Образование, наука и культура Беларуси во второй половине XIX - начале XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 12:35, сочинение

Краткое описание

Образование. После восстания 1863 г. для культурной жизни Белорусского края были характерны две основные тенденции: становление профессиональной (элитарной) белорусской культуры- сферы творческой деятельности художественной интеллигенции и усиленный культурный взаимообмен между народами, которые населяли белорусские земли. Со стороны господствующей нации этот обмен приобретал форму насильственной русификации нерусского населения.

Вложенные файлы: 1 файл

3.docx

— 85.63 Кб (Скачать файл)

 Образование, наука и культура Беларуси во второй половине XIX - начале XX в.

 

Образование. После восстания 1863 г. для культурной жизни Белорусского края были характерны две основные тенденции: становление профессиональной (элитарной) белорусской культуры- сферы творческой деятельности художественной интеллигенции и усиленный культурный взаимообмен между народами, которые населяли белорусские земли. Со стороны господствующей нации этот обмен приобретал форму насильственной русификации нерусского населения.

В области образования на белорусских землях происходили следующие изменения:

     Во-первых, Беларусь потеряла единственное высшее учебное заведение. В марте 1864 г. был закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт. Кроме того, в 1866 г. в университетах и институтах России вводилась процентная норма для студентов-католиков. Это ограничение распространялось и на белорусов католического вероисповедания. На пути к высшему образованию ставились препятствия, поскольку царское правительство не хотело умножать шляхетскую интеллигенцию (будущих сепаратистов) в Беларуси.

     Во-вторых, власти уволили из белорусских школ всех учителей католической веры, а взамен вызвали работников школы из Центральной России. 

        В-третьих, в стране в 1864 г. была проведена школьная реформа, которая в Беларуси должна была укрепить и усовершенствовать русскую школу. Реформа давала права открывать народные, а с 1872 г. и городские училища, которые подчинялись Министерству народного образования. Все остальные начальные школы разных ведомств и частных лиц закрывались. Мужские гимназии делились на два типа - классические и реальные. Первые специализировались на гуманитарных науках, вторые - естественных. Позже реальные гимназии были преобразованы в реальные училища. В-четвертых, начальное образование в деревне в значительной степени попало под контроль православной церкви. С 1884 г. В Беларуси вместе с народными училищами стали открываться церковноприходские школы (ЦПШ) которые содержались на средства духовного православного ведомства. Нигде в России не имело такую религиозно-русификаторскую направленность.

       В-пятых, создавалась местная система подготовки учительских кадров для начальных школ. Для этой цели служили учительские семинарии. Первая учительская семинария открылась в Молодечно в 1864 г. Она стала первой в России. Затем такие же учреждения появились в Несвиже Минской губернии, Свислочи Гродненской и Полоцке. Семинаристам запрещалось разговаривать по-белорусски. Все белорусское высмеивалось, связывалось с безграмотностью, невежеством. Ученики из деревень начинали стыдиться своей национальной принадлежности, стремились быть похожими на ту интеллигенцию и урядников, что приехали из России. Но «болезнь» денационализации затем у многих проходила и воспитанники семинарий становились активными участниками национально-освободительного движения.

В начале XX в. в системе образования в Беларуси наблюдались и положительные изменения. Начальные церковноприходские школы заменялись народными училищами светского характера. Распространялось профессиональное образование. Большую популярность приобретали такие средние учебные заведения, как коммерческие училища. Вместе с учительскими семинариями стали открываться учительские институты в Витебске (1910), Могилеве (1913), Минске (1914), которые давали фактически среднее специальное образование. С 1911 г. начало действовать Витебское отделение Московского археологического института, где известный белорусский метрик А. Сапунов читал курс истории Северо-Западного края.

   Наука. Сразу же после подавления восстания 1863 г. царское правительство мобилизовало официальную науку для поиска доказательств того, что Беларусь испокон веков являлась русским краем. Делалось это наперекор польским домогательствам на белорусские земли. Поэтому научная деятельность в Беларуси во второй половине XIX в. выделялась, во-первых, политизированностью, а, во-вторых, развитием преимущественно гуманитарных наук. В 1867 г. в Вильно открылся отдел Русского географического общества. Проводились археологические экспедиции, собирались старинные предметы быта и старопечатные книги. Однако в 1874 г. виленский отдел закрылся из-за нехватки специалистов из России.

В 1870 г. Вышел Первый белорусско-русский словарь И. Носовича (1788-1877), старейшего белорусского языковеда. Выделилась целая плеяда белорусских этнографов: П. Шейн (1826-1900), Н. Никифоровский (1845-1910), Е. Романов (1855- 1922). Белорусский народ заполучил своего академика Е. Карского (1860-1931). Мировую известность принесло ему фундаментальное издание «Белорусы» (три тома в семи частях), где автор изучал происхождение и развитие белорусского языка. Патриотические статьи замечательного белорусского историка М. Довнар-Запольского (1867-1934) печатала в 1888 г. одна из первых в Беларуси частная либеральная газета «Минский листок» (1886-1902).

Ученые- этнографы, языковеды, историки - уже во второй половине XIX в. выявили самобытность белорусского народа. Официальная доктрина русскости белорусского края не подтверждалась.

В начале XX в. научная деятельность в Беларуси теряла политическую окраску. Стремительно росла сеть учебных заведений. Изучением края занималась Витебская ученая архивная комиссия (1909), Смоленская ученая архивная комиссия, Минский церковный историко-археологический комитет (1908), восстановленный в 1910 г. в Вильно Северо-Западный отдел Русского географического товарищества, польское Товарищество друзей науки в Вильно (1907), Товарищество изучения Белорусского края в Могилеве. При содействии названных научных учреждений краеведческие музеи были созданы в Витебске, Могилеве, Гродно, Минске, Вильно. Значительным событием научной жизни Белорусского края стала деятельность Товарищества врачей Минска. Первыми научными учреждениями естественнонаучного профиля были исследовательские станции Беняконская сельскохозяйственная в Виленской губернии (1910) и Минская болотная (1913). Вопросами научной агрономии и ветеринарии занимались отдельные помещики под опекой сельскохозяйственных товариществ. В Минске в 1912-1916 гг. издавался первый в России журнал по культуре болот — «Болотоведение». Всего же в Беларуси с 1901 по 1917 г. выходило около 20 естественнонаучных изданий, в том числе 8 сельскохозяйственных, остальные - по медицине, болотоведению, лесоводству, железнодорожному транспорту и общим проблемам. Их редакции находились в Вильно, Минске, Витебске, Гродно, Могилеве, Бобруйске, Лепеле.

В изучение Беларуси включилась национальная интеллигенция. Уже в конце 80 - начале 90-х гг. XIX в. вокруг редакции «Минский листок» группировались любители белорусской культуры и истории. Свои исследования они публиковали и в ежегодном приложении газеты «Северо-Западный календарь», который выходил в 1888-1893 гг.

На страницах газеты «Наша нива» разрабатывалась теория белорусской культуры. Один из основателей «Нашей нивы». И. Луцкевич этнограф и археолог по профессии, собирал при редакции коллекции для будущего белорусского национального музея. В те времена в России не существовало почти ни одного университетского города, где бы под влиянием «Нашей нивы» не организовывались белорусские студенческие кружки по изучению прошлого своего Отечества. Выделялся Петербург. Там выходил литературно-художественный альманах «Молодая Беларусь» (1912-1913), который по существу был первым изданием белорусской научной публицистики, действовал Белорусский научно-литературный кружок студентов (1912-1917).

В 1910 г. в Вильно был напечатан первый учебник по истории Беларуси - «Кароткая гисторыя Беларуси». Его написал на белорусском языке В. Ластовский, который с 1909 г. работал секретарем редакции «Наша нива». Появление учебника стало важнейшим событием в летописи белорусского национального движения.

     Творческая деятельность. «Отцом» белорусской литературы  считается знаменитый поэт Ф. Богушевич. Это ему принадлежат слова, которые и сегодня отражают сущность белорусской национальной идеи: «Не пакидайце бсларускай мовы, каб не умерли». Белорусская литература второй половины XIX в. обогатилась произведениями Я. Лучины. А. Гуриновича. К. Кастровицкого (Каруся Каганца), О. Обуховича (первый белорусский баснеписец), Ф. Топчсвского. Не чурался народного языка и игуменский землевладелец, представитель польской культуры А. Ельский. В 1892 г. он издал в своем переводе на белорусский язык первую песню из поэмы «Пан Тадеуш» А. Мицкевича.

В начале XX в. решающую роль в развитии белорусской литературы играла единственная в крае белорусская газета «Наша нива». Она превратилась в собирательницу литературных талантов. Среди сотрудников газеты были Я. Колас, Я. Купала, который в 1914— 1915 гг. работал даже редактором-издателем газеты, Т. Гартный (Д. Жилунович), З. Бядуля, Э. Тетка (Элоиза Пашкевич-Кейрис), позже М. Богданович, Ядвигин Ш. (Левицкий Антон), К. Буйло, М. Горецкий, А. Гарун.

  В 1912 г в Вильно начал издаваться сатирический журнал «Крапива», сельскохозяйственный отдел «Нашей нивы» перерос в самостоятельный журнал «Соха». С конца 1913 г. он издавался в Минске. Здесь же появился литературный месячник для молодежи «Лучинка», который редактировала Э. Тетка. В январе 1913 г.в Вильно при финансовой поддержке княгини М. Радзивилл начала выходить на белорусском языке латинкой католическая ежедневная газета «Беларус».

   Сразу же после отмены  в декабре 1904 г. ограничений для  нерусских языков крупнейшее белорусское издательство было основано П. Ивановским в Петербурге под названием «Заглянет солнце и в наше оконце». Именно в нем в 1905 г. вышли первые буквари для белорусских детей на латинке (составитель В. Ивановский) и кириллице (К. Каганец). В 1913 г. В. Ивановский с помощью Я. Купалы и И. Луцкевича перенес свое дело в Вильно, где организовал Белорусское издательское товарищество и открыл первую белорусскую типографию. Кроме того, действовали такие белорусские издательства, как «Минчук» (Минск), «Наша хата», -Полочанин», «А. Гриневич» (Вильно). Благодаря усилиям «нашенивцев» практически все белорусские писатели печатали свои произведения. Всего с 1906 по 1915 г. было издано около 160 белорусских книг. Белорусская литература в этот период выходила на уровень классической и включалась в европейский культурный процесс.

Новую послереформенную эпоху наиболее ярко отражала архитектура городов. Во-первых, они приобретали черты индустриализации: железнодорожные вокзалы, заводские трубы, многоэтажные каменные дома, деловые благоустроенные центры и грязные пролетарские окраины. Появились конно-железнодорожные дороги (конки) в Минске и Могилеве (1890-е гг.), трамвай в Витебске (1898). Во-вторых, в конце XIX - начале XX в. в архитектуре наблюдался отход от русского классицизма феодальной эпохи и установление нового стиля - эклектизма, который допускал выбор архитектурных форм из прежних эпох.

Во второй половине XIX в. на весь край только в Вильно существовала рисовальная школа, которая давала профессиональную подготовку. Большой популярностью пользовалась Петербургская академия художеств. Знаменитыми художниками того времени были К. Альхимович, который прославился своими историческими полотнами, Н. Силиванович, мастер бытовых картин и портрета, пейзажист О. Горавский. Белорусская земля, ее история, люди не оставили равнодушным И. Репина, который в 90-е гг. временно жил в Здравнево под Витебском. В начале XX в. рисовальные школы уже работали в Минске, Витебске, Могилеве. Самыми распространенными жанрами искусства становятся портрет и пейзаж. Большую известность имели художники-пейзажисты Ф. Рущиц и Г. Вейсенгоф. Наиболее ярким представителем бытового жанра в местной живописи был Ю. Пэн. В начале XX в. он основал в Витебске рисовальную школу, где учились сотни юных талантов, среди которых были М. Шагал и С. Юдович.

    Зрелым иллюстратором белорусских изданий был К. Каганец, один из основателей белорусской литературы нового времени. В период деятельности «Нашем нивы» начиналась творческая жизнь Я. Дроздовича (1888 1954), талантливого белорусского графика, художника и скульптора.

   Во второй половине XIX в. господствующее положение в Беларуси занимал русский театр. Местная публика весьма тепло принимала великую русскую актрису М. Савину и известного актера В. Долматова, которые свою театральную карьеру начинали в 1869 г. на минской сцене. Очень близкой белорусскому восприятию была украинская драматургия, которую демонстрировали в белорусских городах труппы М. Старицкого и М. Крапивницкого. На сценах белорусских губернских городов выступали практически все лучшие тральные коллективы России. Свое мастерство получили возможность продемонстрировать польские еврейские труппы. Минчане были свидетелями творческих поисков режиссера-новатора В. Мейерхольда (1908).                                          

  Во второй половине XIX- начале XX в. в театральной деятельности и белорусы поднялись на уровень профессионализма. Одна из многочисленных театральных групп сложилась в фольварке Поливачи Дисненского уезда во главе с И. Буйницким. Бывший землемер оказался талантливым артистом, постановщиком ганцев и режиссером. В 1910 г. его труппа переросла в профессиональный театр, который стал первым национальным театром. Не имея своего здания, театральный коллектив гастролировал по городам и местечкам Беларуси. Белорусские актеры выступали в Петербурге и Варшаве. Зрителям предлагались песни, танцевальные программы и театральные постановки. Сборы от крестьянской публики были небольшими, и труппа держалась в значительной степени на средства И. Буйницкого, пока он в конце концов не обанкротился. В 1913 г. театр закрылся.                         

 Значительным явлением того  времени были гастроли знаменитых российских и иностранных музыкантов и певцов, таких, как С. Рахманинов, А. Скрябин, всемирно известный «шведский соловей» А. Форстрем. В начале XX в. в отдельных городах стали возникать частные музыкальные училища. В Минске организовался симфонический оркестр. Первые творческие шаги делал белорусский композитор Л. Роговский.

     Культурное разнообразие Беларуси. Практически все успехи в развитии белорусской культуры в начале XX в. связывались с деятельностью газеты «Наша нива». Газета пропагандировала национальное самосознание и единство белорусов независимо от их вероисповедания, требовала введения белорусского языка в церквях, костелах, школах. Она поднимала его на уровень литературного и научного, чтобы удержать белорусов от перехода на русский или польский язык. Не случайно поэтому время культурного развития в период деятельности «Нашей нивы», вошло в историю под названием «нашенивского». В то же время «Наша нива. » никогда  не позволяла себе неуважительных высказываний насчет других наций. Более того, она говорила о необходимости уважать права каждого народа, широко использовать достижения русской, польской и украинкой культур. Но царское правительство остерегалось белорусского возрождения. Оно запрещало выписывать и читать «Нашу ниву» всем учителям Виленского учебного округа, всем государственным чиновникам и ученикам сельскохозяйетвенных школ.

  Получила развитие в Беларуси  и профессиональная культура (литература, театр), которая зарождалась в  городах с центром в Вильно. Но преобладала традиционная (народная) культура, которая концентрировалась в белорусской деревне. Это - деревянное зодчество, гончарство, одежда, ткачество, вышивка, фольклор, обряды, праздники.

   Наиболее мощные русские культурные центры были в городах (особенно губернских). Русская либеральная интеллигенции объединялась вокруг периодических изданий, музеев, собиралась на вечер на частных квартирах. Так, в Витебске в 1883 г. было основано Товарищество любителей музыкального и драматического искусства, и Минске в 1899 г. — Товарищество любителей изящных искусств, которые вели просветительную деятельность. Русская культура Беларуси приобретала демократическое направление.

Информация о работе Образование, наука и культура Беларуси во второй половине XIX - начале XX в