Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:17, реферат
Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3-5
2. ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория…………………………………………………6-18
1.2 Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе……18-36
3. ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников
2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников……………………………………….37-52
2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы старших дошкольников ДОУ……………………………………………………………………………………………………………..52-60
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………61-62
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..63-65
Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов типичных для дошкольного возраста в целом оказывающих наибольшее влияние на
поведение детей. Это, прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребёнком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребёнка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. Ты «ведь большой, а большие одеваются сами», - говорят ребёнку, побуждая его к самостоятельности [6, с.262].
Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, - мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. В. С Мухина отмечает, что, выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребёнка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребёнок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребёнок занят серьёзным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию. Так, например, в одном психологическом исследовании детям предлагали из изображения четырёх предметов – человека, льва, лошади и повозки – отобрать лишний предмет. Дети в этих условиях считали лишним льва и так объясняли свой выбор: «Дядя запряжёт лошадь в повозку и поедет, а зачем ему лев. Лев может съесть его и лошадь, его нужно отправить в зоосад». Большое значение в поведении ребёнка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребёнку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей
объясняются этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребёнка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. По мере развития контактов со сверстниками для ребёнка становятся все более важным их отношение к нему. Когда ребёнок трёхлетнего возраста приходит впервые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из-под другого ребёнка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно дети стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и пользуются популярностью сверстников в группе. В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт – возникшее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослым как к образцу поведения. Взрослый не только ходит на работу, занимается почётными в глазах ребёнка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они также воспитывают его, ребёнка, предъявляют требования и добиваются их выполнения. И ребёнок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.
Одно из проявлений стремления к самоутверждению – притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей, всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облечённого уважением и авторитетом [13, с.263].
У 3-5летних детей самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все им известные положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою силу, смелость и т. п. На вопрос, сильный ли он ребёнок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять даже слона. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.
Капризы дошкольников очень напоминают проявления негативизма, который наблюдается у многих детей в период кризиса 3-х лет. Капризы нередко являются следствием неправильного подхода к ребёнку в этот период, закрепления возникших отрицательных форм взаимоотношений. Но психологическая природа капризов отличается от кризисных форм поведения, в которых ребёнок пытается утвердить свою самостоятельность. Каприз-средство обратить на себя общее внимание «взять вверх» над взрослыми. Капризными, как правило, становятся ослабленные, безынициативные дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении со сверстниками.
В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные соревновательные мотивы.
Уже в 3-4 года ребёнок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?» и т.п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт, для объяснения непонятного, а порой и провести « эксперимент».
Хорошо известно как любят дети потрошить игрушки, стараясь узнать, что у них внутри. Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Однако на самом деле, детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники преследуют цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослых, которые обучают ребёнка, сообщают ему разнообразные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребёнок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. Дети младшего дошкольного возраста часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для использования в игре, рисовании или другой практической деятельности. Их попытки догадаться о причинах тех или иных явлений или проводимые детьми «эксперименты» тоже связаны обычно с затруднениями, возникающими в практической деятельности. И лишь к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребёнка, начинает направлять его поведение.
Ребёнок 3-4 лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него не в попытках сделать что-либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого.
По исследованиям Л.А. Венгер и В.С. Мухиной младшие дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру, и объяснили, что победитель получит в награду звёздочку, предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди (как требовали условия игры) и не могли удержаться от подсказки сверстнику. Каждый ребёнок требовал звёздочку независимо от результатов, которых он достиг. Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игры с правилами, способствуют тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотива – стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Некоторые игры прямо так и называются «Кто ловчее?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т.д. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи. Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношения ребёнка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, понимания значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребёнка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые ребёнок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствие с нравственными нормами только по отношению к тем
взрослымили детям, к которым испытывают симпатию. Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует.
В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это вызвано осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. Если 4-летний мальчик на вопрос: «Почему не следует драться с товарищами?» ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т.е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».
К концу дошкольного детства ребёнок понимает значение выполнения нравственных норм. Это проявляется в оценке, как собственного поведения, так и поступков литературных персонажей. Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнять несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфетку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которые им могут доставить флажки.
По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее с 4-5-летнего возраста. В этот период дети уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим. Когда младших дошкольников спрашивают, почему они выполняют поручения взрослых, они обычно отвечают: «Мне нравится», «Мама велела». У старших дошкольников ответы на тот же вопрос носят другой характер: «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним» и т.д. По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп и в играх, где от действия каждого ребёнка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действует, чтобы обеспечить успех всей команде.
У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью другим людям.
Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов, между разными видами мотивов складывается соподчинение и иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребёнка, чем другие. Поведение младшего дошкольника не определённо, не имеет основной линии, стержня. Ребёнок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Другой радостно помогает матери убирать комнату, а через 5 минут капризничает, не хочет одевать рейтузы. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведения руководит то один, то другой мотив.
Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребёнка. Возникающая иерархия мотивов придаёт
определённую направленность всему поведению. По мере её развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребёнка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребёнок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающими его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребёнка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать своё действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьёзным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребёнок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов, но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребёнок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребёнок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удаётся компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии». Так, ребёнку, который не справился с задачей, было сказано, что он все-таки молодец; причём, как и другие дети получил конфету. Однако он взял конфету без всякого удовольствия и решительно отказался её есть, а его огорчение ничуть не уменьшилось из-за неудачи, полученная конфета стала для него «горькой». Таким образом, одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребёнок начинает отдавать
себе все более ясный отчёт в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развиваются самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение.
Роль мотивов в структуре психологической готовности к школе.
В познавательном плане ребёнок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятие, внимание, мышления, воображения, памяти и речи – в неё входят сформированные личностные особенности. Они включают интересы, мотивы, способности, черты характера ребёнка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребёнка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умения общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребёнок был готов практически к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждое из названных характеристик было у него достаточно развито.