Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:52, дипломная работа
Объект дипломной работы – психологические особенности взрослых мужчин и женщин.
Цель работы – изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.
Методы исследования: библиографический анализ, опрос, психодиагностические методы, методы статистического и математического анализа данных. Степень внедрения: частичная.
Область применения: в процессе психологической работы с населением, в частности с семьей.
Эффективность: повышение качества психологической помощи населению, в частности семье.
Введение
3
1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей мужчин и женщин
1.1 Сущность понятия «гендер»
8
1.2 Гендерные теории
9
1.3 Изучение гендерных различий в психологии
14
1.4 Гендерная идентичность в современных психологических исследованиях
26
2 Эмпирическое исследование образа идеального мужчины у мужчин и женщин
2.1 Процедура и методики эмпирического исследования
33
2.2 Образ идеального мужчины у
взрослых мужчин и женщин
36
2.3 Особенности гендерной идентичности испытуемых
37
2.4 Образ идеального мужчины у респондентов с разной гендерной идентичностью
40
2.5. Образ мужа у респондентов с разной гендерной идентичностью
43
Заключение
48
Список использованных источников
52
Приложение А (обязательное) Методика определения маскулинности-феминности С. Бем
57
С целью объяснить полученные различия исследователи проанализировали различные показатели социального развития. Единственным значимым фактором оказалось вероисповедание и зависимость от включенности в традиции поклонения божествам женского пола или наличия женского участия в религиозных церемониях. В целом, результаты указывали на панкультурное сходство гендерных систем, детерминированное издревле сложившейся системой разделения труда, где женщинам отводится домашний труд, а мужчинам работа за пределами дома. Изменение этой системы ведет к гендерному сглаживанию. В странах с более развитой экономикой женщины больше вовлечены во внешнюю социальную сферу [18].
В исследовании С. Оскамп (Oskamp , 1991) прослежены тенденции в ген-дерно-ролевых установках, на протяжении пятидесяти лет с 1937 по 1987 гг. За эти годы автор проследил динамику гендерных стереотипов в отношении участия женщин в управленческой деятельности и в государственной власти, в пользу более позитивного отношения. Таким образом, тенденция гендерного сглаживания прослеживается в самых разных сферах жизни социума, эти изменения наблюдаются и на уровне стереотипов, и в осознании, на уровне смысловой сферы личности [48, 118].
Рассмотренные выше направления являются наиболее распространенными теориями усвоения половой роли и гендерной идентичности: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Таким образом, обозначилось направление исследований психологических механизмов становления гендерной идентичности, его основой являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола).
1.4 Гендерная
идентичность в современных
Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний [23].
Гендерная идентичность – аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [18]. Процесс формирования гендерной идентичности, как видно из определения, тесно связан с процессом самосознания. Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка к полутора годам, как устойчивый элемент самосознания. С возрастом, объем и содержание гендерной идентичности изменяется. В два года ребенок знает свой пол, но не осознает его причинность. В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют ее со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Таким образом, восприятие половой принадлежности изначально складывается из материализованных атрибутов и признаков, воспринимаемых как неотъемлемые составляющие пола. К семи годам формируется полноценная осознанность необратимости половой принадлежности, что порождает усиление половой дифференциации поведения и установок, то есть происходит интериоризация полового осознания. Стихийная половая сегрегация способствует усвоению и осознанию половых различий. Осознание ребенком своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней, то есть включается в систему переживаний [22].
По мнению И. С. Кона, основные методологические позиции современной теории гендерной идентичности опираются на методологию феминистского анализа гендера как структуры общественных отношений, отношений власти, исследований субкультур и проблем, связанных с сопротивлением социальных меньшинств, а так же анализ социальных отношений, включая национальные, классовые, половые и другие идентичности [22].
В свете социально-
На сегодняшний день
среди различных научных
И. С. Клецина в работе посвященной теоретическому обоснованию психологии гендерных отношений разводит традиционный и гендерно ориентированный подход. Если традиционно психологический пол индивида рассматривается как биполярный конструкт, то в гендерно ориентированном подходе – это мультиполярыый конструкт. Согласно данной мульти-полярной модели — характеристики идентичности формируются в процессе гендерной социализации и зависят от социо-культурного контекста. Характеристики гендерной идентичности могут изменяться под воздействием фактора времени и условий жизнедеятельности. Неизменной остается только базовая идентичность — принадлежность к определенному полу. В свете гендерного подхода – м аскулинные и фемининные характеристики существуют как независимые конструкты, в отличии от традиционной биполярной модели, где они считаются противоположными и взаимоисключающими. Так же, гендерный подход предполагает, что традиционные представления о маскулинности и фе-мининности не являются нормативными эталонами, следовательно, отступления от них не является патологичным. Напротив, индивиды, обладающие выраженными характеристиками, строго соответствующими их полу, не обнаруживают высокий уровень адаптированности [17, 144]
Современный мир, характеризующийся
большой динамичностью и
Кризис идентичности – утрата собственной идентичности, ощущение отсутствия последовательности в своей жизни, как будто тот человек, которым мы являемся сегодня, - это совсем не тот человек, которым мы были вчера [12, 122]. Кризис гендерной идентичности – это переживание непоследовательности изменений себя как мужчины или женщины, рассогласование внутренних ценностей (образов и идеалов маскулинности/феминности), непринятие себя или отдельных сторон своей личности как мужчины или женщины [18].
Говоря о кризисе гендерной идентичности, И. С. Клецина отмечает, что можно наблюдать этот процесс в следующих плоскостях:
-кризис образов и
норм маскулинности и
- норм в коммуникационных каналах социума (например, СМИ, образование, государственные институты);
- кризис идентичности в личности мужчин и женщин, как внутренний конфликт, сопровождающийся "потерей" ощущения целостности себя как мужчины или женщины [18].
Тенденции гендерного сглаживания
и неоднозначность
В итоге можно сказать, что кризис гендерной идентичности является, с одной стороны, социокультурным явлением, а с другой - индивидуальной проблемой личности. И в этом последнем случае он представляет собой проблему не отдельной личности, а состояние психологического неблагополучия, характерное для значительной части мужчин и женщин как представителей гендерных групп. Поэтому данный феномен имеет не столько психологическую, сколько социально-психологическую и социальную природу и должен анализироваться с учетом влияния различных факторов. Кризис гендерной идентичности личности всегда является вызовом эволюции человека как психосоциального существа, и если личность не воспринимает этот вызов, то возникает вероятность возникновения кризиса такой интенсивности, что он сметает личность.
Описанный выше теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что исследования в области психологии гендера являются очень актуальным направлением. Гендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол; гендерные нормы и поведение, гендерные стереотипы; гендерная идентичность.
Гендерная идентичность, наряду с другими (профессиональной, этнической и др.) является одной из сторон эго-идентичности и стремится к интеграции и целостности с ними.
Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли и наличие гендерных различий: Традиционный психоанализ, неофрейдизм, Теория социального научения "Теория половой типизации", теория когнитивного развития Л. Колберга, теория Э. Эриксона , зарубежная гендерная психология (Джин Милле, Кэрролл Гилиган, Нэнси Ходороу, Дж. Стоккард, М. Джонсон, С. Бем и др.)
«Новая психология пола» дала толчок более фундаментальным исследованиям, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий. Концепция андрогинии С. Бэм позволяет нам исследовать личность с точки зрения соотношения характеристик маскулинности и фемининности, абстрагируясь от половой дифференциации.
Гендерный подход к исследованию психологических проблем пола опирается на понимание гендерной идентичности как мультиполярного конструкта. В рамках данной концепции предполагается, что психологический пол личности кроме маскулинных и фемининных свойств включает также и другие характеристики гендерной направленности: гендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения. Все эти составляющие гендерной идентичности взаимосвязаны между собой. Гендерная идентичность предстает как многоуровневая, сложноорганизованная структура, включающая основной (базовый) и периферические комплексы характеристик.
В психологии наиболее распространенными теориями усвоения половой роли и гендерной идентичности являются следующие: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Таким образом, обозначилось направление исследований психологических механизмов становления гендерной идентичности, его основой являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола). Теория гендерной системы подчеркивает влияние общества, системы сложившихся гендерных стереотипов и установок на формирование личностной социализации.
Современная наука рассматривает гендерную идентичность преимущественно в наибольшей удаленности от биологической составляющей пола, стремится не к оценке и коррекции личности, а к пониманию индивидуальной ген-
дерной идентичности.
Такое направление
Гендер проявляет себя на уровне внутреннего мира человека через потребности, переживания и определенное информационное наполнение (модели поведения). Речь идет об определенной оперативности смысла. Образ мира динамичен в зависимости от того, как изменяется система оперативных образов. Для гендерной идентичности должна быть характерна своя система оперативных образов мира - это роль женщины и роль мужчины.
2 Эмпирическое исследование образа идеального мужчины у мужчин и женщин
2.1 Организация и методики эмпирического исследования
Исследование представлений об идеальном мужчине проводилось в феврале-марте 2012 г. Выборку эмпирического исследования составили мужчины и женщины в возрасте 25-35 лет. В нем приняло участие 80 человек, мужчины (36 человек) и женщины (44 человека).
Целью эмпирического исследования является выявление различий в представлениях об идеальном мужчине у мужчин и женщин в зависимости от гендерных особенностях испытуемых.
Задачи эмпирического исследования:
1 Изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин.
2 Выявление типов гендерной идентичности у взрослых мужчин и женщин.
3 Изучение образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
4 Изучение образа мужа как одной из важнейших мужских социальных ролей у взрослых мужчин и женщин с разной гендерной идентичностью.
Для выявления типов гендерной идентичности был применен опросник С. Беем (Пайнс Э., Маслач К., 2000, 199). [32, 115] Методика направлена на изучение проявлений – маскулинных и феминных характеристик личности. На основании преобладания одной из этих характеристик делается вывод о принадлежности респондента к маскулинному, феминному или андрогинному психологическому полу. К маскулинности автор относит следующие качества: умение самоутвердиться, сильная личность, напористость, аналитичность, способность руководить, готовность рисковать, доминирование, мужественность, внешняя сдержанность, способность действовать в качестве лидера, сила, смелость, сила воли, выносливость. К феминности относятся такие качествам, как уступчивость, застенчивость, склонность к проявлению чувств, нежность, женственность, сострадание, мягкость в высказываниях, стремление утешить, обаяние, инфантильность, не использование резких выражений, красота, терпимость.
Информация о работе Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин