Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:43, контрольная работа
К изучению проблем восприятия и психологической интерпретации невербального поведения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий данная проблема «обрастала» научными и псевдонаучными фактами.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Характеристика системы невербальных средств общения……………….. 5
2. Функции невербальных средств общения …………………………………..8
3.Анализ существующих стереотипов в понимании невербального поведения делового партнера по общению ………………………………………...……...14
Заключение……………………………………………………………………... 19
Список литературы ……………………………………………………………..20
Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Допуская в речи
Поскольку характеристика
Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Если дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.
3. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.
Неадекватное использование
личностью такесических
Остановимся подробнее
на самом распространенном
Рукопожатия делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.
Доминирующее рукопожатие
является наиболее агрессивной
его формой. При доминирующем (властном)
рукопожатии человек сообщает
другому, что он хочет
Покорное рукопожатие
бывает необходимо в ситуациях,
4. Проксемика – «пространственная психология». Одним из первых пространственную структуру начал изучать американский антрополог Эдуард Т. Холл, который в начале 60-х годов ввел термин «проксемика» (proximity – «близость»). К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.
Нормы приближения
двух людей друг к другу
описал Э. Холл. Данные нормы
определены четырьмя
- Персональное – от 45 до 120 см – общение со знакомыми людьми;
- Социальное – от 120 до 400 см – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
- Публичное – от 400
до 750 см – на этом расстоянии
не считается грубым
Обычно люди чувствуют
себя удобно и производят
Чем ближе находятся
люди друг к другу, тем меньше
они смотрят друг на друга.
И напротив, находясь на удалении,
они больше смотрят друг на
друга и используют жесты для
сохранения внимания в
Кроме того, эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола, личностных свойств и общественного статуса человека, а также от национальности и плотности населения в районе, где живет человек.
Следует отметить
также такие проксемические
Правильное распределение участников за столом является средством их эффективного взаимодействия. Различные оттенки отношения людей могут выражаться через то, какое место они занимают за столом.
Угловое расположение
характерно для людей, занятых
дружеской, непринужденной
Позиция делового
взаимодействия – одна из
Положение друг
против друга может вызвать
оборонительное отношение и
Независимую позицию занимают люди, не желающие взаимодействовать друг с другом. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Это положение можно расценивать и как враждебное. Этого положения следует избегать в случае, когда требуется откровенная беседа.
3. Анализ существующих
стереотипов в понимании
Термин “стереотип”
(греч. stereos – твердый, typos - отпечаток)
введен в научный оборот
Липпман не считает
стереотипы однозначно ложными
представлениями. По его
Вышеуказанное определение стереотипа, в большинстве его составных частей, справедливо и для анализа ситуаций, возникающих в деловом общении и, особенно в его невербальном смысле. Ведь, например, когда в переговорах участвуют представители различных отраслей или различных регионов, не говоря уже о международных контактах – все они до их начала имеют свои стереотипы. Казалось бы, при этом посыле мероприятие должно проходить трудно, но тут, то и спасает то, что в невербальном общении всегда имеются составляющие, которые присущи каждому человеку, вне зависимости от его национальности, места жительства и рода занятия. Ведь, как отмечалось выше, в основе невербальной коммуникации два истока - биологический и социальный - врожденный и приобретенный в ходе жизненного опыта человека как члена социума. [3]
Поэтому в деловом общении они накладываются друг на друга и каждая из сторон учитывает их наличие у своих партнеров. Рассмотрим некоторые составляющие невербального общения ситуационные проявления.
Занимаясь текущими
производственными вопросами
Рассмотрим наиболее распростр
Жесты открытости
(«раскрытые руки ладонями
Жест «расстегивания пиджака» также является знаком открытости. Деловые люди, открытые и дружески расположенные, часто расстегивают и даже снимают пиджак в присутствии друг друга. Практика показывает, что соглашение между партнерами в расстегнутых пиджаках достигается гораздо чаще, чем между теми, кто остается в застегнутых пиджаках.
Жесты и позы
защиты являются знаками того,
что деловой партнер чувствует
какой-либо дискомфорт или
Жест, связанный с
потиранием века, вызван желанием
скрыться от обмана или
На мой взгляд, особую важность знание невербальных аспектов общения приобретает при ведении переговорных процессов с иностранными партнерами, представляющими иные культуры и религии. Ведь каждый человек обладает своим жестовым языком, отражающим определённые особенности той или иной культуры и знание законов невербального общения, свойственных вашему собеседнику, поможет избежать различных казусов, возникающих из-за такого рода неграмотности.
Знание невербальных
аспектов общения играет
«Чтение» невербальных проявлений как дополнительный инструмент при оценке кандидата – это важная и интересная задача. В некоторых случаях, действительно, именно по невербальным компонентам можно судить о настоящих намерениях человека, а иногда только по ним можно оценить истинный смысл сказанного. Однако чрезмерное увлечение расшифровкой невербалики может сослужить дурную службу, прежде всего самому специалисту по персоналу. Дело в том, что опыт правильной интерпретации неречевых сигналов нарабатывается годами и в идеале должен накладываться на знание внутренних механизмов невербального поведения, а большинство специалистов этого в своем активе не имеют, да и психологическая подготовка есть далеко не у всех. [11]
Существует ряд
типичных ошибок, совершаемых менеджерами
по подбору персонала при прове
Одним из распространенных стереотипов является оценка внешнего вида - интервьюеры полагают, что определенным группам свойственны определенные характеристики - например, бородатые мужчины не внушают доверия, а женщины в очках умны. Или другой не менее распространенный эффект уподобления (такой же, как я) - интервьюеры предпочитают кандидатов с невербальным поведением, аналогичным собственному (движения глаз, поза, наклон головы).
Стоит заметить, что невербальные сигналы – это не доказательства, а повод к дополнительному размышлению.
Необходимо помнить, что чрезмерное внимание к невербалике может уводить интервьюера от содержания разговора. Получив значимую невербальную информацию, можно не задать действительно существенный вопрос кандидату и так и не узнать важных сведений о нем.