Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:01, реферат

Краткое описание

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения [3].
Классификация невербальных средств общения
Невербальное поведение человека служит средством выражения его психического состояния, выступает объектом интерпретирования его внутренних эмоций, переживаний, своеобразной "окраской" передаваемой информации.

Вложенные файлы: 1 файл

невербальные средства общения.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 

Европейцам и американцам  свойственны энергичные, сильные  рукопожатия. Они указывают на силу, деловитость. Для японцев и многих представителей азиатских культур такой характер рукопожатия непривычен, может вызвать недоумение. Здесь в ходу не очень долгие, мягкие рукопожатия.

 

Целование руки у дамы, распространенное в дворянских европейских  культурах, постепенно отходит в прошлое. Поцелуй мужчин в России, если отбросить сексуальные аномалии, имеют два основных варианта: троекратное традиционное православное русское лобызание и "мафиозный поцелуй", когда собеседники кратко соединяют губы и слегка трутся щеками. Высшим же выражением радости при встрече остаются дружеские объятия.

 

На переговорах жестами  несогласия и неодобрения является собирание ворсинок с костюма. Затягивание  паузы (для обдумывания конечного  решения) может происходить с  помощью очков: снимают и надевают очки, протирают линзы. Есть жесты, которые свидетельствуют о желании закончить встречу, разговор. Это подача корпуса вперед (руки на коленях или на боковых краях стула). Если хотят показать, что разговор пустой, неприятный и его нужно скорее заканчивать, то могут заложить руки за голову. Такое поведение - высокомерно.

 

Манипуляции курильщиков  также могут многое сказать опытному глазу. Скрытный, подозрительный собеседник направляет выдыхаемую струю дыма вниз. Еще большую скрытую неприязнь  или агрессию выражает выдыхание дыма вниз из уголков рта. Имеет значение скорость выдыхания дыма. Чем быстрее собеседник выдыхает струю дыма вверх, тем увереннее он себя чувствует. Чем сильнее струя выдыхается вниз, тем отрицательнее настроен человек. Амбициозным является выдыхание дыма через ноздри, когда голова поднята вверх. То же, но с наклоненной вниз головой, означает, что собеседник очень сердит.

 

Большое значение имеют  наиболее трудные для самоконтроля позы, положения рук, плеч и головы. Так, поднятые плечи свидетельствуют о напряжении. Опускаются плечи при расслаблении. Поднятая голова и опущенные плечи обозначают обычно открытость и стремление к успешному решению проблем. Опущенная голова в сочетании с поднятыми плечами - знак неудовольствия, страха, неуверенности, замкнутости. Склоненная набок голова - показатель любопытства, интереса (у симпатичной женщины - любовного заигрывания, флирта).

 

Многое может сказать  выражение лица. Улыбка свидетельствует  о дружелюбии, позитивном настрое. Плотно сжатые губы указывают на замкнутость или недовольство. Изгибает губы сомнение или сарказм. Большую роль играет и взгляд. Когда он направлен в пол - это страх или желание прервать контакт, в сторону - пренебрежение. Волю собеседника подчиняют себе долгим и неподвижным взглядом прямо в глаза. В школах иезуитов учили сбивать спесь с собеседника таким взглядом в точку над переносицей, посередине лба. Желание паузы в разговоре выражается взглядом вверх с подъемом головы. Улыбка с легким наклоном головы выражает понимание. Его выражает и ритмическое кивание головой. Непонимание и требование повторить показывают насупленными бровями и легким движением головы назад.

 

 

Важно различать в  коммуникации жесты лжи, которые  выявляются бессознательно, т. е. человеку, прибегающему ко лжи, их очень трудно контролировать. Это может быть прикрытие рта рукой, прикосновением к носу или ямочке под ним, потирание век, отворачивание взгляда в сторону или в пол. Женщины, когда лгут, часто проводят пальцем под глазом. Признаком лжи может так же служить почесывание шеи, прикосновение к ней, оттягивание воротничка рубашки.

 

В оценке искренности  собеседника большую роль играет положение ладоней его рук. Так, если он протягивает одну или обе  ладони, раскрывает их полностью или  частично, то это означает откровенность.

 

Спрятанные руки или  собранные и неподвижные указывают  на скрытность.

 

Определенный интерес  представляют наработки физиогномики, науки о чтении лица. Выделяют такие  основные типы лица:

 

1) круглое, обычно у  добродушных и миролюбивых людей; круглолицые люди ценят комфорт, хорошую кампанию, если имеют высокую переносицу и выступающие скулы, то честолюбивы и целеустремленны;

 

2) квадратное, обычно  у суровых и жестких людей;  обладатели квадратных физиономий  часто грубы, упрямы, решительны, не блещут интеллектом, женщины с таким лицом стремятся в начальство;

 

3) треугольное, с высоким  лбом, небольшим костистым носом,  выступающими скулами, глубоко  сидящими глазами и маленьким  выдвинутым вперед подбородком;  люди с таким лицом чувствительны  и часто талантливы, склонны к одиночеству, не очень уживчивы, хитры;

 

4) продолговатое, прямоугольное,  где лоб так же широк, как  подбородок; свойственно иметь такое  лицо аристократам, интеллектуалам, чувствительным и уравновешенным  натурам; продолговатолицые люди хорошие организаторы, умны и целеустремленны.

 

НСВ. можно разделить  на естественные и демонстративные. Напр., можно демонстративно хлопнуть дверью или захрапеть во время  нудного выступления оппонента  на совещании. Клерки лондонского Сити носят традиционную униформу - давно устаревшие котелки, костюмы в полоску, большие закрытые зонты. Малиновые пиджаки и золотые цепи российских накопителей первоначального капитала вошли в анекдоты о "новых русских". Многие деловые женщины предпочитают мужской стиль в одежде, подчеркивая этим свою независимость и властность. Часто НСВ. оказываются бренды используемых в деловых коммуникациях аксессуаров - ручки "паркер", папки для бумаг из натуральной телячьей кожи, наручные часы самых престижных марок и др. Такое же влияние на партнеров и клиентов оказывает офис фирмы, мебель и интерьер, класс компьютеров, полиграфическое качество печатной рекламы и дизайн фирменных сувениров, марки автомобилей и сотовых телефонов, которыми пользуются сотрудники организации.

 

Введение

В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. В качестве доказательства прибегают к исследованиям этологов (от греч. ethos — характер, нрав), специалистов, изучающих поведение животных. Бытует мнение о первостепенности в человеческом общении языковых средств и второстепенности невербальных. Исследования психологов опровергают это ошибочное представление. По данным А. Мей-ерабиана, 7% объёма передаваемой информации составляют слова (вербальные средства), 38% — интонация голоса и его тембр, 55% — невербальные средства. Менее категоричен профессор Бердвиссл, считающий, что словесное общение в беседе передает менее 35% информации, невербальное — более 65%.

 

 Цифровые данные  могут быть более или менее  убедительными, однако суть в  том, что невербальное поведение  человека тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Внимание к невербальному поведению партнёра по общению дает колоссальное количество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях. Природный характер невербальных средств общения делает невозможной значительную коррекцию невербального поведения — в речи ту или иную реакцию на жизненные обстоятельства человек научился скрывать, невербальный язык менее пластичен и не позволяет нам достаточно эффективно маскировать свое истинное состояние.

 

 Невербальные средства  общения подразделяются на группы. Наиболее обширная группа —  кинесические (от греч. kinetis — движение) — зрительно воспринимаемые движения  другого человека, выполняющие выразительно  регулятивную функцию в общении. К ним относятся поза, жесты, мимика, взгляд, походка, направление движения.

Мимика

 

 Мимика (от греч. mimikos — подражающий)  — движение лицевых мышц. Основной  элемент мимики — мимический  код. Это особое сочетание частей  и элементов лица: положение рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые передают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков перехода от одного к другому. К основным относятся гнев, презрение, радость, удивление, страдание, страх. Обращает на себя внимание тот факт, что только два из них выражают позитивное эмоциональное состояние — радость и удивление. Остальные передают отрицательные состояния человека. И это вовсе не случайное явление. Мимика не изобретена людьми, она носит биологический характер и присуща животным в дикой природе, отлично передавая разнообразные их состояния. Очевидно, что выживание в природе чаще связано с преодолением отрицательных для живого существа обстоятельств.

 

 Мимика человека целостна и динамична. Первое проявляется в том, что основные мимические коды интернациональны: русские и эскимосы, испанцы и австралийцы, англичане и бразильцы выражают удивление, например, одним и тем же мимическим кодом. Динамичность мимики состоит в том, что мимические коды могут чрезвычайно быстро меняться. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта — именно они несут основную смысловую нагрузку при смене мимического кода.

 

 Тысячелетия совместного  существования научили людей контролировать мимику, и, если человек хочет скрыть какую-либо информацию или свое состояние, лицо может стать малоинформативным. На значимость мимики указывает тот факт, что при неподвижном или невидимом лице теряется 10—15 процентов информации. Поэтому, общаясь, люди стремятся «читать» лицо партнёра и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует или сведена к минимуму. Изобретение видеотелефона — результат потребности в мимическом контакте. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Взгляд

 

 Исключительно большое  значение в общении имеет взгляд  — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тесно связан с процессом формирования мысли (Р. Экслайн, Л. Винтере). Рождение мысли — процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направлен на собеседника. Говорящий меньше смотрит на партнёра — только чтобы проверить его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее: он посылает говорящему сигналы обратной связи. Если между партнёрами есть визуальный контакт, налицо расположенность к общению, если нет, стоит задуматься, есть ли смысл его продолжать. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. В деловом общении не стоит пользоваться тёмными очками, так как у вашего партнёра обязательно возникнет ощущение, что вы разглядываете его в упор. Это вызовет неловкость и раздражение, и позитивная атмосфера общения будет нарушена.

 

 С помощью глаз  передаются самые точные сигналы  о состоянии человека, так как  расширение или сужение зрачка  при неизменном освещении не  поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного состояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» глаза. Внимательно наблюдая за взглядом партнёра, мы можем выбрать наиболее благоприятные для общения моменты. Китайские и турецкие купцы успешно использовали эту особенность при ведении переговоров о цене товара: если покупатель получает желаемое, зрачки его расширяются. Успехи знаменитых игроков в покер основаны на наблюдении за зрачками соперника: расширенные зрачки сигнализируют о получении отменной карты, суженные — о блефовании.

 

 В общении имеет  значение и направленность взгляда,  то есть тот участок лица  или тела, на который он направлен. В этом смысле можно говорить о деловом, социальном и интимном взглядах. Деловой взгляд концентрируется в воображаемом треугольнике на лбу партнёра по общению и создает деловую атмосферу. Социальный взгляд направлен на треугольник на уровне глаз и подбородка, его не следует использовать при решении деловых вопросов, особенно в работе с подчинёнными. Интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику и в среде деловых партнеров тоже не может быть использован, так как вас могут неправильно понять.

Позы

 

 Источником информации  о состоянии и намерениях партнера  по общению является и тело  человека, его статическое или  динамическое состояние. Поза (фр. pose — положение тела) — вид  более или менее устойчивого  пространственного положения человека. Насчитывают несколько тысяч таких положений, приемлемость или неприемлемость которых зависит от национальности, пола, возраста, культурных и религиозных особенностей людей. Главное смысловое содержание позы как средства общения — выражение открытости, готовности к общению или закрытости, неготовности к нему (В. Шюбц). Принимая «закрытые» позы, человек прикрывает наиболее уязвимые места тела (грудная клетка, брюшина, гениталии) и старается занять как можно меньше места в пространстве. Если ваш партнер скрестил руки, ноги, положил ногу на ногу, сидит к вам вполоборота, откинулся назад, руками подпирает подбородок и т.п., общение будет малоэффективным. О настроенности на контакт свидетельствуют «открытые» позы — руки раскрыты ладонями вверх, ноги вытянуты, человек стоит лицом к вам, сидит, чуть наклонившись вперед, и т.п. Практически все коммуниканты «читают» позы партнёров, но происходит это совершенно бессознательно, и далеко не каждый понимает, как он это делает.

Жесты

Важным кинесическим средством общение является жестикуляция. Обычно, говоря о жестах, имеют в виду только движения руками. Действительно, они бывают очень выразительны и первым делом бросаются в глаза. Однако к жестикуляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значение произносимых слов. Жестикуляция издавна осознавалась как важнейший элемент ораторской практики, и когда Демосфена спрашивали о том, что такое хороший оратор, он отвечал: «Жесты, жесты, жесты!»

 

 Жестикуляция как  кинесическое средство общения обладает своими особенностями. Во-первых, ее количественные и качественные характеристики зависят от национальности. На протяжении часового разговора мексиканец использует жесты 180 раз, француз — 120, итальянец — 80, а финн — всего один раз. Русские традиционно считаются народом с весьма сдержанной жестикуляцией, и человек, размахивающий во время разговора руками, показывающий на что-либо пальцем, считается невоспитанным. Содержание жеста у разных народов различно. Приветствие и прощание, согласие и отказ, удовольствие или неудовольствие по-разному выразят люди разных национальностей. Русские в знак согласия покачивают головой «вверх-вниз», а, отказывая, поводят головой «вправо-влево». В Болгарии эти жесты противоположны: «вправо-влево» означает «да», «вниз-вверх» означает «нет». У И.С. Тургенева в романе «Новь» находим описание жеста прощания: «Нежданов наклонил голову, а Сипягин простился с ним на французский манер, несколько раз к ряду быстро поднес руку к собственным губам и носу. И пошел далее....». В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведённых пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, жест приобретает оскорбительный характер («А иди ты подальше!»). Жители Европы не различают нюанса повернутой к себе или от себя ладони и воспринимают эти жесты только как знак победы или указание на количество предметов. И это вполне может привести к недоразумениям и даже конфликтам.

Информация о работе Невербальные средства общения