Образовательные потребности и мотивы: их функция, структура и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Потребности и их классификации…………………………………………………….4
Образовательные потребности………………………………………………………...6
Мотивы и их виды……………………………………………………………………...9
Образовательные мотивы, их классификация………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по общей психологии.docx

— 240.24 Кб (Скачать файл)

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Общая психология

 

Образовательные потребности и мотивы: их функция, структура и развитие

 

 

Контрольная работа

Зайцева М.В.

1 курса П  группы 1512

 

 

 

Дата сдачи  контрольной работы___________________

Оценка выполненной  работы______________________

 

 

Санкт-Петербург 2013 год

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

Потребности и их классификации…………………………………………………….4

Образовательные потребности………………………………………………………...6

Мотивы и  их виды……………………………………………………………………...9

Образовательные мотивы, их классификация………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая  цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести  свои субъективные представления о  потребности с ее объективным  содержанием, отыскивая средства овладения  целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны  с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости  от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется  за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

 

 

 

Потребности и их классификация

Потребность — это жизненно важная нужда в чем-либо, которая свойственна  человеку, как психическое состояние, выражающееся через интерес, желание, чаяние (ожидание), предпочтение и (или) стремление разрешить противоречие между «действительным и желаемым», т.е. между «тем, что есть, и тем, что должно быть». Значит потребностью можно также считать и пробел между состоянием «реального минимума»  и состоянием «идеального максимума».

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у нее произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Существует множество классификаций  потребностей. Различают потребности:

  1. по сферам деятельности:

а) потребности труда

б) познания

в) общения

г) отдыха

      2. по объекту потребностей:

       а) материальные

б) биологические

           в) социальные

г) духовные

д) этические

          е) эстетические и др.

      3. по значимости:

           а) доминирующие/второстепенные

           б) центральные/периферические

4. по временной устойчивости:

           а) устойчивые

           б) ситуативные

 5. по функциональной роли:

           а) естественные

           б) обусловленные культурой

 6. по субъекту потребностей:

           а) групповые

           б) индивидуальные

           в)  коллективные

           г) общественные

В последнее десятилетие все  возрастающий интерес ученых и практиков  вызывают идеи «информационного общества»  и «непрерывного образования». Одновременно растет заинтересованность в путях  удовлетворения потребностей специалистов в повышении квалификации на протяжении всей их активной профессиональной деятельности.

С психологической точки зрения, эти потребности могут быть связаны  с формальным и неформальным обучением, позволяющим специалистам последовательно  развивать уровень профессионализма, качественно выполнять служебные обязанности, претворить в жизнь мечту о продвижении по ступеням профессиональной карьеры. С социологической точки зрения, повышение квалификации является центральным компонентом развития любой организации. Оно может включать потребности в периодической профессиональной подготовке персонала и его переподготовке в виде второго высшего образования, ведущего к изменениям в умениях и навыках специалистов, обеспечивающих вклад в продуктивную деятельность и успешное развитие организации. 

 

Образовательные потребности

Потребности являются мотивационной силой деятельности и возникают в результате действия внутренних и внешних побудителей. 
Внутренние побудители в основном представляют собой систему ценностей, которая в виде внутренних «ресурсов» определяет направленность деятельности и самовыражение человека. Эта система недостаточно динамична. Поэтому познание ценностей на основе явлений или предметов, которым человек отдает предпочтение, позволяет нам прогнозировать его поведение. В роли внешних побудителей деятельности выступают разнообразные позитивные и негативные стимулы, связанные с «ресурсами» окружающей среды. Познание того, к чему человек относится позитивно, а к чему — негативно по отношению к окружающей среде, представляет нам возможность оказать рациональное воздействие как на внутренние, так и на внешние «ресурсы» человека путем усилий по созданию условий, благоприятных для удовлетворения его потребностей.  
       Из этого следует, что чтобы познать образовательные потребности, нужно исследовать, кроме всего прочего, интересы, оценки, желания, чаяния, предпочтения и (или) стремления респондентов, связанные как с их внутренней системой ценностей (направленностью человека), так и с внешними условиями, стараясь определить, к каким «ресурсам» респонденты относятся позитивно или негативно.

 Для образовательного учреждения потребителями его услуг выступают те, кому нужен тот или иной уровень подготовленности человека к какой-то деятельности.

С одной стороны, это обучающийся, который может быть или не быть покупателем услуги. Оплачивая свое образование, он повышает стоимость  своей рабочей силы и становится в определенном смысле свободным  агентом на рынке труда. Не оплачивая  сам свое образование, человек выступает  только как потребитель и принимает  на себя обязательства тех, кто платит за него. С другой стороны, потребителем образовательной услуги является субъект  рынка труда, которому нужны специалисты  с определенным уровнем подготовленности и который платит при найме  на работу за этот уровень. Потребителем образовательных услуг может  быть и другое образовательное учреждение, которому нужны обучающиеся для  осуществления своей деятельности. Однако субъекты рынков труда и образования  не испытывают образовательных потребностей – у них есть потребность в ресурсах с тем или иным уровнем образования. Устанавливая требования к уровню подготовленности человеческих ресурсов, субъекты рынка оказывают воздействие на формирование у людей потребности в получении того или иного образования.

Тем самым образовательная потребность  у человека может формироваться  на основе требований субъектов рынков труда и образования, а также  своих нужд и потребностей.

Нужда в образовании может проявляться  в ощущении человеком недостатка знаний и умений в осуществлении  деятельности, связанной с выживанием: общением, игрой, самообслуживанием, работой. Потребность же в образовании (образовательная  потребность) может формироваться  на основе самых различных нужд человека, поскольку освоение новых видов  деятельности и занятий требует  приобретения новых (или переосмысления старых) умений.

Например, необходимость подтвердить  при аттестации свою квалификацию формирует  у работника потребность обновить свои знания в форме самообразования  или обучения на курсах повышения  квалификации.

Удовлетворение нужды в элементарном образовании или отсутствие нужды  в обновлении своей деятельности приводит к невостребованности человеком  образования. Это является одной  из причин снижения интереса к обучению у школьников 5–7 классов, студентов 3–4 курсов или педагогов с большим  стажем работы.

С другой стороны, у человека может  формироваться образовательная  потребность, если он испытывает нужду  в подтверждении определенного  статуса (хороший ученик, успешный руководитель), своих результатов (умелый работник) или в смене деятельности. В  этом случае человек воспринимает образование и как средство (инструмент) самореализации, и как цель своей деятельности на определенный период.

Образовательные учреждения ограничены в возможности воздействовать на нужды потребителей. Необходимость  овладения знаниями, умениями, качествами у каждого человека конкурирует  с другими нуждами и желаниями: общаться, отдыхать, работать. Такая  внутренняя конкуренция толкает  к отказу от образования или к  снижению затрат на его получение.

Образовательному учреждению необходимо формировать образовательные потребности  людей, опираясь на другие различные  нужды. Тем самым учреждению больше внимания требуется уделять не столько  педагогическому, сколько социальному  результату своей деятельности. Имея представление о нуждах окружающего  сообщества, учреждение может формировать  у клиентов различные образовательные  потребности путем предоставления большего ассортимента своих услуг.

Мотивы и их виды

 Под мотивами понимаются  конкретные побуждения, причины,  заставляющие личность действовать,  совершать поступки, а также отношение  учащегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов во взаимосвязи выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы - очень сложные образования, представляют собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Классификация мотивов, действующих в системе обучения, предполагает деление их по видам, уровням, направленности и содержанию.

1. По видам выделяют мотивы:

1) социальные и познавательные (когнитивные),

2) побудительные и смыслообразующие,

3) внешние и внутренние,

4) осознанные и неосознанные,

5) реальные и мнимые.

2. По уровням:

1) широкие социальные мотивы 

2) узкие социальные (или позитивные) мотивы (стремление 

3) мотивы социального сотрудничества

4) широкие познавательные мотивы 

5) учебно-познавательные мотивы 

6) мотивы самообразования  

3. По направленности и содержанию:

1) социальные (социально-ценностные),

2) познавательные,

3) профессионально-ценностные,

4) эстетические,

5) коммуникационные,

6) статусно-позитивные,

7) традиционно-исторические,

8) утилитарно-практические (меркантильные).

 

Установлено, что:

1) в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения;

2) группы мотивов находятся в  динамической связи между собой,  сочетаются различным образом  в зависимости от возникающих  условий. Из этих сочетаний  возникает движущая сила учения. Её характер, направленность, величина определяются суммарным действием мотивов.

Информация о работе Образовательные потребности и мотивы: их функция, структура и развитие