Невербальные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 10:46, реферат

Краткое описание

Во все времена люди, общаясь между собой, обращают внимание на поведение собеседника во время разговора. Для некоторых людей жесты и мимические движения собеседника могут сказать многое: о внимании (насколько собеседник внимательно слушает рассказчика), о настроении, о душевном состоянии, и др. Другие же совсем или практически не обращают внимания на мимику человека. Некоторые люди, хорошо понимая мимические движения и жесты собеседника, просто не придают этому значения. От чего в последствии могут пострадать, не обратив своего внимания на жесты слушателя. Например, впустую проболтать без особого толку, если собеседнику не интересен ваш рассказ, и он совершенно не заинтересован в выслушивании вашей речи.

Вложенные файлы: 1 файл

Невербальные коммуникации.docx

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую  могут допустить новички в  деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать  его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание  затылка может означать тысячу вещей  – перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды – в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для  правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Также невербальные сигналы могут быть конгруентными, т.е. соответствующими словесному высказыванию, и неконгруентными. Например, вы попросили вашего собеседника выразить мнение по поводу только что сказанного вами. Он при этом находиться в позе, в общем выражающей критически оценочное отношение.


 

 

 Главным  здесь является жест "подпирание щеки указательным пальцем", в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: "Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен".

Если  ваш собеседник ответил бы вам, что  он с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными, т. е. соответ­ствовали бы его словесным высказываниям. Если же он скажет, что ему очень нравится все, что вы говорите, он будет лгать, потому что его слова и жесты будут неконгруэнтными. Исследования доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

 

Поза

 –   это положение человеческого  тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного  поведения человека. Общее количество  различных устойчивых положений,  которые способны принять человеческое  тело, около 1000.Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённые позы, чем их подчинённые.

Одним из первых указал на роль позы человека как  одного из невербальных средств общения  психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведённых В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Показано, что «закрытые» позы (когда человек  как-то пытается закрыть переднюю часть  тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза – стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в  подбородок и т.п.) воспринимаются как  позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть  ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону, откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе. Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не все понимают, как они это делают.

 

Одежда

 

Одним из невербальных средств получения  информации является также и наша одежда. В одежде и в том, как  человек хотел бы выглядеть, проявляется  та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “По одежке встречают…”  подразумевает, что человек, его  внутренняя сущность такова, какова его одежда.И. Гете в «Годах странствий Вильгельма Мейстера» рассказывает, как странник расспрашивает школьного надзирателя о причинах такого различия в одежде воспитанников. «Разгадка тут вот в чем, - отвечал надзиратель, - для нас это средство узнать характер каждого мальчика… Из нашего запаса тканей и отделок воспитанники имеют право выбрать любой цвет, а также любой фасон и покрой из ограниченного их числа. За этим выбором мы пристально следим, так как любой цвет позволяет судить о складе чувств, а покрой – об образе жизни человека…».

Вернемся к И. Гете. «Правда, - продолжает надзиратель, - есть в человеческой природе черта, отчасти затрудняющая точные суждения: это дух подражания, склонность примыкать к большинству».

 Хотя  склонность следовать моде очень  сильна в людях, но по тому, как человек одевается, можно  судить, в какой он степени  подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько  самостоятелен в самооценке. Одни  одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

 

Походка

 

Походка человека, т. е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая – при радости, вялая, угнетённая походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.

 

Заключение

 

Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно  заметил: «Лишённые общения с  другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком  только в общении.

Таким образом, из всего выше сказанного мы можем  сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны  в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Т. к. психологами установлено, что  в процессе взаимодействия людей  от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Особенностью  языка телодвижений является то, что  его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности  подделать эти импульсы позволяет  нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо  контролируемым жестам и речевым  засорениям. Подделать язык жестов почти невозможно.


Информация о работе Невербальные коммуникации