реферат
Психологические аспекты личностного развития неразрывно связаны с социальным окружением субъекта, которое, представляя собой этакий коллективный разум, вступает во взаимодействие с формирующими его субъединицами и предстает в образе некоего скульптора высшего порядка. А материалом и одновременно инструментом в его творческой мастерской являемся мы с вами…
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Научная психология………………………………………………………..5
2. Зарождение научной психологии…………………………………………8
3. Практическая психология………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………16
Воздействие общества на личность может реализовываться на макро- и микроуровнях. Под макроуровнем подразумевается социальная среда в самом широком понимании этого слова, начиная от государства и заканчивая всей мировой общественной системой. В свою очередь, микроуровень — это социальная среда «на уровне вытянутой руки», т.е. семья, друзья, соседи, коллеги по работе и т.д. При этом личность может являться не только объектом для воздействия социума, но и субъектом деятельности. Не надо скромничать, изначально отводя себе пассивную роль: каждый из нас самым непосредственным образом воздействует на других людей, взаимодействуя с ними на почве труда, обучения и досуга и влияя тем самым на микросреду. Выбирая же того или иного кандидата в ходе разноуровневых электоральных процедур, принимая участие в митингах, демонстрациях и тому подобных общественных акциях личность может выступать в роли субъекта, преобразовывающего макросреду. А если копнуть еще глубже, то можно с полным на то основанием представить личность как действующую силу исторического процесса, т.к. каждый из нас выступает в нем как непосредственный участник.
При рассмотрении вопроса формирования личности, необходимо отметить, что человек не может существовать вне социальных рамок. В ходе взаимодействия человека с социальным окружением генерируется целый ряд психосоциальных явлений, влияющих на формирование личности. Резюме: формирование человека как личности протекает в конкретных исторических и социоэкономических условиях.
Степень включения личности в общественную жизнь (иными словами — социализации личности) может различаться в зависимости от возраста человека. Всего принято выделять пять стадий социализации: первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия социализации, стадия послетрудовой деятельности.
Первичная социализация — это приспособление к социальному окружению, которое длится с момента рождения до пубертатного периода. Характерной чертой данной стадии является активное использование детьми такого помогающего им в адаптации приема как подражание. Красноречивый пример — детские игры в этом возрасте, которые все так или иначе связаны с подражанием взрослым.
Стадия индивидуализации характеризуется отчетливым стремлением выделяться, выбиваться из общего ряда. В этот период подросток старается всяческими способами обозначить свое «Я», «бунтует» против мира, нигилистичен и категоричен в суждениях. Тем не менее, присутствующее на этом этапе стремление к самоопределению еще недостаточно осознано, мировоззрение и характер неустойчивы.
Стадия интеграции — это, фактически, поиск своего места в системе общественных отношений. Его успешность соответствием основных личностных качеств требованиям общества. При их совпадении интеграция протекает относительно гладко. В противном же случае возможны следующие варианты:
Трудовая стадия социализации — самая протяженная во времени. Она длится весь период трудоспособности, т.е. хронологически совпадает с периодом трудовой деятельности. Характерной чертой этой стадии является двусторонний обмен социальным опытом. Если при первых двух стадиях личность только получала его, то теперь она выступает также и в роли генератора, активно взаимодействуя с окружающими посредством различных форм деятельности.
Стадия послетрудовой деятельности — это своеобразный «осенний марафон» личностного развития, когда на первый план выходит функция передачи накопленного социального опыта следующим поколениям.
Заключение
В каждой социальной культуре существует особый, присущий только ей стиль личностной социализации. Он определяется ожиданиями общества от личности в процессе ее социализации. На каждом этапе развития личности та либо принимается социальным окружением, либо отторгается им.
Вступление в каждый последующий возрастной период социализации является критически важным событием. В этот момент прежние социальные отношения и коммуникативные модели навсегда заменяются новыми, что порой происходит очень болезненно. Наиболее ярко подобные трансформации происходят в детском и юношеском возрасте. Именно с этим связаны такие издержки взросления, как трудновоспитуемость, упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. К слову, пресловутый кризис среднего возраста — это всего лишь повторение уже пройденного, т.к. в детском и юношеском возрасте личность настигают едва ли не более ярко выраженные кризисы, которые могут быть большими и малыми. Большие кризисы связаны с глобальной перестройкой взаимоотношений с социальным окружением. Малые кризисы, в свою очередь, протекают внешне довольно спокойно. Они являются квинтэссенцией известного афоризма «Во многой мудрости много печали», т.к. обусловлены накоплением знаний, умений и навыков, определяющих самостоятельность ребенка или подростка. При этом нельзя так уж бояться слова «кризис». Наряду с внешней отрицательностью, они несут и немало положительного. А уж преобладание того или другого зависит от самого человека, от того, как он преодолевает все невзгоды и насколько быстро и безболезненно находит взаимопонимание с окружающей его средой.
Таким образом, психологические аспекты личностного развития неразрывно связаны с социальным окружением субъекта, которое, представляя собой этакий коллективный разум, вступает во взаимодействие с формирующими его субъединицами и предстает в образе некоего скульптора высшего порядка. А материалом и одновременно инструментом в его творческой мастерской являемся мы с вами…
Список используемой литературы