Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 17:04, курсовая работа
На основе поставленных целей и задач мы получили представление о процессах прогнозирования и профилактики - как основных управляющих воздействиях в ситуации межличностного конфликта. Межличностные конфликты охватывают все сферы человеческих отношений. Изучив причины возникновения межличностных конфликтов, можно минимизировать их количество. Сам межличностный конфликт можно распознать по определенным “сигналам конфликта”: кризису, напряжению, недоразумению, инциденту, дискомфорту.
Введение 3
1 Общее исследование категории « психологическое воздействие» 5
1.1 Общие понятия категории « психологическое воздействие» 5
1.2 Психологическое воздействие искусства 12
2 Исследования категории «психологическое воздействие» в межличностных отношениях 18
2.1 Направленности психологического воздействия в межличностных отношениях 18
2.2 Стили разрешения межличностных конфликтов 25
Заключение 31
Глоссарий 33
Список использованных источников 35
Список сокращений 36
Приложения 37
Введение 3
1Общее исследование категории « психологическое воздействие» 5
1.1Общие понятия категории « психологическое воздействие» 5
1.2Психологическое воздействие искусства 12
2 Исследования категории «психологическое воздействие» в межличностных отношениях 18
2.1Направленности психологического воздействия в межличностных отношениях 18
2.2Стили разрешения межличностных конфликтов 25
Заключение 31
Глоссарий 33
Список использованных источников 35
Список сокращений 36
Приложения 37
Общение по-прежнему остается одной из форм активности личности, в процессе которой происходит обмен знаниями, духовными ценностями; оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляется культура человека, уровень его развития и образования. В ходе исследования общения установлено, что этот процесс включает в себя неразрывно связанные между собой обмен информацией и психологическое воздействие. Целью и результатами последнего являются перестройка индивидуальной и общественной психологии людей, достижение определенных психических сдвигов и изменений, влияющих на деятельность и поведение.
Наиболее удобные варианты воздействия на человека - это влияние на его подсознание. Воздействуя на подсознание, можно добиться поразительных изменения элементарных поведенческих рефлексов, настроения, изменить привычки и даже мировоззрения человека. Психологическое воздействие это специфический, особый способ воздействия при помощи речи и неречевых средств на психику человека. Психологическое воздействие всегда исходит из определенного мотива и преследует определенные цели. О степени влияния воздействующего субъекта или объекта можно судить по изменениям, происходящим в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено воздействие. В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми.
Формулировка темы курсовой работы подразумевает профилактику и урегулирование межличностных конфликтов. Благодаря точному прогнозу, эффективным методам диагностики и профилактики можно достичь более эффективных результатов при разрешении конфликта, а при проведении определенной работы на предконфликтной стадии и его недопущения.
Прежде чем рассматривать технологии профилактики и разрешения конфликтов, необходимо отметить, что конфликт является неотъемлемой принадлежностью человеческого общества и не может рассматриваться как отклонение от нормального поведения людей, так как представляет собой вид общения, в основе которого лежат противоречия сторон при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состояний.
Межличностный конфликт - это ситуация, которая характеризуется наличием противоречий между участниками какого-либо процесса, обусловленных несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностей.
Проблема изучения связана с ответом на вопрос, как необходимо строить процесс общения, чтобы избежать межличностные конфликты.
Объектом изучения являются межличностные взаимоотношения в коллективе.
Предмет изучения: профилактика межличностных конфликтов.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы личностью для снижения уровня конфликтности и формирования опыта корректных взаимоотношений в процессе конструктивного разрешения конфликтов.
1.1Общие понятия категории « психологическое воздействие»
Если исходить из необходимости уточнения понимания того, что обозначается словосочетанием "психологическое воздействие", то соотносимое с ним явление проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериального, например, слова или особых флюидов на поведение человека, его мысли и чувства. Типичный образ такого понимания воздействия -- отнесение к этому классу явлений действий гипнотизера, психотерапевта, мага, группы ловкачей, обводящих вокруг пальца доверчивых граждан и т.п. Вместе с тем, интуитивное понимание сущности феномена ограничивает возможности его научного исследования, хотя на определенном этапе может служить его отправной точкой. Поэтому, когда приходится обращаться к исследованию вопроса о том, что же при строго научном подходе может вскрыться за тем, что на интуитивном уровне воспринимается как совершенно очевидное, отправным пунктом может стать обращение к толковым словарям, в надежде найти опорные моменты для разработки определения через указание на род, к которому это явление может быть отнесено, и его видовое отличие.
Если мы воспользуемся толковыми словарями и попытаемся установить, что же такое воздействие, в том числе и психологическое, то обнаружим, что под этим подразумевается "действие, направленное на кого-либо, что-нибудь, с целью добиться чего-нибудь". Вместе с тем, из опыта мы знаем, что в психологическом воздействии, в интуитивном понимании этого термина, это "с целью добиться чего-нибудь" не всегда имеет место. Как раз такой цели иногда и не ставят специально, но результат, скорее менее, чем более желательный для воздействующей стороны, наблюдается. В связи с этим, приведенное определение воздействия для его использования в научном контексте мало чем может быть полезным.
Более широкие возможности для определения сущности такой разновидной воздействия, как психологическое, открываются, если обратиться к источникам, трактующим воздействие в контексте философской категории "взаимодействие". "Философский энциклопедический словарь" представляет "взаимодействие" как философскую категорию, отражающую процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.
Определяет воздействие именно в указанном ключе Г.А. Ковалев. Под воздействием он понимает "процесс... который реализуется в ходе взаимодействия двух и более равно упорядоченных систем и результатом которого является изменение в структуре (пространственно-временных характеристиках), состоянии хотя бы одной из этих систем". Считая системный подход наиболее продуктивным при разработке этой проблематики, мы, тем не менее, считаем, что в данном случае использование соответствующей терминологии ничего по сути не раскрывает, а наоборот, вызывает дополнительные вопросы. Что понимается под равно упорядоченностью и можно ли считать группу и отдельного человека равно упорядоченными системами? Эта недоговоренность (или избыточность) не позволяет использовать данное понимание воздействия для выявления специфики более узкого класса явлений -- психологического воздействия.
Не умаляя достоинств уже разработанных другими исследователями определений понятия "психологическое воздействие" и не ставя перед собой задачу их критического анализа (16, 78, 126 и др.), обозначим собственную позицию по данному вопросу. Это позволит позднее обратиться к более конструктивному анализу сложившихся определений и выявить общность и различия нашей собственной позиции и позиций других авторов.
Ключевым в подходе к рассмотрению данного феномена для нас является положение, принадлежащее Ф. Энгельсу, в котором взаимодействие увязывается с категорией "материи". "Взаимодействие -- это первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю...". Исходя из существования нескольких уровней организации материи, воздействие между взаимодействующими объектами может рассматриваться в контексте того уровня организации материи, на котором оно происходит. Поэтому можно говорить о физико-химическом уровне воздействия, биологическом уровне, психологическом и социальном уровнях. И процесс, и результат взаимодействия на каждом из этих уровней протекает и проявляется в соответствии с законами, характерными для этого уровня организации материи. Человек в соответствии с этим, осуществляя взаимодействие с внешними факторами, будь то другие люди или иные объекты, может испытать физическое, химическое, биологическое, психологическое или социальное воздействия.
Чтобы представить
проявление всего спектра указанных видов
воздействия, рассмотрим ситуацию, когда
человек оказался в силу каких-либо обстоятельств
на зараженной радиоактивными веществами
территории. Если им не использовались
специальные средства защиты и последующей
противорадиационной обработки, то его
тело, как и прочие объекты, находившиеся
на данной территории, вызовут определенную
реакцию поднесенного к ним счетчика Гейгера.
Это явится свидетельством наличия результата
физико-химического воздействия на материю,
образующую тело человека. При определенной
дозе облучения у него возможно изменение
течения биологических процессов, обеспечивающих
жизнедеятельность данного субъекта,
как представителя определенного биологического
вида. В этом случае уже следует говорить
о биологическом уровне воздействия, дифференцируя
его в зависимости от глубины биологического
поражения (генетическое поражение, морфологическое,
физиологическое, функциональное). На
фоне переживаемого облученным субъектом
физического дискомфорта и определенного
отношения к собственному здоровью, жертва
облучения может испытывать определенные
эмоции. Эмоции и переживания возникают
также из-за осознания самого факта лучевого
поражения. Люди неосведомленные могут
относиться к поражающим факторам не только
со страхом, но испытывать и другие эмоции.
Эмоции, чувства, переживания, изменение
образа мира или мировоззрения -- это уже
проявление результата соприкосновения
человека с радиацией на психологическом
уровне.
Воздействие на социальном
уровне может проявиться, например, в изменении
в обществе отношения к ядерным технологиям,
к конкретным государственным программам
(так, после Чернобыльской катастрофы
были "заморожены" некоторые программы
развития предприятий атомной энергетики),
в разработке новых нормативных актов,
регламентирующих международное взаимодействие
в определенной сфере, в возникновении
неформальных общественных объединений
и т.д.
При всей ясности такого подхода определенный класс эффектов все же оказался не отраженным в представленной выше схеме анализа. Это психофизиологические реакции и их проявление на психологическом уровне. Если вернуться к нашему примеру, то можно предположить, что поражение может быть столь выраженным, что это приведет к изменению функционирования нервной системы в целом и уже вторично обусловит изменение не только функционального состояния, но и состояния сознания облученного. Это отразится, возможно, ограниченно во времени и на поведенческом уровне. Психиатрам известно явление, получившее название "рентгеновское похмелье", -- эйфорического возбуждения на начальной стадии лучевой болезни. Но на этой же стадии может развиваться и дисфорическое состояние (подавленность, раздражительность, чувство дискомфорта). По наблюдениям психиатров, состояние сознания в зависимости от тяжести радиационного поражения может изменяться от оглушенности вплоть до комы.
Другая группа эффектов обусловлена отражением человеком социальных феноменов, возникших в связи с фактором воздействия (в нашем примере в связи с пребыванием на радиационно загрязненной территории) в контексте его ценностно-потребностных образований. Так, человек может переживать как социальную несправедливость отношение общества к нему как к жертве профессиональной несостоятельности тех, чья деятельность вызвала радиационное загрязнение, кто не обеспечил ему должную физическую и социальную защиту. Эти переживания, в свою очередь, могут привести к изменению системы ценностей, политической ориентации и т.п. Таким образом, не сам факт воздействия радиации вызовет изменение системы ценностей, а возникшая в связи с этим значимая для личности социальная ситуация. Можно было бы обозначить это воздействие как косвенное, в нашем примере проявляющееся в конкретной социальной ситуации.
Мы специально остановились на столь "остром" примере, чтобы продемонстрировать, что даже при таком неспецифическом для психического уровня организации материи воздействии эффект на психологическом уровне может быть весьма разнообразным и иметь различную природу:
быть прямым следствием актуального психофизиологического состояния;
явится результатом отражения и осмысления ситуации в контексте сложившейся системы ценностей и отношений;
в процессе отражения быть опосредованным некоторыми дополнительными обстоятельствами и внешними факторами, в том числе и социальными.
Следуя принятой логике анализа, мы должны были бы констатировать, что человек постоянно испытывает психологическое воздействие со стороны внешних факторов, ведь любое внешнее воздействие, достигнув определенной величины, как минимум, вызовет определенную реакцию в соответствующем анализаторе и т.д. Это вполне укладывается в трактовку психологического воздействия, встречающуюся в психологической справочной литературе. Под воздействием традиционно понимается "целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому". Передача движения может осуществляться непосредственно в виде импульса или опосредованно - в виде комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов.
Вместе с тем, такая трактовка представляется чрезмерно расширительной. Какой смысл вводить дополнительный термин для того, чтобы фиксировать общепризнанный факт отражения человеком на психическом уровне внешних воздействий? На самом деле посредством термина "психологическое воздействие" пытаются отразить несколько иную реальность, разграничивая ситуации, когда импульсы и сигналы, отражаясь субъектом, только ориентируют его в контексте осуществляемой деятельности и в рамках определенных обстоятельств и когда это отражение изменяет контекст деятельности или рамки обстоятельств. Остановимся на этом подробнее.
Информация о работе Общее исследование категории « психологическое воздействие