Образование в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:11, реферат

Краткое описание

Цель моего реферата – показать, что такое обучение в Америке и насколько оно совпадает с образованием? И, наконец, насколько американский опыт может быть полезен для нас в деле реформирования системы образования в России.

Прежде чем перейти к обсуждению американской системы образования и ее проблем, мне представляется необходимым определить в первом разделе реферата, что такое образование и как его понимать. По-видимому, наиболее эффективно определить значение термина «образование» будет, определив его отличие от терминов «обучение» и «учеба», часто ошибочно употребляемых в качестве его синонимов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…3

1 Система образования в США….……………………………………………………….4

2 Начальное и среднее образование……………………………………………………...5

3 Высшее образование…………………...……………………………………………...10

3.1 Колледжи: местные, технические и начального образования…………………….12

4 Особенности обучения в американских школах………………………………….....15

5 Особенности американского высшего образования………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………………….27

Список использованных источников…………………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

   Практически 99 процентов детей, окончивших детсадовские группы, поступают в школу (с 6 до 13 лет), 94 процента из них продолжают обучение до 17 лет. 29 процентов юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет становятся студентами колледжей и университетов.

 

    3 Высшее образование 

   В США не существует четкого определения  самого понятия «высшее учебное заведение». В принципе любое учебное за ведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые «послесредние учебные заведения» (postsecondary school), могут с равной степенью вероятности называться «колледжем», «школой», «институтом» или даже «университетом». Высшее обpазование — одна из самых доpогостоящих вещей в США.

   Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их престижности. В стране отсутствуют единые требования к абитуриентам. В частности, в  одни вузы осуществляют отбор путем  конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования, для других единственным условием является наличие среднего образования (например, открытый прием в 2-годичные колледжи). Общим требованием при поступлении в вуз является представление документов об окончании полной средней школы; перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество баллов по тестам, характеристики, результаты собеседования при поступлении.

   Ряд американских университетов и колледжей  осуществляют прием студентов по результатам конкурса документов об окончании средней школы. Однако наиболее престижные вузы устраивают конкурсный отбор, тат как количество поступающих значительно превышает возможности учебных заведений.

   Планового приема и выпуска специалистов в  масштабе страны не существует. Каждый вуз формирует студенческий контингент по своей системе, не заботясь о том, закончат ли все полный курс и куда смогут «самораспределиться». Формально в вузы США принимаются лица в любом возрасте. Срок обучения также не ограничен. В последние годы наметилась тенденция снижения масштабов поступления как в государственные, так и в частные колледжи и университеты молодежи, принадлежащей к среднему слою населения из-за повышения платы за обучение. Максимальная величина усредненных годовых расходов на одного студента составляет от 7000 долларов в государственных до 15 000 долларов в частных вузах. В США более 1350 местных колледжей и 2000 колледжей и университетов. Из этого числа частных — 65 процентов. 

 

    3.1 Колледжи: местные, технические и начального образования 

   Эти учебные заведения предлагают программы обучения, сравнимые с первыми двумя годами обучения в университете. В них можно получить степень по результатам четырехгодичного обучения. Кроме того, особенностью местных колледжей является то, что они предлагают курсы общего образования, технического образования и профессионального обучения, которые дают студентам специальность. Поскольку их задачей является дать возможность образования любому желающему, местные колледжи обычно принимают большинство студентов, отвечающих основным требованиям, и предлагают широкий выбор предметов при сравнительно низкой стоимости обучения.

   В последние годы в соответствии с  курсом на реформирование образования  американская высшая школа постоянно  совершенствует организацию учебного процесса. Так, большинство студентов зачисляются в колледжи с правом выбора режима посещаемости и учебного расписания, включая не только обучение по системе «неполного дня», но и занятия в выходные дни и во время каникул. Студенты неполного учебного дня, в основном, не планируют получить по окончании курса обучения академическую степень.

   Хотя термины «колледж» и «университет» не идентичны, они часто взаимозаменяемы в Соединенных Штатах. Обычно колледжи предлагают четырехгодичную программу обучения, позволяющую получить степень бакалавра. Колледжи могут существовать независимо, предлагая исключительно программы высшего начального образования, или являться частью университета.

   В США существует более двух тысяч  традиционных четырехлетних колледжей  и университетов, каждый из которых  имеет свою специфику. Колледж самостоятельно определяет свои цели, специализацию и правила приема студентов. К примеру, гуманитарные колледжи делают упор на гуманитарные, социальные науки и языки.

   Исторически государственные университеты в  США подразделялись на две основные категории: научно-исследовательские университеты и университеты типа «ленд-грант» и «си-грант». Научноисследовательские университеты уделяют значительное внимание научно-исследовательской, а также педагогической работе. Как правило, их программы обучения в меньшей степени связаны с прикладными исследованиями и в большей — с теоретическими исследованиями.У ниверситеты типа «ленд-грант» и «си-грант», так называемые «земельные» и «морские» (названия буквально отражают их ориентацию) делали особый упор на прикладное использование знаний в таких областях, как сельское хозяйство, технология и машиностроение («ленд-грант»), и в области морских исследований («си-грант»).

   Однако  сегодня традиционная классификация  университетов уже устарела: в  условиях довольно жесткой конкуренции (в частности, за источники финансирования) американские университеты уделяют более или менее равное внимание и научно-исследовательским, и прикладным областям знаний.

   Многочисленные  фонды и неправительственные  организации каждый год готовят своеобразный отчет о «котировке» высших учебных заведений страны (например, «Классификация Карнеги», в которой ранжируются все американские университеты). Традиционно в число лучших входят университеты, входящие в неформальный (изначально футбольный) клуб — Гарвардский, Пристонский, Йельский, Коламбия, Браун, Дартсмутский, Корнелл и Пенсильвания. Высоко котируются Мичиганский, Стэнфордский, Чикагский, Калифорнийский (Беркли), Иллинойский университеты, а также Массачусетский технологический институт, Уильямс-колледж, Амхерстколледж и Уэллсли-колледж (штат Массачусетс), Помона-колледж (штат Калифорния), Суортмор-колледж (штат Пенсильвания), Миддлбери-колледж (штат Вермонт), Боуден-колледж (штат Мэн). Внутри этой группы «супервузов» частных вузов больше, чем государственных.

   Основной  формой учебных занятий является лекция, которая читается для потоков, насчитывающих иногда до тысячи студентов.

   Понятия «академическая группа» не существует, так как каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекцией выдается ее конспект, что освобождает студента от ведения конспекта в нашем понимании.

   Студенты  слушают лектора и делают пометки  в розданном им тексте. Продолжается лекция от 50 минут до 2 часов, перемена — 10 минут. Начало занятий в 8 часов утра, выходные — суббота и воскресенье.

   Для получения степени бакалавра  студенты должны набрать определенное число зачетных единиц и сдать  требуемые экзамены.

   В отличие от степени бакалавра  степень магистра в США ориентируется на специализированную деятельность (музыка, управление бизнесом, техника, педагогика и др.). Лица, имеющие степень бакалавра, должны пройти обучение еще в течение 1–2 лет, написать и защитить «тезисы», в отдельных университетах требуется знание иностранного языка. Тезисы можно рассматривать как аналитический доклад или отчет соискателя магистерской степени о его научной работе по избранной теме.

   Высшим  этапом подготовки высококвалифицированных  специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. В докторантуру принимаются лица, имеющие, как правило, степень магистра, хотя в отдельных университетах достаточным является степень бакалавра.

 

    4 Особенности обучения в американских школах 

   Как ни сложно в это поверить, но в  США нет единой федеральной программы  школьного обучения. Вопросы учебного плана (curriculum) или определения корпуса  знаний и набора предметов, которые  надлежит преподавать, а также вопросы  уточнения школьного календаря (даты начала и конца учебного года, четвертей, каникул и т. д.) решаются на уровне штатов и административных округов, а точнее созданными при них советами по образованию. При этом советы вовсе не занимаются разработкой конкретных программ, а лишь определяют предметы и основной корпус знаний и навыков, которым надлежит обучать студентов соответствующих классов[4]. Содержание и объем материала, который предстоит постигнуть студенту (как, впрочем, и учебники, и другая печатная продукция, предназначенная для использования в классе), уточняются в школах самими преподавателями. И тут уж остается уповать на образованность, профессиональную квалификацию и ответственность учителя. Ибо он и только он решает, чему и как учить. Это, конечно, не значит, что школы работают бесконтрольно. Функцию контроля над школой выполняют советы по образованию, которые следят за соблюдением данных ими рекомендаций и качеством преподавания.

   Помимо  общей «стратегии» обучения, советы разрабатывают тесты для проверки знаний студентов в конце учебного года. Основной набор предметов, по которым проводится тестирование, включает письмо, чтение, математику и — уже в старших классах — естествознание (азы физики, биологии, химии и других естественных наук). Ежегодному тестированию подлежат студенты всех типов школ (публичных, частных, домашних), начиная с 3-го класса и вплоть до окончания. По результатам теста оценивается работа школы и курирующего ее совета по образованию. Эти результаты являются основными показателями при проведении конкурсов на лучшую школу штата и страны, что в конечном итоге определяет объемы финансирования той или иной школы на последующие годы. (Федеральное финансирование образования в США отсутствует, и средства на образование выделяются, как правило, из бюджета штата.) Результаты тестов, полученные старшеклассниками, учитываются также при их поступлении в колледжи и университеты, о чем я расскажу более подробно ниже.

   Иными словами, тест — это важнейшее  звено американской системы обучения (и, как мы увидим ниже, обучения не только школьного, но и университетского). Именно тест здесь является основным критерием эффективности обучения, и потому сдача теста рассматривается как основная цель самого процесса обучения.

   Те, кто непосредственно отвечает за выбор учебного материала и разработку программ, строят процесс обучения таким образом, чтобы сделать возможной сдачу школьниками необходимых тестов. По существу, весь учебный процесс нацелен на «натаскивание» студента на тест, на привитие тех навыков, без которых сдача теста будет невозможной. Как результат — из школьной программы элиминируются все «ненужные» предметы (или они преподаются в минимальном объеме).

   Тот же «прагматизм» в обучении свойствен и обучающемуся. Американский школьник, будучи еще не в состоянии определить свои цели, попадает в ситуацию, когда акцентируется инструментальная ценность вполне определенных навыков и знаний. Знания, которые подлежат тестированию, оказываются — пусть лишь на время — наиболее полезными. Казалось бы, это должно стимулировать процесс образования, поскольку очевидными становятся цели самой учебы. К сожалению, американский опыт свидетельствует об обратном. И виной тому — ограниченный диапазон знаний (предметов), которые оказываются полезными.

   Неизбежность  тестирования по ряду определенных предметов стимулирует изучение именно этих предметов, и лишь в том объеме, который необходим для сдачи теста. Ясно, что при такой постановке вопроса речь не идет о некоем систематически организованном образовании, способном привить ощущение и понимание неутилитарной и несиюминутной ценности знания.

   Американская  школа не формирует целостного концептуального  восприятия действительности, которое  ассоциируется с образованием, а  научает навыкам и приемам, на которые имеется социальный заказ. Поэтому если школьник и научается писать, читать, приобретает азы каких-то научных знаний, все это носит фрагментарный (несистематический) характер. Учеба по существу сводится к тому, чтобы «зазубрить», «заучить» какой-то минимум материала, чтобы успешно сдать тест. Весь остальной объем материала, в том числе и те предметы, которые не подпадают под тест, оказываются на периферии внимания и усилий школы.

   Подчеркну, что неверно понимать сказанное  таким образом, что-де американская школа ничему не научает. Она как раз весьма эффективна в смысле обучения конкретным приемам и навыкам (чтения, счета, письма и т. д.), в том числе и тем, без которых невозможно поступление в колледж и университет — реальные институты американского высшего образования, то место, где непосредственно готовятся специалисты, ученые, врачи, архитекторы, юристы и т. д.

 

Информация о работе Образование в США