Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:17, реферат
Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3-5
2. ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория…………………………………………………6-18
1.2 Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе……18-36
3. ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников
2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников……………………………………….37-52
2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы старших дошкольников ДОУ……………………………………………………………………………………………………………..52-60
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………61-62
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..63-65
считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Не готовый к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5 баллов.
Методика «Домик» (Приложение 1).
Цель: выявить
уровень развития
Инструкция:
«Перед тобой лежат лист
По ходу работы ребенка фиксируется:
Какой рукой ребенок рисует?
Как он работает с образцом:
- часто ли смотрит на него?
- рисует ли пальцем воздушные линии над рисунком – образцом, повторяющие контуры картинки?
- сверяет сделанное с образцом
- рисует мельком, взглянув на рисунок по памяти
Быстро или медленно проводит линии?
Отвлекается ли во время работы
Высказывания и вопросы во время рисования
Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребенок сообщает об окончании работы ему надо предложить проверить все ли у него правильно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.
Обработка результатов проводится путем подсчета баллов начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:
А. отсутствие какой-либо детали рисунка
Б. увеличение
отдельных деталей рисунка
В. Неправильно изображенный элемент рисунка
Г. Неправильное
изображение деталей в
Д.отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления
Е.разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены
З. залезание линий одна за другую
Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученное испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так дети 5,5-6 лет редко получают оценку 0 баллов в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает 1 балл и более, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать согласноимеющейся по этому вопросу литературе о тревожности ребёнка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.
Методика «Да и нет». действовать по правилам.
Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить, (испытуемый повторяет эти слова), теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет» понятно?
После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
Анализ результатов:
Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает убедительным или отрицательным кивком головы.
Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки.
Если допущена одна ошибка, то это средний уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.
Обучаемость детей исследовать лучше по методике «Сапожки».
Цель: выявить уровень развития обучаемости, умения пользоваться правилом.
Стимульный материал: цветные картинки, на которых изображены герои, характеризующиеся по наличию или отсутствию у них одного признака - сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается-«1»(единицей), нет сапожек- « 0»(нулём): картинки в виде таблицы, содержащей: правило кодирования; этап закрепления правила; так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путём кодирования.
Первая инструкция испытуемому: «Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице надо будет обозначить цифрами «0» и «1». «Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован?» (испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему). «Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и т.д. нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра «0», во второй строке все они нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра «1».
Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначать цифрой «0», а если в сапожках, то цифрой «1». Запомнил? Повтори, пожалуйста (испытуемый повторяет правила). Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих 3 строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила. При работе на этом этапе правило, содержащее на первой таблице, должно быть открыто. Если ребенок
совершает ошибки, экспериментатор опять просит повторить его правила обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно он так ответил. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач.
На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок не твердо запомнил правила и «путает, где надо ставить «0», а где «1» или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда животное обозначает цифрой «4», человека «2», а птицу «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучали, дается вторая инструкция.
Вторая инструкция испытуемому: «Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь «загадки». Отгадать «загадку» - значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами «0» и «1».
Анализ результатов: если на закрепляющем этапе ребенок делает ошибки, то экспериментатор тут же анализирует характер допущенных ошибок и путем наводящих вопросов, а также повторным обращением к образцу обозначения фигурок цифрами, содержащемуся в двух первых строчках таблицы, старается добиться безошибочной работы испытуемого.
Если испытуемый не может отгадать «загадку», то экспериментатор должен задавать ему наводящие вопросы, чтобы выяснить сможет ли ребенок решить эту задачу с помощью взрослого. В случае, когда с помощью ребенок не справляется с заданием, переходит к следующей «загадке». При правильном решении новой «загадки» следует опять вернуться к предыдущей, чтобы выяснить, не сыграла ли последующая «загадка» роль подсказки для предыдущей. Такие повторные возвращения можно совершать несколько раз.
Для уточнения характера обобщения при отгадывании «загадок» необходимо подробно расспрашивать детей о том, почему именно так обозначены фигурки. Если ребенок правильно отгадал «загадку», но не может дать объяснения, то переходят к следующей «загадке». В случае правильного объяснения испытуемым ответа в новой «загадке» следует вернуться к предыдущей и опять попросить ребенка объяснить в ней ответ.
Принципиально важным при проведении методики является правильное обращение с образцом обозначения фигурок цифрами. На закрепляющем этапе образец обозначения фигурок должен быть открыт. Переходя к отгадыванию «загадок», образец следует закрыть. Если испытуемый не может отгадать «загадку», то первой помощью со стороны взрослого должно быть открывание образца. Бывают случаи, когда достаточно зрительной опоры на образец, чтобы ребенок смог отгадать загадку.
Высокий уровень – дети справляются с заданием при закрытом образце.
Средний уровень – дети нуждаются и выполняют задание в зрительной опоре на образец.
Низкий уровень – дети не справляются с заданием.
Методика «Последовательность событий» (Приложение 2).
Цель: выявить уровень развития логического мышления, речи, способности к обобщению.
Стимульный материал: сюжетные картинки на тему одного рассказа.
Инструкция испытуемому: «посмотри перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено»
Задание состоит из двух частей: выкладывание в последовательности картинок и устный рассказ по ним.
Анализ результатов. Если дети при неправильно найденной последовательности рисунков, испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее.
Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит (например, в случае с сюжетом «Половодье»). Бывает, что будущему первокласснику не хватает словарного запаса для объяснения происходящего на рисунках. Точные вопросы экспериментатора позволяют понять причину плохого рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне. Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как
неудовлетворительное. Особо следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обуславливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т.д.
Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:
не смог
найти последовательность
каждая картинка рассказывается отдельно сама по себе не связано с остальными – в результате не получается рассказа на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
Если экспериментатор сталкивается с феноменами, описанными в 4 и 5 пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей ребенка, поскольку невозможность связать события воедино (4), а тем более соединить отдельные предметы на одной картинке в целостную композицию (5). Это свидетельствует о несформированности обобщения, что в возрасте 6-7 лет, по данным патопсихологов наблюдается при задержке психического развития или даже умственной отсталости.
2.2
Оценка уровня развития
Были исследованы дети подготовительной к школе группы детского сада № 14 г. Южноуральска. В исследовании участвовало 15 детей (7 девочек, 8 мальчиков). Были поставлены следующие задачи:
выявит уровень развития мотивационной сферы детей в желании познавать окружающий мир.