Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:17, реферат

Краткое описание

Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3-5
2. ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория…………………………………………………6-18
1.2 Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе……18-36
3. ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников
2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников……………………………………….37-52
2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы старших дошкольников ДОУ……………………………………………………………………………………………………………..52-60
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………61-62
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..63-65

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии образования.docx

— 228.36 Кб (Скачать файл)

 е) мотивы  самообразования (ориентация на  приобретение дополнительных знаний).

        Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий или даже принуждения. Необходимо, чтобы сам ребёнок захотел что-то сделать сам и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотиву учения – внутренним побудительным силам.

 

                                                      36

      Психологическая готовность к школе невозможна без мотивационной сферы, которая является составной частью.

        Без мотивационной, познавательной и социальной зрелости невозможно успешное обучение в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    37

                           Глава 2.

       Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников

2.1 Отбор  и анализ диагностического инструментария  для обследования мотивационной  сферы старших дошкольников

       Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о готовности ребенка к обучению в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

        В целях исследования мотивационной сферы известны методики по выявлению «внутренней позиции школьников».

       В работах Л.И. Божович было установлено, что в игре в школу дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника», предпочитают роль ученика, а не учителя. И хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае несформированной этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а ученика; а также вместо

                                                           38

конкретной учебной деятельности игру «в перемены» разыгрывания «прихода» и «ухода из школы» и т.д.

      Таким образом, «внутреннюю позицию школьника» можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. В том же исследовании было показано, что игра может быть заменена специальной экспериментальной беседой, дающей аналогичный результат.

       Беседа включает вопросы косвенным образом позволяющие определить наличие познавательной и учебной мотивации у ребёнка.

      Мотивационная сфера, её развитие неразрывно связано с умением ребёнка действовать по правилам, т.е. уровнем развития произвольной сферы. Изучение произвольности поведения также возможно в игре и в выполнении специальных заданий.

       Г.А.Урунтаева предлагает методику изучения произвольности поведения и внимания у детей в подвижной игре. Анализ проводится по особенностям произвольного поведения:

- выполняет  ли ребенок правила игры, умеет ли он сдерживать свои непосредственные побуждения;

- какие внешние  средства мобилизации волевых  усилий использует ребенок; применение каких средств говорит о пока еще несовершенных попытках управлять своим поведением;

- помогают  ли игрушки, маски и др. игровые  предметы подчиняться правилам, насколько они способствуют устойчивости  произвольного поведения.

 Специальные  задания предлагает Гуткина Н.И.: методики «Домик» и «Да и нет».

                                                      39

        Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

      Методика рассчитана на детей 6-10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.

     Методика «Да и нет» применяется для исследования умения действовать по правилам. Методика является модификацией известной детской игры «Да» и «Нет» не говорить, черного с белым не носить», включающей только первую часть правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «Да» и «Нет».

     При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – это усвоение нового правила работ (решение задач и т.д.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

      Хорошая обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о сосуществовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то новому возможно только при наличии познавательного интереса и желания хорошо справиться с заданием. Качественное выполнение задания означает, что

                                                    40

ребенок успешно прошел, предшествующие фазы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе.

       Уровень развития обобщения, проявляющийся при определении обучаемости, дополнительно исследуется и другими методами, поскольку эта интеллектуальная операция рассматривается исследователями как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности к школе.

         Так, Л. И. Божович пишет: «… усвоение любого учебного предмета предполагает наличие у ребёнка способности выделить и сделать предметом своего сознания те явления действительности, знание о которых он должен усвоить. А это обязательно требует определённого уровня обобщения» [5,с.210].

    Проблемой обучаемости занимались в разное время представители различных психологических школ: Калмыкова З.И., Иванова А.Я., Гутки Ю., Волраб У. и др. Существует несколько трактовок и определений этого явления и соответственно разные методы исследования. Н.И. Гуткина создала оригинальную методику для диагностики обучаемости детей.

       Методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость ребенка, т.е. проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предполагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению которых можно применить усвоенные правила, только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам или

                                                         41

подводить их под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, как ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления. Таким образом, методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенность развития процесса обобщения. Методика рассчитана на детей 5,5 -10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей. Полученные по ней результаты не следует интерпретировать с точки зрения нормальности – аномальности развития ребенка. Полученные результаты следует рассматривать с точки зрения особенности развития процессов обобщения данного ребенка.

           По ходу своего эксперимента нужно вести подробный протокол, где будут фиксироваться все высказывания испытуемого, направления его взглядов, а также все вопросы и замечания экспериментатора.

       Интеллектуальное развитие тесно связано с речевым, особенно мышление, которое необходимо при обобщении.

     Методика «Последовательность событий» в связи с этим и предназначена для исследования развития логического мышления, речи, способности, к обобщению.

     В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выполнить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ

 

                                                    42

показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.

     Л.С. Выготский указывал, что «развитие речи перестраивает мышление, переводит в новые формы» [7, с.269].

       При выполнении методики «Последовательность событий» необходимо тщательно фиксировать характер речи испытуемого, поскольку развитие мышления зависит от речевого развития. Описанные методики определения психологической готовности к школьному обучению солидны и надежны, обладают прогностической значимостью, проверены в опыте работы детских практических психологов.

                Для работы с детьми были выбраны следующие:

методика по определению доминирования мотива (познавательный или игровой) в аффективно-потребностной сфере ребенка.

                    Цель: выявить ведущий мотив поведения.

 Ход исследования: ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется больше всего: поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

      Анализ результатов: дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой

                                                       43

познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватится, то за другое.

Результаты фиксируются в свободном протоколе.

 Методика «Беседа с детьми».

 Цель: определить исходную мотивацию  учения у детей, поступающих в  школу.

 Ход исследования:

 Детям задают следующие вопросы, ответы фиксируют в свободном  протоколе.

 Вопросы:

 Хочешь ли ты пойти в  школу?

 Зачем нужно ходить в школу?

 Чем ты будешь заниматься  в школе? (Вариант: Чем обычно занимаются в школе?)

 Что нужно иметь для того, чтобы быть готовыми идти в  школу?

 Что такое уроки? Чем на  них занимаются?

 Как нужно вести себя на  уроках в школе?

 Что такое домашнее задание?

 Зачем нужно выполнять домашние  задания?

 Чем ты будешь заниматься  дома, когда придешь из школы?

 Что нового появится в  твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

 

                                                   44

     Анализ результатов: правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того, чтобы считаться готовым к обучению в школе ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать дополнительные направляющие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок понял поставленный вопрос.

     Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый вполне убедительный ответ не вызывающий сомнения, с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и не полон, то он оценивается в 0,5 балла. Например, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения, навыки». Как не полный может быть оценен следующий ответ «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например, «Для того, чтобы было весело». Если после дополнительного наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает один балл. Если ребенок отчасти ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 баллов. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике 10 баллов. Промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет

Информация о работе Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)