Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 12:58, курсовая работа
Целью данной работы является определение места неполных семей в современном обществе.
Задачи:
1. Раскрыть понятие неполной семьи, представить принятую в специальной литературе характеристику и типологию неполных семей.
2. Изучить законодательные основы и раскрыть правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в России.
3. Выделить и охарактеризовать основные направления социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям.
4. Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Неполная семья как современная социально-демографическая проблема…5
1.1Непольная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции факторы роста……………….5
1.2Основные типичные проблемы неполных семей…………………………..10
2.Неполная семья как объект социальной работы…………………………….15
2.1Основные направления социальной работы с неполными семьями……...15
2.2Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями…21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы…………………
1.2. Основные типичные проблемы неполных семей
Для современных российских неполных семей наиболее острой, как правило, является материально-финансовая проблема. Если в обычной семье зарабатывает только один член семьи, причем не «новый русский», а обычный россиянин со среднестатистической зарплатой, такая семья уже является малообеспеченной. В неполных же семьях такая ситуация усугубляется еще и тем, что, как правило, эта единственная зарплата является еще и «женской». Средняя зарплата женщины в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Поэтому в российской неполной семье основная «кормилица» - мать – чаще всего с огромным трудом содержит себя и ребенка. И в будущем эта ситуация, скорее всего, не изменится.
Если же одинокая мать находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком или просто оказалась безработной, то неполная семья, вынужденная жить на пособие по безработице и на детские пособия, как правило, вообще оказывается за чертой бедности. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей в условиях растущей инфляции не покрывает необходимые расходы на содержание детей [2; 67]. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; женщины, имеющие низкую зарплату – по разным причинам); а также одинокие женщины с двумя и более детьми.
При этом следует особо отметить, что относить к категории материально нуждающихся все неполные семьи без исключения неправомерно. Некоторые одинокие матери находятся на грани потери работы, а значит, и полной нищеты, а бывают случаи, когда иные матери-одиночки зарабатывают более чем хорошо. У многих одиноких матерей фактически отсутствует жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этой части вполне обеспечены и т.п.
Волнения по поводу денег – это не единственная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи и воспитывающиеся в них дети. Еще одна острая проблема неполных семей, тесно связанная с предыдущей – это совмещение профессиональной и родительской ролей, а также вопрос о распределении домашних обязанностей.
В семье с одним родителем мать обычно вынуждена работать. Кроме того, многие одинокие матери, помимо основной работы, пытаются подрабатывать дополнительно. При этом им, так же, как и всем матерям, приходится выполнять домашние обязанности, причем не в обычном «женском» размере, а в двойном – за себя и за отсутствующего в доме мужчину (если только подросшие дети не берут часть домашних обязанностей на себя). Поэтому, в случае, если одинокая мать не получает помощи со стороны каких-либо родственников, а также со стороны отца, ей крайне трудно работать в режиме полной или даже двойной занятости и одновременно выполнять двойные домашние обязанности, а также двойные обязанности по уходу и воспитанию за ребенком (детьми). Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными. И это происходит на том фоне, что в неполных семьях, по некоторым экспертным оценкам, дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях выше в 2 раза, а хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще, чем в полных семьях.
Зарабатывая средства для детей, одинокая мать вынуждена также лишать их семейного общения и совместных занятий. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки матери ведут к снижению качества семейного воспитания. При этом следует отметить, что большинство российских мужчин почти не участвуют в воспитании своих брошенных детей. По данным социологических опросов, среди подростков, проживающих после развода родителей с матерью, только около 34% мальчиков и 19% девочек общаются с неживущим с ними отцом часто; 41% и 56% соответственно - видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% - не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, практически никто не общается с отцом. При этом, по мнению матерей, инициаторами встреч являются скорее дети, а бывшие мужья чаще всего «не проявляют никакого интереса»[4;c.9].
Российских мужчин пугают не только материальные и бытовые проблемы, но и причины социально-культурного порядка, и прежде всего – то, как неоднозначно воспринимает одиноких родителей сегодня общество. В современном обществе, где пока большинство людей все таки придает браку важное значение, многие одинокие родители, зачастую чувствуют себя униженными. Многие специалисты указывают, что у неполных семей, существует серьезная проблема социокультурного порядка: при отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя отчужденными, т.е. оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной [3].
Специалисты отмечают, что в целом и одиноких отцов, и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности.
Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у матерей, сужается круг общения. Если одинокие матери испытывают трудности с выработкой в детях чувства дисциплины, то отцы озабочены нехваткой эмоциональной близости с детьми, особенно с дочерями. Тем не менее, как отмечает известный российский психолог и социолог И. Кон, «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния»[9].
Психологи выделяют следующие типичные ошибки в процессе развития детско-родительских отношений в неполной семье:
- «Гиперопека» матери, когда для оставшейся без мужа матери (или отца) ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрированные формы «слепой» материнской любви и чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности;
- Эмоциональная отстраненность
матери от собственно
- Препятствие контактам
ребенка с отцом вплоть до
настойчивого «искоренения»
- Эмоционально двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в «приступах» чрезмерной любви, то во вспышках раздражения, когда на нем вымещаются собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват впоследствии развитием у ребенка невроза;
- Стремление матери сделать
ребенка «образцовым, несмотря на
то, что у него нет отца». В
такой ситуации мать вместо
роли защитника и друга
- Практическая отстраненность
матери от исполнения
Причины последней ситуации могут носить как объективный, так и субъективный характер. К первым следует отнести хронический алкоголизм одинокой матери (отца), ее тяжкое психическое заболевание, инвалидность, длительное пребывание на лечении, в местах лишения свободы, в длительной командировке, экспедиции и т.п. Во всех этих случаях одинокая мать (отец) не может выполнять свой родительский долг по объективным причинам.
Другие причины могут носить социальный характер. В этих случаях мать-одиночка забывает о своих детях, так как бродяжничает, постоянно пьет, не хочет работать, беспорядочна в сексуальных связях, вплоть до занятий проституцией и т.п. Такое поведение женщины носит асоциальный характер, и, к сожалению, сегодня оно бывает достаточно частым.
В этом случае социальные аномалии, поразившие женщину, достигают того «порога», за которым начинается социальная деградация, фактический распад всей ее семьи. В таких случаях социальные службы совместно с органами по делам опеки и попечительства обязаны принять меры по защите интересов ребенка (детей): изъять его (их) из семьи, поместить его (их) на временное проживание в приют, поставить вопрос о лишении родительских прав, собрать и передать в суд необходимые документы и материалы.
Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка и оформляется в виде акта, который подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего [19; 34].
Таким образом, подводя выводы по главе, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, что необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.
Глава 2. Неполная семья как объект социальной работы
2.1. Основные направления социальной работы с неполными семьями
В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы.
Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.
Неполные семьи являются одним из основных объектов осуществляемой ими социальной работы. Анализ структуры категорий семей, обслуживаемых в территориальных центрах и отделениях социальной помощи семье и детям, показывает, что каждая пятая семья из всех обслуживаемых в них семей является неполной (см. табл. 2.1).
Структура категорий семей, обслуженных в 2008г. в территориальных центрах (отделениях) социальной помощи семье и детям
Таблица 2.1
Категория семей |
Количество,ед. |
Доля,% |
Семьи с детьми-инвалидами |
13648 |
8,13% |
Многодетные семьи |
27520 |
16,39% |
Малообеспечиные семьи |
89881 |
53,53% |
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев |
251 |
0,15% |
Неполные семьи |
36596 |
21,80% |
На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.
Суть этой широкой и многоплановой деятельности – оказание помощи одинокому родителю и его ребенку на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.
В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:
1. Оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;
2. Среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;
3. Долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;
4. Профилактические меры
различного характера, направленные
на предотвращение
Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).
Экстренные меры также необходимы в тех ситуациях, когда обнаруживается, что в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п. Мерами экстренного реагирования в этих случаях должно быть немедленное удаление детей из неблагополучной семьи, предоставление им убежища через помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого родителя родительских прав, сбор необходимых для этого документов.
К сожалению, применение последнего вида экстренных мер происходит не так уже редко. Как уже отмечалось выше, неполные семьи входят в группу высокого социального риска. Женщины в этих семьях часто не справляются со своей высокой родительской нагрузкой. Многие из них постепенно просто спиваются и, в конце концов, опускаться на самое социальное дно. Поэтому значительная часть из неполных семей находится на специальном учете в органах социальной защиты как семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а их несовершеннолетние члены – дети и подростки - как находящиеся в социально опасном положении.
Информация о работе Неполная семья как объект социальной работы