Обследование у дошкольников звуковой стороны речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопроса. Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своим речевым и слуховым аппаратом.
Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. В 10-11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период «фонемного развития речи». К концу первого года появляются первые слова. Сначала второго года начинается дифференциация звуков. К трем годам ребенок овладевает всей системой звукового языка. Труднее всего ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки. А уже к пяти годам ребенок овладевает правильным произношением.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. Теоретические основы современного состояния изучаемой проблемы……………………………………………………………………... 6
1.1. Развитие учения о слоговой структуре в педагогической литературе..6
1.2. Общие принципы обследования речи детей дошкольного возраста.13
1.3. Обследование у дошкольников звуковой стороны речи……………..15
Выводы по I главе……………………………………..………………..….....17.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ …………………………………….22
2.1. Организация и методы исследования у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи…………………………………………………………22
2.2. Результаты собственного исследования у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи………………………………………………………... 27
2.3. Практические рекомендации по профилактике нарушений звуковой стороны речи …………………………………………………………………...29
Выводы по II главе……………………………………………………..…..…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Avdeeva_M_O_Kursovaya_rabota_IV.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

БУТОН – БАТОН –  ПИТОН – БЕТОН

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

В булочной куплю …

В зоопарке жил …

Распускается …

Нужен для дорог …

КАТОК – ПОТОК –  МОТОК – ВЕНОК

Тебе задачу дам

Все расставить по местам

Что стащил игривый кот? …

Таня девочкам плетет? …

С гор спускается, течет? …

Что за скользкий, ровный лед?

Игра «Закончи рифму».

Шепчет ночью мне  на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Ой, ребята, верь, не верь - от меня сбежала... (кошка, дверь, стенка).

Сказала дверь: «Мой дорогой! Не открывай меня... (плечом, коленом, ногой).

От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).

Две лисички, две сестрички  отыскали где-то... (спички, щетку, ножик).

Опустела мостовая, и уехали... (автобусы, трамваи, такси).

Говорила мышка мышке: - До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки).

Сел в машину верный пёс, у него в чернилах... (лапа, шея, нос).

В выходной пошли куда-то мама, папа и... (детишки, ребята, малыши).

Катя Лену просит дать краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу).

Портфель я выронил  из рук, такой большой на ветке... (жук).

Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка).

Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери).

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч).

Как-то вечером две  мышки унесли у Пети... (книжки).

Не полезет Влад на ель, у него в руках... (портфель).

«Я трудиться не привык!» - отвечает... (грузовик).

«Рифмовки – обманки».

Ребёнок внимательно  слушает рифмовку – обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его «правильным», похожим по звуковому составу.

Мы скатаем снежный  ком

И построим куклам ТОМ (ДОМ).

Говорит сосед – чудак:

Вырос в поле красный  РАК (МАК).

Отругала мама зайку:

Не надел под свитер ГАЙКУ (МАЙКУ).

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей ДУДКЕ (БУДКЕ).

Два танкиста едут в …  БАНКЕ.

Деньги сохранились  в … ТАНКЕ.

Жаркий наступил …  ПЕНЕК.

Маша села на … ДЕНЕК.

У Тани голубые … ЛАПКИ.

Когтистые у кошки  … ТАПКИ.

Заверну железный … БИНТ.

И куплю в аптеке …  ВИНТ.

От конфет остались …  БАНТИКИ.

Завяжу на платье …  ФАНТИКИ.

Положу рядом с печкой … КОЛЕНО.

И помажу зеленкой … ПОЛЕНО.

Я посуду мою в …  КОЙКЕ.

Вечером читаю в …  МОЙКЕ.

Идут солдаты в прочных  … МАСКАХ.

А все на карнавале в … КАСКАХ.

Попал в тарелку черный … ГОЛОС.

Но тут раздался громкий  … ВОЛОС.

Съел я овощной …  ХАЛАТ.

А потом надел …  САЛАТ

Игра «Путаница».

Игра для развития звукового различения. Нужно обратить внимание ребёнка на то, как важно  не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть:

Русская красавица своей  козою славится.

Тащит мышонок в норку  огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку.

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил. 

 

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том. 

 

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят. 

 

Мальчишек радостный  народ

Коньками звучно режет  мёд. 

 

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.  

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Игра «Буква заблудилась».

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей - то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква - озорница,

Очень странные дела

Начали твориться ...

Посмотрите - ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Нужно задать вопрос ребёнку, что перепутал поэт? Какие слова  нужно употребить вместо этих? 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 

 

Сводная таблица результатов обследования в экспериментальной группе

Объект

Сумма баллов по результатам заданий

Итоговая сумма баллов по 5-ти блокам

1-й блок

2-й блок

3-й блок

4-й блок

5-й блок

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

А1

2,75

5

1,75

3

3,5

5

3,5

5

1,25

5

12,5 (средний уровень)

23 (высокий уровень)

А2

2

5

1,75

4

2,5

5

2,5

5

2,25

4,5

11 (средний уровень

23,5 (высокий уровень)

А3

2,75

5

1,75

4

4

5

3,5

5

1,25

4,5

13,25 (средний уровень)

23,5 (высокий уровень)

А4

2

4

1,75

4

2,5

5

2,5

5

1,25

4

10 (низкий уровень)

22 (высокий уровень)

А5

1,5

4

1,25

3

2,5

5

2,5

5

1,25

3

9 (низкий уровень)

20 (средний уровень)

А6

1,5

5

1,25

3,5

3

5

2,5

5

1,25

3,5

9,5 (низкий уровень)

22(высокий уровень)

А7

3

5

2

3

5

5

5

5

2,5

3

17,5 (средний уровень)

21 (высокий уровень)

А8

1,5

5

1

3,5

3

5

2,5

5

1,25

4

9,25

(низкий уровень)

22,5 (высокий уровень)

А9

3,5

5

3

3

5

5

4

5

3

5

18 (средний уровень)

23 (высокий уровень)

А10

3,5

5

3

4

5

5

4

5

3,5

5

19 (средний уровень)

24 (высокий уровень)


 

 

К1 – констатирующий эксперимент, К2 – контрольный эксперимент.  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 

 

Сводная таблица результатов обследования в контрольной группе

Объект

Сумма баллов по результатам заданий

Итоговая сумма  баллов по 5-ти блокам

1-й блок

2-й блок

3-й блок

4-й блок

5-й блок

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

В1

2,75

3,5

1,75

2,25

3,5

5

3,5

5

1,25

4,75

12,5 (средний  уровень)

20,5 (высокий  уровень)

В2

2

2

1,25

2

2,5

3

2,5

3

1,25

3

9,5 (низкий уровень

13 (средний уровень)

В3

2,75

3,5

1,75

2,5

4

5

3,5

5

1,25

5

13,25 (средний  уровень)

21 (высокий уровень)

В4

2

2

1,25

1,25

2,5

2,75

2,5

2,75

1,25

1,25

9,5 (низкий уровень)

10 (низкий уровень)

В5

1,5

3

1,5

2,5

4

5

3

5

1,25

2,5

11,25 (средний  уровень)

18 (средний уровень)

В6

1,5

2,5

1,25

2

3

3,75

2,5

4

1,25

1,75

9,5 (низкий уровень)

14 (средний уровень)

В7

3

5

2

3,5

5

5

5

5

2,5

4

17,5 (средний  уровень)

22,5 (высокий  уровень)

В8

1,5

2,5

1

1,5

2

3

2,5

4

3

4

10 (низкий уровень)

15 (средний уровень)

В9

3,5

4

3

4,5

5

5

4

5

3

4,5

18,5 (средний  уровень)

23 (высокий уровень)

В10

3,5

4,5

3

4,75

5

5

4

5

3,5

4,25

19 (средний уровень)

23,5 (высокий  уровень)


 

 




Информация о работе Обследование у дошкольников звуковой стороны речи