Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:01, шпаргалка
Психические явления – это совокупность всех явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, которые изучает психология.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой.
18.
Конфликт - определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
1 - возникновение конфликтной ситуации. На этой стадии зарождается противоречие, которое может еще не осознаваться участниками и свидетелями. Если конфликт имеет намеренно характер, то противоречие, что было в скрытой форме, обостряется по инициативе одной из сторон.
2- осознание конфликта. Конфликтующие стороны начинают понимать, находящихся в конфликтных, соперников отношениях с соответствующим эмоциональной окраской. Формируется оценка ситуации как конфликтной - определяются причина, повод, состав участников, перебираются варианты действий и определяется оптимальный из них, принимается решение в действие.
3- внешнее проявление конфликта.
Происходит открытое столкновение противоборствующих
сторон, каждая из которых действует согласно
своим намерениям и принятых решений.
4- решения, завершение
конфликта. На этой стадии конфликта участники оценивают последствия
своих действий, сопоставляют достигнутый
результат с ранее намеченной целью. В
зависимости от выводов конфликт прекращается
(затухает) или же развивается дальше;
в последнем случае он заново проходит
через вторую, третью и четвертую стадии,
но уже на новом уровне.
Объективными причинами возникновения конфликтов являются: а) ограниченность ресурсов, подлежащих распределению; б) различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования; в) взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности; г) плохие коммуникации. Эти причины вызывают конфликт тогда, когда они ограничивают возможности личности или группы в реализации их значимых интересов.
Внутриличностные конфликты чаще всего возникают на основе противоречия между исполняемой, реальной социально - психологической роли в группе и ориентацией, претензией личности на другую, соответствующую внутренним потребностям.
Межличностные конфликты. Межличностные конфликты могут проявляться как столкновение личностей с разными характерами, взглядами и ценностями в борьбе за обладание определенной ценностью в рамках какой либо группы. Конфликт принимает форму столкновения, противоборства двух личностей. Межличностные конфликты могут возникать по поводу
Внутригрупповые конфликты возникают, как правило, между неформальными группами в рамках какой-то формальной группы. Поводом для конфликта является стремление одной из неформальных групп, считающей, что руководитель относится к ним несправедливо, сплотиться и развязать конфликт.
3.
Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.
Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.
Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.
2
Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.
Возрастная психология исследуе
Педагогическая психология имее
Психология труда рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства.
Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. В современной науке носит название клиническая психология. Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.
Дифференциальная психология ис
Психометрия постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.
Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии
8
Ощущения - это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Виды ощущений:
Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.
Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке.
Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.
Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются движение языка, и возникает гамма вкусовых ощущений.
Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.
Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.
10
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Виды памяти
Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит: 1)От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). 2)От приемов заучивания.
Мгновенная, или иконическая память - непосредственный, отпечаток сенсорной информации. Удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств, без переработки полученной информации. Ее длительность 0,1-0,5 с. Данный вид памяти можно отследить в следующем эксперименте
Кратковременная память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации.
4.
Психика — это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.
Сознание
и деятельность
Сознание — присущая только человеку способность
воспроизводить действительность в идеальных
образах.
Деятельность — это активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей.
Деятельность способствует изменениям
в сознании человека, его развитию.
Сознание формируется деятельностью,
чтобы в то же время влиять на
эту деятельность, определять и регулировать
ее. Практически осуществляя свои
творческие замыслы, родившиеся в сознании,
люди преображают природу, общество
и самих себя. В этом смысле сознание
человека не только отражает объективный
мир, но и творит его. Впитав в себя
исторический опыт, знания и методы
мышления, получив определенные умения
и навыки, человек осваивает
1.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche– «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология- это наука о психике и психических явлений. Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.
Этапы развития:
Первый этап – психология как наука о душе. Такое определение было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
Второй этап – Психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
Третий этап – психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Четвертый этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
13.
Речь — это форма существования сознания (
Внешняя речь включает устную
(диалогическую и
Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Функции речи
1) средство существования,
передачи и усвоения
2) средство общения (
3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).